2.4. Pr с потребителями и инвесторами
Определения и идеи PR может рассматриваться, наряду с рекламой и стимулированием продаж составной частью маркетинговой стратегии по продвижению товара. PR при этом является важной составной частью маркетинга. поскольку обеспечивает как бы информационную инфраструктуру поведения фирмы на рынке. Целями PR-работы с потребителями и клиентами является привлечение новых категорий и групп, удержание старых клиентов, а также продвижение товаров за счет их информационного сопровождения. Решению этих задач может служить создание специального офиса по работе с потребителями. Формирование имиджа надежной фирмы предполагает прием возможных рекламаций, разбор причин возможных упущений и принятие ответственных решений. Информационное сопровождение маркетинговых кампаний предполагает разъяснительную работу среди потребителей, подбор и использование исторических материалов, занимательных анекдотов, публикацию материалов и итогов научных экспертиз, проведение специальных встреч, конференций, праздников, конкурсов.
Контакты фирмы с потребителями с точки зрения PRнапоминают песочные или водяные часы:
Знают
Позит. относятся
Активно
действ.
Активно
действуют
Позит. относятся
Знают
Чем больше и лучше знают потребители фирму и ее продукцию и чем позитивнее относятся, тем чаще приобретают ее продукцию и пользуются и ее услугами. А чем чаще они пользуются услугами и продукцией фирмы, тем позитивнее они к ней относятся и лучше информированы о ней.
Формы PR-деятельности с потребителями различны и многообразны:
Информационная поддержка продвижения товаров и услуг;
Презентации;
Выставки и ярмарки;
Экспертизы и рейтинги;
Научные и проблемные статьи;
Сертификация качества;
Очерки и репортажи;
Конференции, семинары и круглые столы;
Занимательные истории;
Туризм;
Конкурсы, викторины;
Праздники;
Организация службы (офиса) разбора рекламаций.
Более детальное ознакомление с формами и методами работы дано в других разделах, так как неотделимо от форм работы с другими адресатами PR.
Не менее важной является и PR-работа с инвесторами фирмы, ее акционерами. Поскольку их интересы связаны прежде всего с вовлечением капитала в деятельность фирмы, то они должны быть уверены в высокой доходности ее продукции, а также акций. В этом случае фирме остро необходима специальная программа PR, к участию в которой привлекались бы не только реальные и потенциальные инвесторы и акционеры, но и лица и организации, от которых зависит имидж фирмы как надежного бизнеса: журналисты и издания, связанные с освещением финансовой деятельности, ведущие и авторитетные эксперты и аналитики, биржевики и т.д. Такая программа должна содержать подготовку необходимых информационных материалов, релизов, печатной продукции, работу со СМИ, публикацию экспертиз и отчетов, проведение презентаций, борьбу со слухами. Технология этих видов работ также рассматривается нами ниже.
Годовой отчет -- ключевой инструмент финансовых коммуникаций.
Мнения и опыт Типичный отчет, по Сейтелю, содержит описание компании, письмо к акционерам, финансовый обзор, объяснения и анализ, обсуждение задач менеджмента/маркетинга и графики.
1. Описание компании включает ее название, адрес штаб-квартиры, общее описание сферы деятельности и обобщение результатов в текстовой и числовой форме.
2. Письмо к акционерам затрагивает следующие вопросы:
(а) отчет о достижениях прошедшего года;
(б) обсуждение макро- и отраслевой среды, в которой компания вела операции в истекшем году и будет вести в будущем;
(в) обсуждение стратегий роста, общей философии ведения операций в будущем, планы выпуска новой продукции и использования капитала;
(г) общие цели увеличения реализации возврата на инвестиции.
Письмо сопровождается фото председателя и президента компании. В США письмо к акционерам часто пишется в дружеском тоне.
3. Финансовый обзор обычно включает итоги за несколько лет по таким величинам как продажи, затраты на продукцию, расходование капитала, налоги, чистая прибыль, а также коэффициенты цена-прибыль, коэффициенты использования заемных средств, возврат на активы и возврат на собственные средства компании.
4. Объяснения и анализ дополняют финансовый отчет обзором факторов, влиявших на прибыль, на доход по операциям и рост активов.
5. Обсуждение задач менеджмента-маркетинга включает профиль, или краткую характеристику ведущих руководителей, описание рынков и продуктов компании, отражает деятельность компании в решении социальных проблем.
6. Графики и фотографии улучшают визуальное восприятие материалов. Они должны быть теплыми, привлекательными и создавать позитивный настрой. Многие читатели имеют мало времени для чтения отчета, и просматривают лишь картинки.
Особого внимания заслуживает ежегодное собрание акционеров.
Руководство акционерной компании должно раз в год встречаться
с акционерами на собрании акционеров. Хорошо организованное и
проведенное собрание -- эффективный инструмент коммуникации с
инвесторами. Следует помнить, что частные инвесторы приходят на
такое собрание не только из экономических соображений. Кто-то
хочет общения или развлечения; кто-то хочет выступить и привлечь
к себе внимание общественности.
Организация успешного собрания предполагает учет следующих
основных факторов:
1. Речи менеджеров. Короткие, "ударные" речи председателя
совета директоров и президента задают тон встречи. В речи могут
быть подчеркнуты текущие результаты и достижения.
2. Голосование. Голосованием определяются члены совета
директоров, аудиторы, и принимаются решения по предложениям
акционеров. Позиция менеджмента по этим предложениям заранее
доводится до акционеров в предварительно разосланных полномочных
заявлениях.
3. Сессия вопросов и ответов. Они хотят видеть, насколько
успешно справляются менеджеры с вопросами и по ответам судят о
способности менеджеров руководить компанией. К ответам на вопросы
менеджеры должны готовится заранее, ответы необходимо
предварительно согласовать. Сессия должна вестись в дружественной
атмосфере, Удачное поведение менеджеров на собрании способно
выиграть голоса самых скептичных акционеров.
Подготовка собрания может вестись последовательно по
следующим этапам:
(1.) Объявление о собрании. Извещаются акционеры, ведущие
брокерские и институциональные инвесторы, занятые. Рассылаются
приглашения в финансовые СМИ и гостям. Извещения следуют повторно
по телефону или в личной форме.
(2.) Объявление для менеджмента. Извещаются все члены совета
директоров, а также ключевые руководители, в целях обеспечения
их присутствия и назначается замена для тех, кто не может
присутствовать. Определяются рейсы прибытия и бронируются места в
гостиницах.
(3.) Подготовка менеджмента. Набрасывается список проблем и
вопросов акционеров. Назначается встреча с участием высшего
управляющего, председателя совета директоров, ключевых фигур
компании, юридического отдела для подготовки ответов на вопросы.
Просматриваются и репетируются речи управляющих.
(4.) Подготовка для презентации. Проверяются заказы по
изготовлению диаграмм и слайдов на соответствие тексту речей.
Просматриваются фильмы и варианты показа.
(5.) Повестка дня - порядок презентаций с примерным временем в
минутах:
Введение -- председатель обращается к собранию и представляет совет директоров и менеджмент (примерно - 4 мин.);
Вступительная речь председателя с общим обзором деятельности компании (6 мин.);
Послание президента компании с визуальным сопровождением (15 мин.);
Финансовый отчет вице-президента по финансам со слайдовым сопровождением (5 мин.);
Фильм (15-20 мин.);
Представление предложений. Бюллетени раздаются заранее. Каждый акционер ограничивается одним заявлением по вопросу (20 мин.);
Голосование, сбор бюллетеней (3 мин.);
Общая дискуссия. Акционеры ограничиваются одним вопросом каждый (30 мин.);
Объявление результатов голосования (3 мин.);
Представление наград признательности компании (2 мин.);
Закрытие (1 мин.).
Всего времени - 1 час 40 мин. Предусматривается резерв 20 мин.
(6.) Подготовка мест для собрания. Штат обслуживающего
персонала, парковка, вход, прием, демонстрационная зона, зал,
салон, зоны заседания, сцена (подиум) и места для акционеров.
(7.) Финальная проверка готовности материалов, атрибутов и
технических средств.
Отдельное внимание заслуживает работа с банками, которые не только обеспечивают кредит по текущим счетам, дают краткосрочные займы. В качестве инвесторов они тоже заинтересованы во вложениях в развитие с целью получения долгосрочной или постоянной прибыли. Поэтому с банками необходимо выстраивать систематическую информационную работу. Что их интересует?
Способность заемщика получить чистую прибыль с капитала;
Величина основного капитала и имущества заемщика;
Сможет ли заемщик, получив 10% прибыли и более, взять кредит под 6-8%;
Сможет ли банк вернуть свой кредит, ссужая деньги на короткий срок;
Возможности исполнения обязательств, например, - имущественные гарантии.
Даже из такого простого перечня очевидно, что банки интересует только информация о возможном проценте чистой прибыли и о репутации кредитируемого заемщика. Их мало интересует маркетинг, новые схемы продаж, тем более – снижение цен. Поэтому базовая информация для банков: баланс с конкретными цифрами и приложение, подготовленное фирмой или авторитетными экспертами с указанием сильных и слабых сторон бизнеса.
Цель такой информации – вызвать доверие. При этом следует помнить, что банкиры по определению не верят никому, а деньги дают только тем, кто делает прибыль, т.е. компетентным менеджерам с подтвержденной репутацией эффективных менеджеров. Из этого следует, что особое внимание следует уделить аналитическому приложению, в котором могут быть показаны слабости и риски:
объем издержек и можно ли уменьшить расходы;
достаточен ли запас необходимых материалов и товаров;
какие виды производства нерентабельны;
имеются ли подразделения, филиалы, не приносящие прибыли;
полностью ли оплачена рекламная кампания;
удовлетворены ли клиенты, и если нет, то чем и почему;
наличие устаревшего оборудования;
наличие технологических проблем, аварий, поломок и в чем их причины;
размеры убытков от воровства, не качественной работы;
степень подготовки и заинтересованности персонала.
В меру открыть свои слабости – верный путь вызвать доверие: проблемы известны, они решаются, а руководство фирмы – не компания идиотов, полагающих, что им должны верить на слово.
Не надо заваливать кредиторов публикациями о фирме из общественно-политических изданий. Лучше – аналитики авторитетных экспертов, позиции в авторитетных рейтингах. Иногда полезно просто брать не нужный кредит и отдавать его, создавая опыт контакта, вызывая и закрепляя доверие.
Для развития доверительных отношений с кредиторами и инвесторами полезно приглашать их на фирму. Важно само приглашение как жест открытости. Кроме того, такие посещения дают возможности дополнительных личных контактов, непосредственной информации, личных впечатлений.
Вопросы и задания для контроля
Почему необходима работа по развитию PR с потребителями?
В чем особенности PR с потенциальными и реальными инвесторами?
Предложить программу PR-мероприятий с потребителями и инвесторами конкретной фирмы на 2 года.
Предложить сценарный план проведения собрания акционеров конкретного акционерного общества.
Литература по теме
Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М.: ИКФ ЭКСМОС, 2002. - 480 с.;
Аррендодо Л. Искусство деловой презентации. - Челябинск. - Урад LTD. - 1998. - 513 с.;
Баркеро КабрероХ.Д. Связи с общественностью в мире финансов. - М.-1996;
Билецкий А.Э. Паблик рилейшнз. Защита интересов и репутации бизнеса. М.: ФМ Экмос, 2002;
Бортник Е.М., Коротков Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 128с.;
Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью. М.: ИНФРА-М, 2003. – 246 с.;
Василенко А.С. Пиар крупных российских корпораций. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
Векслер А. Связи с общественностью для бизнеса. Нижний Новгород. – PR-Эксперт. – 2001. - 194 с.;Джей Рос. Как писать предложения и отчеты, которые приносят результаты. - Минск. - Амалфея. 1997. - 180 с.;
Горкина М., Мамонтов А., Манн И. PR на 100%: Как стать хорошим менеджером по PR. М.: Альпина Паблишер, 2003. – 214 с.;
Джей Э. Эффективная презентация. Минск. - Амалфея. - 1996. - 210 с.;
Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М.- Филинъ. - 1996. - 285 с.;
Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз: теория и практика. – М.: Вильямс, 2000. – 624 с.;
Коддлер И. Успешная презентация. – М.: ОЛМА-Пресс Инвест, 2003. – 64 с.;
Невзлин Л.Б. “Public relations” - кому это нужно? - М. - Экономика - 1993. - 222 c.;
Ньюсом Д., Терк Д.В.С., Крукеберг Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. . М. Имидж-контакт, 2001. VIII, 628 с.
Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.-Киев. - 1999;
Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2001;
- Санкт-Петербургский Государственный
- Виды сми: какие они бывают, и с кем там иметь дело
- Некорректные приемы аргументации
- Социальная ответственность, этика бизнеса и pr: бизнес, государство и общество в современной России
- 1. Современный менеджмент и pr
- 1.1. Выбор имени
- 1.2. Сущность, цели и задачи pr
- 1.3. Место pr в современном менеджменте и предпринимательстве
- Мнения и опыт Три примера:
- 1.4. Pr и компетентность современного менеджера
- 1.5. Pr и культура
- 2. Технология pr
- 2.1. Социальная среда фирмы (адресаты pr)
- Спецоперации первоначального накопления и pr
- 2.2. Имидж фирмы, репутация и брэндинг
- 2.3. Корпоративная культура и фирменный стиль как условие, цель и средство pr
- Средовый дизайн: от месторасположения до интерьера
- Типы организационных культур
- Стиль управления
- Корпоративность: современная фирма как субкультура
- 2.4. Pr с потребителями и инвесторами
- 2.5. Работа и отношения со сми.
- Принципы отношений
- Виды сми: какие они бываюти с кем там иметь дело
- Информационные агентства
- Телевидение
- Интернет
- Стиль изложения
- Лидер-абзац
- Основной текст
- Раздаточные материалы
- Содержание пресс – папки:
- Медиа-планирование
- Типичные ошибки в работе со сми
- 2.6. Прием (гостеприимство)
- 2.7. Общественные мероприятия (специальные события)
- 2.8. Политическое влияние (лобби)
- 2.9. Спонсорство, патронаж, благотворительность Организационно-экономические формы pr
- 2.10. Коммунальные отношения
- 2.11. Внутрифирменые pr
- 2.12. Обеспечивающие средства pr
- 3. Личные контакты в pr
- 3.1. Слухи
- 3.2. Устная речь
- 3.3. Подготовка текстов выступлений (спичрайтинг)
- 3.4. Культура деловой аргументации
- 4. Организация, управление и эффективность pr
- 4.1. Организация и управление pr
- Для руководства
- 4.2. Материально-техническое обеспечение pr, оргтехника
- 4.3. Информационное обеспечение pr
- 4.5.Планирование pr
- 4.6. Креативные технологии в pr
- Литература по теме
- 4.7. Проблема эффективности pr
- Уровни эффективности
- Индикаторы оценки эффективности работы Пресс-службы
- Форма 1. Объем работы Пресс-службы
- Форма 2. Качество работы Пресс-службы
- Форма 3а. Эффективность работы Пресс-службы (экономичность)
- Форма 3б Эффективность работы Пресс-службы (результативность)
- Форма 3в Эффективность работы Пресс-службы (целенаправленность)
- Название показателя : краткое, выразительное и понятное;
- 4.8. Требования к специалистам pr
- 5. Социальная ответственность, этика бизнеса и pr: бизнес, государство и общество в современной России
- 5.1. Социально-культурное значение деловой активности
- Формы социальной ответственности, социальные инвестиции бизнеса и pr
- 5.3. Государство и бизнес: российская специфика
- Оптимизация социальных инвестиций бизнеса
- 5.4. Этика современного бизнеса и pr
- Роль и значение деловой этики
- Из истории развития этики деловых отношений
- Свобода и справедливость в бизнесе
- Методы формирования деловой этики
- 5.5. Парадоксальные особенности коллективизма и либерализма в России
- Заключение. Свобода, справедливость и польза: простые критерии этики рынка
- Рекомендуемая литература
- Краткий обзор литературы
- Профессиональные кодексы
- (Венецианский кодекс)
- Европейский кодекс профессионального поведения в области pr (Лиссабонский кодекс)
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Римская хартия
- 2. Отношения с общественностью, со средствами массовой информации и представителями других профессий
- 3. Отношения с клиентами
- 4. Отношения с коллегами
- Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
- 2. Принципы взаимоотношений с клиентами
- 3. Принципы взаимодействия с коллегами в сфере связей с общественностью
- 4. Принципы взаимоотношений со средствами массовой информации и представителями других профессий
- 5. Отношение к профессии - связи с общественностью
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста (Кодекс принят Конгрессом Союза Журналистов России 03.06.1994 г.)
- Часть 2. Подписание Хартии новыми участниками
- Часть 3. Заключительные положения
- Исполнение: направления и требования
- 1. Общие положения
- 2. Общие должностные обязанности
- 3. Специальные должностные обязанности
- 4. Права работника
- 5. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Должностная инструкция
- 1. Общие положения
- 2. Общие должностные обязанности
- 3. Специальные должностные обязанности
- 4. Права работника
- 5. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Должностная инструкция специалиста по связям с общественностью
- 1. Общие положения
- 2. Должностные обязанности
- 3. Права работника
- 4. Ответственность, порядок оценки труда работника
- Примеры представительских информационных материалов
- Компания пенн венчэрс интэрнэшнл
- Приглашает вас
- В мир американских инвестиций
- Ситуация Какой Она Была Недавно
- Тема 1. Эволюция современного менеджмента и pr
- Тема 2. Функциональное содержание и особенности pr.
- Тема 3. Социальная среда фирмы
- Тема 4. Информационное обеспечение pr
- Тема 5. Работа со сми
- Тема 6. Гостеприимство
- Тема 7. Политическое влияние
- Тема 8. Спонсорство, патронаж, благотворительность
- Тема 9. Акции, выставки, ярмарки
- Тема 10. Фото-, кино, видео-материалы, Интернет
- Тема 11. Организационная культура и фирменный стиль
- Тема 12. Pr-работа с персоналом
- Тема 13. Организационное обеспечение и управление развитием pr
- Тема 14. Требования к pr-компетентности и подготовке pr-специалистов.
- Вопросы и задания к итоговому экзамену по специализации
- Обязательная
- Дополнительная