logo
ГОС 2012

56. Стратегія розвитку та ринкової поведінки транснаціональних корпорацій. Суть і принципи діяльності тнк. Сучасні теоретичні концепції діяльності тнк

Каждая ТНК начинала свою деятельность как обычная компания, которая действует в одной отрасли на внутреннем рынке. В этот период она использовала преимущественно внутриотраслевые стратегии, но конкуренция и стремление к расширению экономической власти толкали ее к освоению других отраслей. Корпорация диверсифицировала и приобретала черты конгломерата, однако ее отделения и филиалы оставались пока в одной стране. Наконец, дальнейшее развитие крупной корпорации обычно связано с использованием преимуществ транснационализации и ПИИ - стратегий. Прежде всего, на выработку стратегий влияет конкурентная среда, в которой действует компания. На этом этапе корпорация становится транснациональной и использует стратегии транснационализации. На внутреннем рынке она продолжает использовать внутриотраслевые стратегии и стратегии деятельности компаний, ТНК использует весь спектр корпоративных стратегий - от внутриотраслевых до транснациональных. Прежде всего, на выработку стратегий влияет конкурентная среда, в которой действует компания. Рассмотрим некоторые из них. Первая группа мер направлена на завоевание и отстаивание своей доли рынка, связана с повышением операционной эффективности. Здесь основную роль играет ценовая конкуренция. Компания всеми способами пытается снизить цену реализации своей продукции и тем самым расширить свою долю рынка и потеснить конкурентов в данном сегменте рынка. Для этого она расширяет свое производство, используя эффект масштаба для уменьшения себестоимости, провидит оптимизацию своей внутренней организации, ведет поиск лучших поставщиков и наиболее выгодных каналов сбыта. Она проводит технологические инновации для уменьшения себестоимости и увеличения выпуска продукции.

Стратегии  корпораций Классификация стратегий корпораций.

Внутриотраслевые стратегии

Стратегии диверсификации

Стратегии транснационализации

Операционная деятельность

Стратегия позиционирования

Стратегия диверсификации

Ресурсно-ищущие стратегии

Ценовая конкуренция

Позиционирован по сегменту рынка

Позиционирован по группе потребителей Позиционирован по доступу к рынку

Диверсификация

по потребностям

клиентов

Затратноориентированные стратегии

Снижение Себестоимости за счет эффекта масштаба

Конгломерация диверсификаций

Рыночно-ищущие стратегии

Рационализация каналов сбыта и снабжения

Если ТНК сумеет завоевать свой сегмент рынка, то там вступает в силу совершенно новый тип конкуренции, названный Чемберленом монополистической конкуренцией. Каждый современный рынок уже довольно четко разделен на отдельные сегменты, где властвуют одна-две монополии. Понимание специфики монополистической конкуренции может привести наши компании к практическим рыночным стратегиями, приносящим ощутимый успех.

Еще одно, наиболее важное для ТНК стратегическое направление связано с транснационализацией и, более широко, с интернационализацией бизнеса. Многие цели стратегического развития корпорации достигается путем перенесения отдельных частей воспроизводственного процесса в другие страны посредством различных форм прямых иностранных инвестиций (ПИИ). И так, для реализации стратегий транснационализации используют разные способы инвестирования: инвестирование «с нуля», то есть создание за рубежом полностью нового предприятия; трансплантации - вынесение в принимающую страну отдельных, чаще всего сборочных, производств; стратегические альянсы - осуществление влияния ТНК в принимающей стране через совместное предпринимательство и долгосрочные договоры; слияние и поглощение, покупка пакетов акций компаний принимающей страны.

Сегодня перед Украиной стоит тяжелое задание решения оптимальным образом вопроса уменьшения факторов риска до уровня тех стран, которые сегодня с активными реципиентами и иностранными инвестициями. Это позволит в ближайшее время говорить про экспансию в нашу страну интеллекта, технологий, капитала со стороны ведущих ТНК мира, которая в свою очередь станет мощной движущей силой в реализации стратегии экономического увеличения государства.

*Теоретические концепции:

1. Теория рыночной власти Хаймера: ТНК вклажывают деньги заруеж не ради прибыли, а для роста своей рыночной власти, а также защитное инвестрирование (защита своих интерсов, согласно которым ТНК покупают своих конкурентов для снижения уровня конкуренции). Например, метеллургия, нефтедобыча. Для принимающих стран – это негативно.

2. Теория интернационализации: с позиции снижения предельных затрат и экономия на масштабе. Применяема для отраслей, где конкурентные преимущества являются снижением издержек и снижения цены (электроник, аппаратура. Инвестиции из развитых в развивающиеся.

3. Теория присвоения: иногда дешевле купить компанию с имеющимися технологиями, чем создавать новую. Инвестиции из развивающихся в развитые. Пример: IT, Фармацевтика.

4. Концепция м/н конкрентоспособности отрасли: основана на т. Жизненного цикла продукта. Устаревший продукт распределяется на другие регионы. Отрасли, где технологии не являются конкурентным преимуществом фирмы. Пр, легкая промышленность,авто.

5. Налоговая теория: филиал создается для минимизации налоговых отчислений. Пр., нефтепереработка.