logo search
Otvety_na_teoriyu(1)

50. Характеристика картелеподобной структуры рынка. Формы ценового лидерства.

Наиболее распространенной формой олигополии в современной экономике является картелеподобная структура рынка или “игра по правилам”.

Она представляет собой своеобразный компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой – уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т. е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. “Игра по правилам” облегчает достижение олигополистического равновесия.

Идея лидерства в ценах состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма, а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Разрыв во времени между установлением цен лидером и последователями способствует мирному (без ценовых войн) разрешению противоречий.

Различают три основных вида ценового лидерства:

  1. барометрическое лидерство и/или лидерство как замена сговора;

  2. лидерство на основе низких издержек;

  3. лидерство доминирующей фирмы.

При барометрическом лидерстве фирма, первой устанавливающая цены, подобно барометру отслеживает развитие обстановки в отрасли. В основе многих изменений лежат объективные процессы на рынке

Согласие других участников поддерживать цены на уровне лидера связано не с каким-то давлением на них, а с пониманием выгодности выдвинутых ценовых предложений. По существу, барометрическое лидерство в наиболее чистой форме отражает дух картелеподобной структуры рынка. Картеля (сговора) как такового нет, но, ориентируясь на лидера, все фирмы ведут себя почти также, как если бы он был.

Фирма-ценовой лидер навязывает оптимальные для него низкие цены компаниям с более высокими издержками, которые, не будь его продукта на рынке, сочли бы для себя оптимальными более высокие цены. При этом доли рынка не зависят от уровня издержек.

О доминировании компании на рынке принято говорить в том случае, когда все ее конкуренты слабы и малы по сравнению с ней. В результате бороться всерьез с лидером никто не может. У последнего в руках масса средств наказания «неудобных» конкурентов: от ценовой войны, в которой он имеет бесспорные преимущества перед более мелкими фирмами, до разнообразных полулегальных методов удушения конкурентов. В итоге все фирмы автоматически принимают любую цену, предложенную лидером, то есть превращаются в ценополучателей (pricetaker), подобно тому, как это происходит при совершенной конкуренции.