logo search
Лекции по экономике

1. Потребительский выбор: понятие, основные положения теории

Экономисты создали теорию потребительского поведения, основанную на гипотезе о сопоставимости полезности самых разных благ. Было принято, что при заданных ценах покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами и представлениями.

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности денежного дохода.

Основные положения современной теории потребительского выбора:

  1. денежный доход потребителя ограничен;

  2. цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными потребителями;

  3. все покупатели знают предельную полезность всех продуктов;

  4. потребители стремятся максимизировать свою полезность.

для того чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен быть в состоянии сравнивать, сопоставлять, соизмерять полезности различных благ и их наборов, т.е. формировать свои предпочтения.

Предпочтение в экономике – это выбор экономических субъектов относительно доступных альтернатив в силу их преимуществ. Основным преимуществом в экономике считается возможность получения выгоды (но не обязательно денежной). При этом выгодой для фирмы, как правило, выступает прибыль, а для потребителя полезность.

Известны два основных подхода к решению этой проблемы – количественный и порядковый.