Много народов – единая цивилизация
Российская Федерация является одним из крупнейших федеративных (по своему устройству) и полиэтничных (по составу населения) государств, где проживают представители 182 народов, говорящих на 239 языках и диалектах. При этом в большинстве своём наши народы на протяжении веков проживали именно на территории России (в отличие, например, от истории образования США) и в этом смысле являются коренными, сыгравшими свою историческую роль в формировании российской государственности.
Результатом многовековой межкультурной сопряжённости и добрососедства народов стала самобытная российская цивилизация. Историко-культурный облик, настоящее и будущее России оказались тесно связаны с такими её чертами как многонародность, многорелигиозность и многоукладность при наличии этнического (русские) и религиозного (православные) большинства. Именно эти черты, наряду с громадными территориями, находящимися в разных климатических и географических условиях, определяют самобытность России и российской цивилизации.
Исторический опыт нашей страны свидетельствует, что её этническое, религиозное и культурное многообразие всегда являлось важным фактором конкурентоспособности государства, мощным ресурсом развития. Российской Федерации удалось выработать механизмы интеграции в единую гражданскую общность (российский народ) и цивилизацию различных этнических групп без утраты ими своей самобытности.
Обладая уникальным этнокультурным и религиозным многообразием, Россия на протяжении многих веков сохраняла межэтнический и межрелигиозный мир, поддерживая баланс интересов различных религиозных и этнокультурных сообществ – национального большинства и национальных меньшинств, коренных малочисленных народов, старожильческого населения и прибывающих мигрантов. В России, в отличие от многих других западных и восточных государств, народы, вошедшие в состав Российской империи, не ассимилировались, а, напротив, приобретали новые возможности для развития, включая собственную письменность, интеллигенцию, культурную и образовательную инфраструктуру. За последние 150 лет большинство народов России прошли путь от бесписьменного состояния к высокоразвитой этнической культуре. Уже в девяностых годах прошлого века появилась письменность на нескольких языках малых дагестанских народов.
Вместе с тем в последние десятилетия обозначились новые вызовы и угрозы территориальной целостности, межэтническому и межрелигиозному миру, общественно-политической стабильности России. Это – часто финансируемая извне активность террористических и экстремистских организаций, рост нетерпимости, этнического и религиозного радикализма в молодёжной среде и некоторые привнесённые извне формы молодёжной субкультуры (например, скинхеды – что преступно в стране, победившей фашизм). Целый комплекс этнополитических проблем возник в результате:
- советской национальной политики (например, неоднократные изменения границ автономий, краев, областей в составе РСФСР, искусственное «укрупнение народов» в 1920 – 1930 гг., последствия репрессий и депортаций в отношении некоторых народов СССР и т.д.);
- распада СССР (отсутствие реальной альтернативы идеологии интернационализма, дружбы народов и концепции «единая общность – советский народ»);
-новых вызовов, имеющих общемировой характер (международный терроризм, нелегальная миграция, сложности с интеграцией прибывающих мигрантов, кризис европейского мультикультурализма и т.п.).
Нашим ответом на эти реалии и явления должны стать системные действия по следующим направлениям:
- укрепление гражданского единства российского народа;
- сохранение этнокультурного многообразия России;
- гармонизация межэтнических и межрелигиозных отношений;
- решение вопроса социокультурного самочувствия русского народа, исторически играющего консолидирующую роль в государственном строительстве.
За органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должны быть законодательно закреплены и обеспечены ресурсами полномочия и ответственность за состояние межэтнических отношений на подведомственной территории. При этом реализация культурных проектов национальных автономий должна координироваться не только на региональном, но и на федеральном уровне. Это позволит ограничить влияние местных элит на национальные организации и не всегда добросовестное использование национальной темы при «выторговывании» ресурсов из центра.
В связи с регулярно возникающими предложениями о создании федерального органа исполнительной власти, ответственного за гармонизацию межэтнических отношений, этнокультурное развитие народов и интеграцию национальных меньшинств, целесообразно рассмотреть возможность наделения этими функциями Министерства культуры России, преобразовав его в Министерство культуры и по делам национальностей, исключив тем самым политизацию и темы, и ведомства. Одновременно необходимо разработать Стратегию укрепления единства российской цивилизации и этнокультурного развития народов России. Это не только обеспечит государственный подход в данной сфере (гражданское единство народов России, несомненно, является задачей федерального уровня), но и стимулирует регионы к более активным инвестициям в свой этнокультурный потенциал, общегражданское единство и профилактику этнополитического экстремизма. В каждом субъекте федерации должна быть своя региональная программа в этой сфере.
- Народные инициативы
- Итоги десятилетия
- Приоритеты развития
- Общероссийский народный фронт – новый элемент политической системы
- Качество жизни. Достойная жизнь – гражданам великой страны
- Возрождение духовности и сохранение традиций
- Культура и искусство
- Развитие телевидения и кино
- Новая, народная школа
- Дошкольное образование
- Качественное школьное образование
- Развитие высшего и профессионального образования
- Здоровая нация
- Здоровый образ жизни: физкультура и спорт, отказ от вредных привычек
- Новое качество медицины
- Лекарственное обеспечение
- Жильё и жилищно-коммунальные услуги
- Доступное жильё
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Комфортная среда для жизни
- Городская среда
- Наше новое село
- Жизнь за рулём
- Экология и благоприятная окружающая среда
- Утилизация твёрдых бытовых отходов
- Вода – источник жизни и долголетия
- Социальная справедливость: на пути к обществу равных возможностей
- Уважение к труду - уважение к человеку
- Эффективный рынок труда
- Справедливая оплата труда
- Охрана труда
- Социальное партнёрство
- Защита законных прав и интересов работников
- Социальное равенство и справедливое налогообложение
- Социальная политика
- Обеспеченная старость и активное долголетие
- Развитие пенсионной системы
- Защита прав инвалидов
- Семья и дети
- Молодёжная политика
- Сильная экономика – сильная Россия
- Модернизация как условие экономического прорыва и приоритет государственной политики
- Стратегическое планирование
- Финансовый сектор
- Налоговая система – от перераспределения к стимулированию роста
- Уход от сырьевой модели развития. Рациональное природопользование
- Привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест
- Сбалансированный бюджет
- Государственные закупки
- Государственное регулирование естественных монополий
- Энергоэффективность
- Наука, технологии, инновации
- Продовольственная безопасность
- Развитие сельского хозяйства
- Фермерское движение и сельхозкооперация
- Рыболовство и рыбалка – промысел и образ жизни
- Эффективная власть под контролем народа
- Новое качество власти
- Эффективная власть
- Профессионалы во власти
- Эффективное управление и государственные услуги
- Противодействие коррупции
- Обеспечение прав граждан
- Совершенствование судебной системы и уголовной политики
- Обеспечение правопорядка и безопасности
- Новая региональная политика
- Межбюджетные отношения и разграничение ответственности – децентрализация полномочий
- Реформа местного самоуправления
- Развитие регионов
- Дальневосточный федеральный округ
- Центральный федеральный округ
- Приволжский федеральный округ
- Сибирский федеральный округ
- Южный федеральный округ
- Северо-Кавказский федеральный округ
- Уральский федеральный округ
- Северо-Западный федеральный округ
- Поддержка развития территориальных кластеров
- Транспортные артерии России
- Автомобильные дороги
- Автомобильный транспорт
- Метрополитены
- Железнодорожный транспорт
- Авиация
- Речной транспорт
- Морской транспорт
- Единство Российской цивилизации
- Много народов – единая цивилизация
- Российская идентичность
- Развитие национального самосознания через образование и просвещение
- Диалог культур и религий
- Интеграция мигрантов в российское общество
- Международные отношения и безопасность страны
- Приоритетные направления внешней политики
- Обороноспособность страны
- В заключение