1. Ленинская школа – теория империализма
Капитализм вступает в свою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть умирающий капитализм.
2. австрийская школа (Карл Менгер (Австрия), Эйген Бем-Баверк (Австрия), Фридрих Визер (Австрия), Леон Вальрас (Франция), Уильям Джевонс (Англия))
Ученые данной школы сформулировали основные принципы маржинализма или теорию предельной полезности материальных благ. Ценность любого блага определяется его ограниченностью (редкостью) и той пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага.
3. кембриджская школа (Альфред Маршалл (англия), Джон Бейтс Кларк (США), Вильфредо Парето (италия))
Суть концепции указанных экономистов сводилась к попытке объединить теорию издержек производства, спроса и предложения, производительности с теорией предельной полезности и предельной производительности.
4. кейнсианство или регулируемый капитализм (Джон Мейнард Кейнс (Англия))
Кейнсианство поставило в центр внимания проблемы макроэкономики. Кейнсианский подход к механизму функционирования экономики состоит в том, что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику, а система рыночных отношений не является совершенной и саморегулируемой (так считали классики). Государство может регулировать все экономические отношения в обществе.
5. школа экономического роста (Уолт Уитмен Ростоу (США))
Общество проходит в своем развитии несколько этапов экономического роста (от единого индустриального до постиндустриального общества).
6. монетаризм (Милтон Фридмен (США))
Согласно концепции монетаризма экономическая функция государства состоит в поддержании стабильного денежного обращения и недопущении инфляции. Под влиянием монетарной концепции М. Фридмена находилось правительство Е. Гайдара.
7. институционализм (Торстейн Веблен (США), Джон Коммонс (США), Уэсли Митчелл (США), Джон Гэлбрейт (США))
По мнению институционалистов, развитие экономики определяется характером имеющихся в ней институтов. Институты – это структурные элементы экономики, определяющие «правила игры», согласно которым в ней протекают различные процессы. Последствия динамики экономических параметров (цены, объемы спроса, предложения, ставки процента, уровень безработицы) зависят от институциональной среды, сложившейся в обществе.
8. Неоинституционализм (Рональд Коуз (США), Оливер Уильямсон (США), Джеймс Бьюкенен (США))
В 70 – 80-е годы неоинституционализм представлен теорией прав собственности, теорией экономической организации и теорией общественного выбора. Представители данного направления придают особое значение роли трансакционных издержек (издержек рыночной координации производства).
Схематично представим основные теории и школы в экономической науке. На схеме 1 изображены имена наиболее известных экономистов – представителей различных школ и направлений, создателей и разработчиков известных теорий, оригинальных концепций.
Схема 1. Имена наиболее известных экономистов
Овалы, в которые вписаны имена экономистов, размещены в соответствии с временными периодами их творческой деятельности (примерными сроками публикаций основных трудов) и условным распределением по школам и направлениям.
В верхней части схемы размещены представители социологических концепций, несколько ниже – исторической и социально-институциональной школы, в центре – классики и неоклассики, в нижней части – экономисты-математики, маржиналисты.
Названия и даты выхода трудов экономистов, упомянутых в схеме 1.
Абалкин Л. И. Новый тип экономического мышления (1987 г.).
Алле М. Современная экономическая наука и факты (1994 г.).
Бьюкенен Дж. М. Спрос и предложение общественных товаров (1968 г.).
Вальрас П. Элементы чистой политической экономии (1874 г.).
Веблен Т. Теория праздного класса (1899 г.).
Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество (1967 г.).
Канторович Л. В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов 1942 г.).
Каутский К. Аграрный вопрос (1899 г.).
Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег (1936 г.).
Кенэ Ф. Экономическая таблица (1758-1759 гг.).
Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры (1925 г.).
Ленин В. И. Империализм, как высшая стадия капитализма (1917 г.).
Леонтьев В. Будущее мировой экономики (1977 г.).
Маркс К. Капитал. Т. 1 (1867 г.).
Маршалл А. Принципы Экономикса (1890 г.).
Менгер К. Основания политической экономии (1871 г.).
Милль Дж. Ст. Принципы политической экономии (1848 г.).
Мэн Т. Богатство Англии во внешней торговле (1664 г.).
Ойкен В. Основы национальной экономии (1940 г.).
Петти У. Политическая арифметика (1676 г.).
Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения (1817г.).
Робинсон Дж. Накопление капитала (1956 г.).
Рошер В. Начала народного хозяйства (1854 г.).
Самуэльсон П. Проблемы американской экономики (1962 г.).
Сисмонди Ж. Новые начала в политической экономии (1819 г.).
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (1776г.).
Туган-Бараноеский М. И. Основы политической экономии (1909 г.).
Фридмен М. Монетарная история Соединенных Штатов (1963 г.).
Харрод Р. К теории экономической динамики. (1948 г.).
Шаталин С. С. Интенсификация общественного производства: социально-экономические проблемы (1987 г.).
На схеме 2 представлена обобщенная характеристика основных направлений развития экономической теории.
Схема 2. Обобщенная характеристика основных направлений развития экономической теории
Теоретические школы | Основной период развития | Основные идеи | |
Меркантилизм | XVI-XVIII вв. | – Главное богатство общества – деньги (золото и серебро) – Источник этого богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот) – Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества | |
Классическая политэкономия | Школа физиократов | XVIII вв. | – Источник богатства общества – сельскохозяйственное производство, а не обращение – Промышленность – это «бесплодная сфера», которая лишь перерабатывает продукты природы и земледелия |
Рыночная школа | XVII-XIX вв. | Источник богатства общества – производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития – свободная и конкурентная рыночная экономика, без вмешательства государства. | |
Марксистская (пролетарская) политическая экономия | С середины XIX в. | Капиталистическое производство несостоятельно; трудящиеся должны взять власть, чтобы уничтожить капитализм (с его частной собственностью, эксплуатацией, кризисами) и построить социализм с общей собственностью и государственным руководством экономикой во благо всего общества. | |
Линия экономикс | общий замысел | С конца XIX в. | Курс на деидеологизацию экономической науки: уход от конфронтационных классово-политических оценок и рекомендаций, исследование «чистой экономики». |
неоклассическое направление | С конца XIX в. | Частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию; государство должно лишь создавать благоприятные условия для ее функционирования. | |
кейнсианское направление | С 30-х годов XX в. | Рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества, поэтому государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу. |
Схема 3 дает представление о периодизации основных теорий и школ в экономической науке, их взаимосвязи и преемственности во временных рамках.
Схема 3. Экономические теории и школы
- Московский автомобильно-дорожный институт
- Введение
- Модуль I. Введение в экономическую теорию Лекция 1. Предмет и метод экономической теории
- 1. Предмет экономической теории
- 2. Цель, задача и проблема экономической теории
- 3. Потребности и факторы производства
- 4. Методы экономического анализа
- 5. Функции экономической теории
- 6. Особенности экономической теории
- 7. Этапы развития экономической теории
- 1. Ленинская школа – теория империализма
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 2. Общие проблемы экономического развития
- 1. Основные вопросы экономики
- 2. Экономические системы
- 3. Понятие собственности
- Контрольные вопросы и задания
- Модуль II. Микроэкономика Лекция 3. Общая характеристика рыночной экономики
- 1. Рынок: понятие и условия возникновения. Экономический кругооборот
- 2. Функции рынка
- 3. Основные черты классической модели рынка. Структура и инфраструктура рынка
- 4. Преимущества и недостатки рынка. Фиаско рынка
- 5. Концепции перехода к рынку
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 4 – 5. Теория спроса и предложения
- 1. Спрос и его факторы. Функция спроса
- 2. Предложение и его факторы. Функция предложения
- 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
- 4. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
- 5. Воздействие государства на рыночное равновесие
- 6. Эластичность спроса и предложения
- 7. Нарушения единственности равновесия
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 6. Теория потребительского поведения
- 1. Потребительский выбор: понятие, основные положения теории
- 2. Количественная теория полезности: общая и предельная полезность блага, законы Госсена, таблица Менгера
- 3. Порядковая теория полезности: кривые безразличия и бюджетная линия, равновесие потребителя
- Моделирование поведения потребителя
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 7 – 8. Теория издержек производства
- 1. Классификация издержек производства по методу оценки затрат
- Составляющие неявных (внутренних) затрат:
- 2. Виды прибыли
- 3. Издержки производства в краткосрочном периоде
- 4. Кривые издержек долгосрочного периода
- 5. Эффект масштаба производства
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 9. Теория предпринимательства
- 1. Сущность предпринимательства: определение, функции, теории
- Классификация современных теорий предпринимательства:
- 2. Виды предпринимательства и основные его признаки
- 3. Организационно-правовые формы предпринимательства в рф
- 2. Совместное предпринимательство:
- 3. Корпоративное предпринимательство – акционерные общества:
- 4. Концепции фирмы, их типология и цели
- 5. Условия максимизации прибыли
- Метод сравнения совокупных показателей
- Метод сравнения предельных показателей
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 10. Общая теория конкуренции
- 1. Роль конкуренции в рыночной экономике
- 2. Основные формы и виды конкуренции
- Типы рынков по степени конкуренции:
- Формы конкуренции по методам осуществления:
- Виды конкуренции по отраслевой принадлежности:
- 3. Измерение концентрации рынка
- 4. Совершенная конкуренция
- Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
- Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 11 – 12. Теория несовершенной конкуренции
- 1. Общие черты несовершенной конкуренции и последствия
- Общие черты несовершенной конкуренции:
- Последствия несовершенной конкуренции:
- 1. Монополистические аспекты:
- 2. Конкурентные аспекты:
- 3. Олигополия
- Виды монополий:
- Монополии в России разделены на три категории:
- Ценообразование в условиях монополии:
- 5. Антимонопольная политика сша и рф
- Необходимость антимонопольного законодательства
- Действия, запрещенные для фирм:
- Способы антимонопольного регулирования:
- Антимонопольная политика рф
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 13 – 14. Теория факторов производства
- 1. Производство и факторы производства
- 2. Спрос и предложение на факторы производства
- 3. Общий (совокупный), предельный и средний продукт. Закон убывающей предельной производительности
- 4. Оптимальная структура использования факторов производства
- 5. Дисконтирование и правило принятия инвестиционных решений
- 6. Цена земли как капитального актива
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 15. Теория внешних эффектов
- 1. Внешние эффекты рыночной деятельности и ограниченность рыночного механизма
- 2. Причина возникновения внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов (теорема Коуза). Регулирование внешних эффектов
- Контрольные вопросы и задания
- Модуль III. Макоэкономика Лекция 16. Основные макроэкономические показатели системы национальных счетов
- 1. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт
- 2. Способы измерения ввп
- 3. Соотношение показателей в системе национальных счетов
- 4. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 17 – 18. Совокупный спрос, совокупное предложение, макроэкономическое равновесие
- 1. Совокупный спрос
- Уровень
- 2. Совокупное предложение
- 3. Макроэкономическое равновесие
- 4. Агрегированные (совокупные) расходы
- 5. Коэффициенты Кейнса:
- 6. Инфляционный и рецессионный разрывы
- 8. Модель is – lm
- Контрольные вопросы и задания
- Лекции 19 – 20. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица и инфляция
- 1. Экономический цикл: понятие, модели, причины цикличности, типы
- 1. Цикличность и нтп:
- 2. Цикличность и денежно-кредитные факторы:
- 3. Цикличность и биполярная структура рынка:
- Антициклическое регулирование
- 2. Инфляция: понятие, показатели, типы. Кривая Филлипса
- 3. Безработица: понятие, типы. Закон а.Оукена
- 4. Особенности рынка труда и проблемы его становления в рф
- 5. Инфраструктура рынка труда. Служба занятости и ее функции
- 6. Регулирование рынка труда и его методы
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 21. Теория денег
- 1. Сущность и функции денег. Количество денег в обращении. Формы и виды денег
- 2. Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег. Денежные агрегаты
- 3. Денежная система. Закон денежного обращения
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 22. Банковская система рф. Кредитно-денежная политика
- 1. Банковская система рф
- 2. Методика расчета совокупной денежной массы в экономике
- 3. Кредитно-денежная политика
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 23. Налоги. Бюджет. Бюджетно-налоговая политика
- 1. Налоговая система
- 2. Государственный бюджет и бюджетное устройство
- 3. Бюджетно-налоговая политика
- 4. Государственный долг
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 24. Экономический рост
- 1. Экономический рост: понятие, показатели, графическая интерпретация
- 2. Типы и факторы экономического роста
- 3. Модели экономического роста
- 4. Основные социально-экономические приоритеты развития России
- 5. Факторы и тенденции экономического роста в рф
- Контрольные вопросы и задания
- Лекция 25. Международные аспекты экономической теории
- 1. Мировое хозяйство: содержание и структура
- Преимущества международной специализации и торговли
- 2. Внешнеэкономическая политика государства
- 3 . Международная валютная система и валютный курс
- Режимы конвертируемости
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
- Модуль I. Введение в экономическую теорию
- Модуль II. Микроэкономика
- Модуль III. Макроэкономика
- Экономическая теория