logo search
Otvety_na_teoriyu(1)

31. Отличительные черты картелеподобной структуры рынка.

Картелеподобная структура рынка — компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Данная политика позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антимонопольного законодательства, а также позволяет уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т е оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. «Игра по правилам» облегачает достижение олигополистического равновесия.

Лидерство в ценах. Наиболее часто употребляемым приемом в ценах. Оно состоит в том, что крупные изменения цен сначала проводит одна фирма ( обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены ( а значит, и объем пр-ва) для всей отрасли. Но делает это с тким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то не просто не преследуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто «прощупывает» отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.

Ценообразование по схеме «издержки плюс». Фирмы отрасли ориентируются на примерно одинаковый, «нормативный», процент прибыли по отношению к издержкам. За долгие годы противоборства на рынке олигополист успевает хорошо узнать уровень издержек конкурентов, ему становится легко предсказывать и их цены. Появляется четкий критерий оценки степени агрессивности ценообразования. Как только % прибыли какой-то компании резко снижается по сравнению с принятым в отрасли, фирмы-конкуренты воспринимают это как «объявление войны» и начинают ответные действия. Оставаясь же в рамках общепринятого уровня прибыльности, фирма сводит возможность неожиданной реакции конкурентов до минимума.