logo
ГОС 2012

30.Рациональность и неполная рациональность в экономических взаимодействиях

Социолог Альфред Щюц рассматривает рациональность в контексте повседневного поведения людей на рынке. Он соглашается с тем, что принципы рациональности могут лежать в основе взаимной интерпретации индивидами своих действий. Так, рациональное взаимодействие предполагает, что индивид рационально интерпретирует действия окружающих и рационально реагирует на них. Однако рациональное взаимодействие возможно лишь в рамках социально однородных групп, образованных индивидами, близкими по своим характеристикам к homooeconomicus.

Другой социолог, Гарольд Гарфинкель, предлагает провести границу между рациональностью как нормой и рациональностью как моделью поведения с помощью следующей классификации элементов рациональной деятельности:

1.типологизация и сравнение ситуаций

2.определение допустимой ошибки при построении типологии

3.поиск средств для достижения цели

4.анализ альтернативных планов деятельности и возможный последствий

5.определение условий, при которых каждая из альтернатив будет реализована

6.определение периода времени, необходимого для принятия окончательного решения

7.предсказание развития ситуации

8.определение процедуры принятия решения

9.осознание того, что любое решение предполагает выбор

10.осуществление выбора на основе информации и накопленного опыта

11.достижение соответствия выбора целей и средств принципам формальной логики

12.достижение семантической четкости принятых решений, соответствия используемых терминов общепринятым

13.достижение ясности и однозначности принятых решений

14.соответствие определения ситуации научному знанию

Элементы 1 —10 относятся к рациональности как норме повседневной деятельности индивидов, тогда как элементы 11-14 применяются при научном моделировании рационального поведения.

Теория неполной рациональности Г.Cаймона критикует модель homoeconomicus.Несогласие сторонников этой теории с модельюрационального выбора реализовалось в развитии шести альтернативныхинтерпретаций рационального поведения. Каждая из этихинтерпретаций позволяет четко сформулировать условия, при которыхповедение остается возможным:

1.Модель удовлетворительности – индивид совершает не оптимальный выбор, а останавливается на первом же варианте, удовлетворяющем заранее заданным им критериям.

2.Модель издержек-индивид сравнивает не все альтернативы, он всегда оценивает издержки на поиск информации о новой альтернативе и ожидаемую полезность этой альтернативы

3.Модель надежности - ввиду сложности решаемой проблемы и высокой вероятности ошибки индивид предпочитает использование привычных методов ее решения поиску оптимальных

4. Модель робота - индивид действует наподобие робота, по заранее определенным программам. Степень совершенства робота зависит от числа программ

5. Модель обучения - индивид учится делать оптимальный выбор на ошибках, как своих, так и чужих

6.Модель эволюции - следование наиболее распространенным в социуме нормам поведения обеспечивает больший выигрыш