logo search
ГОС 2012

27.Типы и направления концентрации

Типы совершения концентрации:

Различают 2 основных типа роста фирмы, которые влияют на динамику концентрации:

1)внутренний рост-увеличение размеров фирмы за счет самофинансирования и привлечения кредитных средств. Применяется с целью увеличения доли рынка, более широкого использования эффекта масштаба

2)внешний рост – рост размеров и модификация характеристик фирмы за счет группировки или ассоциации с другими фирмами.

Направления концентрации (горизонтальная концентрация, вертикальная интеграция, диверсификация:

1)Горизонтальная концентрация: означает усиление рыночной власти своего производства или установление контроля над другими производителями в рамках сектора. Соответствует стратегии специализации деятельности производителя, который сосредотачивается на увеличении производства одного продукта или небольшой его номенклатуре.Здесь речь идет только о количественном росте с целью более полного использования преимуществ эффекта масштаба и рыночной доли. Это направление концентрации является относительно простым.

2)Вертикальная интеграция: заключается в подчинении фирм, находящихся на разных стадиях производственного потока. Заключается в превращении отношений, которые существовали на рынке, в внутрифирменные. Главная цель – снижение издержек за счет рациональной организации движения материальных потоков, планирование производства как единого целого – от добычи сырья до поставок готовой продукции потребителю. Можна также сказать, что фирма интернализирует свою деятельность.

Основная форма вертикальной интеграции – внешний рост. Совершая вертикальную интеграцию, фирмы стремятся создать дополнительные барьеры входа в отрасль.

3 уровня вертикальной интеграции:

1)полная интеграция-вся деятельность (производство, распределение, управление) сосредоточена внутри фирмы

2)модульная интеграция–часть деятельности передается независимым предприятиям (поставщикам, дистрибьюторам)

3)квази интеграция-часть деятельности передается фирмам в рамках альянса (концесия, франчайзинг, субподряд)

Преимущества вертикальной интеграции: безопасность поставок и сбыта, конкуренция (формирование барьеров входа), рентабельность (сокращение издержек, присвоение прибыли от промежуточной деятельности)

Недостатки:затраты на вход в новую деятельность, уменьшение гибкости, рост постоянных издержек, уменьшение возможности ведения конкурентной борьбы.

3)Диверсификация: совершается при таком объединении фирм (или расширении существующей фирмы), которое включает производство продуктов, принадлежащих к разным секторам.

Типы диверсификации:

  1. Концентрическая – производство новых продуктов обеспечивается при сохранении тесных связей с предыдущей деятельностью

  2. Конгломератная – производство новой продукции не имеет никакого отношения к предыдущей деятельности

Цели диверсификации:

1.cнижение издержек: например: в процессе роста фирмы постоянно закупают новые средства. Однако вследствие ошибок планирования, в результате сезонных спадов не до конца используют его. Диверсификация способствует систематическому использованию оборудования, уменьшению резервов и лучшему использованию производственного потенциала.

2.распределение рисков

3.поиски выживания: срок существования фирм не совпадает с жизненным циклом продукта, поэтому предприятия должны осваивать новые продукты, выпуская их в производство при продолжении выпуская старых. Так перспективы нового продукта неясны, производители осваивают производство ещё нескольких, что приводит к расширению диверсификации. Эффект генерации, который заключается в постоянном расширении потока новых продуктов, усиливает шансы на выживание.