logo
Лекции по экономике

1. Ленинская школа – теория империализма

Капитализм вступает в свою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть умирающий капитализм.

2. австрийская школа (Карл Менгер (Австрия), Эйген Бем-Баверк (Австрия), Фридрих Визер (Австрия), Леон Вальрас (Франция), Уильям Джевонс (Англия))

Ученые данной школы сформулировали основные принципы маржинализма или теорию предельной полезности материальных благ. Ценность любого блага определяется его ограниченностью (редкостью) и той пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага.

3. кембриджская школа (Альфред Маршалл (англия), Джон Бейтс Кларк (США), Вильфредо Парето (италия))

Суть концепции указанных экономистов сводилась к попытке объединить теорию издержек производства, спроса и предложения, производительности с теорией предельной полезности и предельной производительности.

4. кейнсианство или регулируемый капитализм (Джон Мейнард Кейнс (Англия))

Кейнсианство поставило в центр внимания проблемы макроэкономики. Кейнсианский подход к механизму функционирования экономики состоит в том, что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику, а система рыночных отношений не является совершенной и саморегулируемой (так считали классики). Государство может регулировать все экономические отношения в обществе.

5. школа экономического роста (Уолт Уитмен Ростоу (США))

Общество проходит в своем развитии несколько этапов экономического роста (от единого индустриального до постиндустриального общества).

6. монетаризм (Милтон Фридмен (США))

Согласно концепции монетаризма экономическая функция государства состоит в поддержании стабильного денежного обращения и недопущении инфляции. Под влиянием монетарной концепции М. Фридмена находилось правительство Е. Гайдара.

7. институционализм (Торстейн Веблен (США), Джон Коммонс (США), Уэсли Митчелл (США), Джон Гэлбрейт (США))

По мнению институционалистов, развитие экономики определяется характером имеющихся в ней институтов. Институты – это структурные элементы экономики, определяющие «правила игры», согласно которым в ней протекают различные процессы. Последствия динамики экономических параметров (цены, объемы спроса, предложения, ставки процента, уровень безработицы) зависят от институциональной среды, сложившейся в обществе.

8. Неоинституционализм (Рональд Коуз (США), Оливер Уильямсон (США), Джеймс Бьюкенен (США))

В 70 – 80-е годы неоинституционализм представлен теорией прав собственности, теорией экономической организации и теорией общественного выбора. Представители данного направления придают особое значение роли трансакционных издержек (издержек рыночной координации производства).

Схематично представим основные теории и школы в экономической науке. На схеме 1 изображены имена наиболее известных экономистов – представителей различных школ и направлений, создателей и разработчиков известных теорий, оригинальных концепций.

Схема 1. Имена наиболее известных экономистов

Овалы, в которые вписаны имена экономистов, размещены в соответствии с временными периодами их творческой деятельности (примерными сроками публикаций основных трудов) и условным распределением по школам и направлениям.

В верхней части схемы размещены представители социологических концепций, несколько ниже – исторической и социально-институциональной школы, в центре – классики и неоклассики, в нижней части – экономисты-математики, маржиналисты.

Названия и даты выхода трудов экономистов, упомянутых в схеме 1.

Абалкин Л. И. Новый тип экономического мышления (1987 г.).

Алле М. Современная экономическая наука и факты (1994 г.).

Бьюкенен Дж. М. Спрос и предложение общественных товаров (1968 г.).

Вальрас П. Элементы чистой политической экономии (1874 г.).

Веблен Т. Теория праздного класса (1899 г.).

Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество (1967 г.).

Канторович Л. В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов 1942 г.).

Каутский К. Аграрный вопрос (1899 г.).

Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег (1936 г.).

Кенэ Ф. Экономическая таблица (1758-1759 гг.).

Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры (1925 г.).

Ленин В. И. Империализм, как высшая стадия капитализма (1917 г.).

Леонтьев В. Будущее мировой экономики (1977 г.).

Маркс К. Капитал. Т. 1 (1867 г.).

Маршалл А. Принципы Экономикса (1890 г.).

Менгер К. Основания политической экономии (1871 г.).

Милль Дж. Ст. Принципы политической экономии (1848 г.).

Мэн Т. Богатство Англии во внешней торговле (1664 г.).

Ойкен В. Основы национальной экономии (1940 г.).

Петти У. Политическая арифметика (1676 г.).

Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения (1817г.).

Робинсон Дж. Накопление капитала (1956 г.).

Рошер В. Начала народного хозяйства (1854 г.).

Самуэльсон П. Проблемы американской экономики (1962 г.).

Сисмонди Ж. Новые начала в политической экономии (1819 г.).

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (1776г.).

Туган-Бараноеский М. И. Основы политической экономии (1909 г.).

Фридмен М. Монетарная история Соединенных Штатов (1963 г.).

Харрод Р. К теории экономической динамики. (1948 г.).

Шаталин С. С. Интенсификация общественного производства: социально-экономические проблемы (1987 г.).

На схеме 2 представлена обобщенная характеристика основных направлений развития экономической теории.

Схема 2. Обобщенная характеристика основных направлений развития экономической теории

Теоретические школы

Основной

период развития

Основные идеи

Меркантилизм

XVI-XVIII вв.

– Главное богатство общества – деньги (золото и серебро)

– Источник этого богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот)

– Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества

Классическая

политэкономия

Школа физиократов

XVIII вв.

– Источник богатства общества – сельскохозяйственное производство, а не обращение

– Промышленность – это «бесплодная сфера», которая лишь перерабатывает продукты природы и земледелия

Рыночная школа

XVII-XIX вв.

Источник богатства общества – производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития – свободная и конкурентная рыночная экономика, без вмешательства государства.

Марксистская (пролетарская) политическая экономия

С середины XIX в.

Капиталистическое производство несостоятельно; трудящиеся должны взять власть, чтобы уничтожить капитализм (с его частной собственностью, эксплуатацией, кризисами) и построить социализм с общей собственностью и государственным руководством экономикой во благо всего общества.

Линия экономикс

общий замысел

С конца XIX в.

Курс на деидеологизацию экономической науки: уход от конфронтационных классово-политических оценок и рекомендаций, исследование «чистой экономики».

неоклассическое направление

С конца XIX в.

Частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию; государство должно лишь создавать благоприятные условия для ее функционирования.

кейнсианское направление

С 30-х годов XX в.

Рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества, поэтому государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу.

Схема 3 дает представление о периодизации основных теорий и школ в экономической науке, их взаимосвязи и преемственности во временных рамках.

Схема 3. Экономические теории и школы