22. Сутність бар’єрів входу та виходу. Методи їх формування та визначення висоти.
Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодарятакого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции. К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками (например, производство товара требует узкоспециализированного оборудования, которое нелегко было бы реализовать в случае банкротства фирмы) - следовательно, высок риск деятельности в отрасли, - вероятность входа на рынок нового продавца относительно невысока.
Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм. Там же, где барьеры для входа не существуют или слабы, фирмы даже при высокой рыночной концентрации вынуждены учитывать конкуренцию со стороны фактических или потенциальных соперников.
Барьеры могут быть порождены объективными характеристиками отраслевого рынка, связанными с технологией производства, характером предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т. д. Такие барьеры относят к нестратегическим факторам рыночной структуры. Другой тип барьеров - барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке (стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патентов, вертикальная интеграция и дифференциация продукта и т. д.).
Нестратегнческие барьеры входа на рынок.
Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск
Положительная отдача от масштаба создает объективные барьеры входа для потенциальных конкурентов благодаря преимуществу крупных производителей в издержках. Показателем, характеризующим барьеры входа, вызванные положительной отдачей от масштаба, служит так называемый минимально эффективный выпуск.
Минимально эффективный выпуск – это такой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек.
Положительная отдача от масштаба служит барьером входа в отрасль, однако знания о наличии положительной отдачи от масштаба недостаточно для того, чтобы делать вывод о высоте барьеров входа в отрасль. Необходима дополнительная информация - о разнице между уровнем средних издержек крупных и мелких фирм в отрасли. Чем выше эта разница, тем существеннее барьеры входа, вызванные положительной отдачей от масштаба.
Вертикальная интеграция
Вертикальная интеграция предполагает, что фирма, действующая на данном рынке, является также собственником либо ранних стадий производственного процесса (интеграция первого типа, интеграция ресурсов), либо поздних стадий (интеграция второго типа, интеграция конечного продукта). Примером вертикальной интеграции первого типа может служить фирма по производству автомобилей, владеющая сталелитейным заводом, который обслуживает ее потребности в стали. Примером вертикальной интеграции второго типа может служить нефтеперерабатывающий завод, который владеет сетью бензоколонок.
Вертикальная интеграция создает барьеры входа не только благодаря преимуществу уже действующих на рынке продавцов в издержках. Важным последствием интеграции служит повышение влияния продавцов на рынок: если одна из фирм, действующих на рынке, является крупнейшим собственником факторов производства или контролирует сбыт конечной продукции, располагая самой широкой дистрибьюторской сетью, новым фирмам, особенно если они не интегрированы, труднее получить доступ на этот рынок. Если же потенциальный конкурент для успешного входа на рынок сам должен проводить политику вертикальной интеграции, он сталкивается с проблемой привлечения финансовых ресурсов.
Диверсификация деятельности фирмы
Диверсифицированная фирма обычно обладает большими размерами, чем недиверсифицированная. В силу этого повышается минимально эффективный объем выпуска в отрасли, что затрудняет вход новых фирм, либо данная фирма обладает преимуществами в издержках, что также упрочивает ее рыночную власть. Диверсификация деятельности позволяет фирме снизить риск хозяйствования, связанный с конкретным рынком. Диверсифицированная фирма более устойчива за счет способности компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке возможные убытки, которые компания терпит на другом. Кроме того, сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку они знают о ее возможностях вести конкурентную борьбу дольше и более жесткими методами.
С другой стороны, диверсификация используется как метод проникновения на новые рынки, уменьшая риск банкротства и степень зависимости от экономической среды: при неблагоприятных условиях на одном рынке фирма всегда может компенсировать эти потери прибылью на другом, на котором в данный момент сложилась более благоприятная конъюнктура. Таким образом, диверсификация производства может служить и барьером входа в отрасль, и фактором снижения барьеров выхода из отрасли.
Дифференциация продукта
Дифференциация продукта означает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками. Фирмы, производящие дифференцированный продукт, не перестают относиться к одному и тому же рынку (пример: разные марки сигарет, автомобилей, бытовой техники).
Дифференциация продукта создает дополнительные барьеры для вхождения в отрасль, поскольку создает притягательность конкретной марки продукта для отдельной категории потребителей (так называемая « приверженность марке» - brandloyalty), в результате чего новым фирмам приходится преодолевать стереотипы поведения потребителей. Особенно сложно приходится новым фирмам в условиях агрессивной рекламы уже действующих на рынке компаний: минимально эффективный объем выпуска должен возрасти за счет того, что постоянные издержки растут вследствие включения в них дополнительных расходов на рекламу. Таким образом, в условиях дифференциации продуктов фирмам приходится затрачивать дополнительные ресурсы на создание и поддержание имиджа своей компании. Поэтому чем более дифференцирован продукт, тем в большей степени рынок является несовершенным.
Иностранная конкуренция
В условиях открытой экономики и либерализации внешней торговли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли монопольной власти рыночных агентов и степень несовершенства рынка. Высота барьеров входа в отрасль зависит от ставки импортных тарифов - чем ниже импортный тариф, тем ниже барьеры входа в отрасль для зарубежного конкурента.
Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых фирм в данную отрасль. Стратегические барьеры входа подразделяют на два вида: связанные с ценовыми и неценовыми стратегиями поведения фирм. Ценовая стратегия активной фирмы представляет собой установление такого уровня цен, который способен предотвратить появление на данном рынке новых конкурентов. Неценовые стратегии представлены тремя формами:
1) дополнительным инвестированием в оборудование. Если активная фирма имеет незадействованные производственные мощности, то при угрозе входа на рынок новых конкурентов она может максимально увеличить объем выпуска продукции;
2) устойчивыми связями с другими участниками рынка. Любая фирма, действующая на рынке длительное время, имеет устоявшиеся связи со всеми рыночными агентами, в то время как новой фирме потребуется определенное время для установления таких связей;
При этом высота входного барьера определяется в зависимости от степени превышения цены над минимальными средними издержками, которые, в свою очередь, рассчитываются при оптимальном или минимальном эффективном масштабе производства.
Кроме того определения высоты барьера можно следующими образами:
1) Е = (Р1-Р2)/Р2. Е – это барьеры; Р1 – цены реализации (при барьерах); Р2 – цены, которые могли бы сложиться в долгосрочном периоде, если бы не было барьеров. Чем меньше Е тем легче перейти границу сектора.
2) С использование перекресной эластичности для определения дифференциации продуктов. Еij= (∆qi/qi)/(∆Pj/Pj). Это показатель перекрестной эластичности спроса на два продукта i и j, которые продаются фирмами i и j. Если это отношение приближается к нулю то субстантивность между данными продуктами очень маленькая, и на оборот. Чем больше дифференциация на рынке, тем более дорогим и трудным будет вход на рынок.
Барьеры выхода - барьеры мешающие компаниям выйти из бизнеса, который уже давно является убыточным.
1) Выходные пособия.Компания не спешит закрывать убыточное подразделение по причине, что выплата выходных пособий кажется ей слишком непосильной ношей.
2) Списание заводов, оборудования. Компанию ждут одни лишь потери, связанные со списанием дорогостоящего оборудования.
3) Имидж. В некоторых случаях компании боятся закрыть убыточное производство по причине, что это негативно отразится на их имидже.
4) Профсоюзы и государственное вмешательство. В некоторых ситуациях профсоюзы могут помешать закрытию убыточного предприятия.
- Методологічні засади аналізу сучасних міжнародних економічних відносин. Глобальний дискурс.
- Теоретичний аналіз міжнародних економічних відносин: інструменти і методи.
- Міжнародна економічна система: сутність, структура, суперечності розвитку.
- Форми міжнародних економічних відносин та особливості їх розвитку в сучасних умовах.
- Міжнародний поділ праці: форми та тенденції розвитку.
- Глобалізація економіки: сутність, етапи та історичні типи розвитку.
- Форми глобалізації і суперечності розвитку. Економічна єдність світу.
- Основні елементи глобальної економіки. Світова економічна рівновага та умови її забезпечення.
- 9. Ринкова парадигма світового господарства. Глобальний характер сучасних міжнародних економічних відносин.
- Моделі і форми економічного розвитку.
- 11.Ресурси світового економічного зростання
- 12. Інституціоналізація процесу економічного розвитку. Міжнародні стратегії розвитку
- 13.Світогосподарські пріоритети та система сучасних світогосподарськихзв`язків України.
- 14.Методологічні та теоретичні основи порівняння сучасних економічних систем.
- 4.Смешанная экономическая система
- 15. Особливості глобальних трансформацій та їх вплив на економічні системи.
- 16) Мировые интеграционные процессы в теории сравнительного анализа экономических систем
- 17) Чинники розвитку сучасної фірми
- 19) Розвиток нових організаційних форм підприємств і забезпечення ефективності їх функціонування.
- 20) Роль держави у забезпеченні інституціональних умов функціонування підприємств
- 22. Сутність бар’єрів входу та виходу. Методи їх формування та визначення висоти.
- Методи визначення ціни та об’ємів виробництва фірмами-аборигенами, які не допускають входу у сектор конкуренції.
- 24. Теорія «спірних ринків» - сутність та вплив на мікроекономічну теорію.
- 25. Концентрація як економічна категорія. Причини, яківпливають на її зростання.
- 26. Методы измерения концентрации. Особенности разных показателей
- Индекс концентрации (concentrationratio)
- Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-HirshmanIndex)
- Индекс энтропии
- Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей
- 27.Типы и направления концентрации
- 28. Нормы экономического поведения: внешние, рефлекторные и этичные
- 29.Типология социального поведения м.Вебера
- 30.Рациональность и неполная рациональность в экономических взаимодействиях
- 31. Зовнішні ефекти і теорема Коуза.
- 32. Эффект исторической обусловленности социально-экономического развития
- 33. Проблема импорта институтов: революционный и эволюционный варианты
- Эволюционный вариант развития институтов
- Импорт институтов и смена траектории институционального развития
- 34. Современная корпорация: институциональный подход
- 35. Сущность и типы контрактов и их влияние на формы экономических взаимодействий
- Закономірності розвитку податкових систем в умовах глобалізації світового господарства.
- Конвергенція національних систем оподаткування в сучасній міжнародній економіці.
- Механізми зменшення податкового тиску в системі міжнародних економічних відносин.
- Умови, принципи, механізми реалізації міжнародного оподаткування в сучасній міжнародній економіці.
- Моделі національних фінансових систем та їх конкурентні переваги в умовах глобалізації.
- 41. Влияние финансового рынка на социально-экономическое развитие стран и деловые циклы
- 42. Закономерности развития финансовой системы Украины: достижения, проблемы и пути реформирования в современных условиях
- 43. Эффект «финансового заражения» национальных экономик в условиях глобальной нестабильности и механизмы его нейтрализации
- 44. Трансфертное ценообразование (тц) в международной экономической деятельности: цели, принципы, механизмы использования
- 46. Современные концепции финансового развития компаний: теоретико-методологические основы обоснования финансовых решений
- 1. Концепции и модели, определяющие цель и основные параметры финн. Деятельности предприятия:
- 2. Концепции моделей, обеспечивающие реальную рыночную оценку отдельных финансовых инструментов инвестирования в процессе их выбора
- 3. Концепция, связанная с информационным обеспечением участников фин. Рынка и формированием рыночных цен.
- 47. Практичні аспекти фінансового розвитку компаній на розвинених ринках та ринках, що розвиваються
- 48. Моделювання дивідендної політики на розвинених ринках та ринках, що розвиваються.
- 49. Закономірності формування емісійної політики компаній в умовах глобалізації.
- 50. Механізми міжнародного податкового планування в діяльності сучасної корпорації.
- 51. Вплив фінансового розвитку розвинених країн на їх соціально-економічне зростання.
- 52) Аномалии финансовых рынков
- 4. Прочие аномалии.
- 53)Закономірності розвитку світової фінансової архітектури та сценарії динаміки глобальних фінансів
- Сценарии развития мировой экономики
- 1. Базовый сценарий
- 2. Пессимистический сценарий
- 3. Оптимистический сценарий
- 56. Стратегія розвитку та ринкової поведінки транснаціональних корпорацій. Суть і принципи діяльності тнк. Сучасні теоретичні концепції діяльності тнк
- 57. Обумовленість галузевої структури прямих іноземних інвестицій у 2006-2009 роках
- 58. Обумовленість регіональної структури прямих іноземних інвестицій у 2006-2010 роках
- 59. Сучасні теорії платіжного балансу: сутність та відповідність реаліям
- 60. Обумовленість впливу прямих іноземних інвестицій на обсяг продажу, виробництва, експорту та вартості активів філій тнк
- Вплив прямих іноземних інвестицій на економічний розвиток країн Азії (на прикладі Китаю, Сінгапуру, Гонконгу). Китай
- Гонконг
- Вплив прямих іноземних інвестицій на економічний розвиток країн Північної Європи (на прикладі Швеції, Норвегії, Фінляндії). Норвегия
- Финляндия
- Вплив прямих іноземних інвестицій на економічний розвиток країн Північної Америки (на прикладі сша і Канади). Канада
- Вплив прямих іноземних інвестицій на економічний розвиток найбільш потужних економік зони євро (на прикладі Німеччини, Франції, Італії, Нідерландів). Германия
- Нидерланды
- Франция
- Вплив прямих іноземних інвестицій на економічний розвиток постсоціалістичних країн (на прикладі Польщі, Росії, Бєларусі). Беларусь
- 66. Современные теории денег: сущность и соответственность с реалиями
- Группы показателей статистики
- Обумовленість взаємозалежності фінансових індикаторів зони євро.
- Обумовленість взаємозалежності фінансових індикаторів сша.
- 71. Особливості функціонування фондових ринків розвинутих країн.
- 72.Особливості формування міжнародних інвестиційних позицій та зовнішнього боргу країн Азії (на прикладі Китаю, Сінгапуру, Гонконгу). Китай
- Гонконг
- Сингапур
- Активы (млн. Долл. Сша)
- Пассивы
- Пассивы (млн. Долл. Сша)
- Внешний долг Сингапура
- Особливості формування міжнародних інвестиційних позицій та зовнішнього боргу найбільш потужних економік зони євро (на прикладі Німеччини, Франції, Італії, Нідерландів). Германия
- Нидерладны
- Особливості формування міжнародних інвестиційних позицій та зовнішнього боргу країн Північної Америки (на прикладі сша і Канади).
- Особливості формування міжнародних інвестиційних позицій та зовнішнього боргу постсоціалістичних країн (на прикладі Польщі, Росії, Бєларусі). Польша
- Республика Беларусь