logo search
Лекции по экономике

3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены (рис. 5). Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Равновесная цена (РЕ) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Рис. 5. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.

PЕ = PD = PS – равновесная цена;

QЕ = QD = QS – равновесный объем производства.

Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.

Главным в подходе Л. Вальраса (рис. 6) является разница в объемах спроса и предложения. Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до РЕ и избыток исчезает. Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.

По версии Л. Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы.

Рис. 6. Равновесие по Л.Вальрасу

Главным в подходе А. Маршалла (рис. 7) является разность цен.

Рис. 7. Равновесие по А.Маршаллу

Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.

Согласно версии А. Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.