logo search
Otvety_na_teoriyu(1)

Основные черты рынка монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция-одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для обозначения которого экномисты не случайно используют название, включающее оба этих термина.

        1. Дифференциация продукции

        2. Малые размеры и немногочисленность фирм

        3. Низкие барьеры (дифференциация продукции)

        4. Несовершенная информация

На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпускумягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка-всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

Дифференциация продукта.Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» и обладает известной властью на рынке.

Сегментация рынка.Каждая фирма контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части, их называют сегментами рынка.

Факторы дифференциации продукции:

-качественные различия. Дополнительные потребительские свойства, т.е. особенности товара, которые влияют на легкость и удобство его использования.Местоположение товара (заправочные станции).

-различия в сервисе. Для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание, сервис в момент покупки, послепродажное обслуживание. В результате один и тот же продукт разлагается на целый спектр разновидностей, резко различающихся по своим сервисным характеристикам и поэтому превращающихся вроде бы в совершенно разные товары.

-различия в рекламе. Во-первых, реклама проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных продуктов. Во-вторых, способствует формированию новых потребностей. В-третьих, создает дифференциацию продуктов там, где действительно разницы между ними нет.

В отличие от рынка совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция-часто встречаемая модель рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей.