logo search
PR фирмы технология и эффективность - Тульчинский Г

2.5. Работа и отношения со сми.

В начале книги уже говорилось об этом направлении PR и его важности. Пожалуй, это наиболее трудоемкое, требующее ежедневного внимания направление. Более того, работа с другими составляющими социальной среды в той или иной степени, но оказывается связанной со СМИ - главным средством формирования общественного мнения в современном обществе. как показывает хозяйственный и политический опыт, особенно велика роль СМИ (в первую очередь - ТВ) в российском обществе. Правовое государство, гражданское общество, политические партии, интересы граждан еще только формируются. Поэтому общественное мнение оказывается зависимым прежде всего от информации и способа ее подачи в прессе, радио и телевидении. Не даром крупнейшие российские корпорации после того как они встали на ноги прежде всего взялись за обеспечение прочного влияния на крупнейшие и ведущие СМИ. В результате лишь немногим СМИ удалось сохранить независимость. «КоммерсантЪ», «Московские новости», «Общая газета», «Новая газета» - вот пожалуй и вся относительно независимая современная российская пресса. О некоторых негативных последствиях олигархического влияния на СМИ у нас еще будет речь впереди.

Репутации создаются и рушатся буквально в считанные часы. Более того, отсутствие культуры и традиций развитой демократии в России создали ситуацию, когда о свободе слова можно говорить скорее метафорически. Свободное слово есть ответственное слово. Российские же СМИ действуют скорее в режиме гласности, чем свободы. Это ситуация, когда про кого угодно можно сказать что угодно. Разумеется, существуют международные и отечественные кодексы профессиональной этики журналистского дела (некоторые из них приводятся в Приложении), но они, в большей степени, могут рассматриваться как идеалы, которые имеют к действительности отношение косвенное.

Суды переполнены исками к СМИ. Очереди на их рассмотрение выстроились на несколько лет. Решения судов либо игнорируются, либо выполняются так, что истцы оказываются не рады такому торжеству справедливости. Так, одна ежедневная питерская газета по решению суда должна была опубликовать опровержение своего материала, нанесшего моральный ущерб предпринимателю. Что и было сделано. На той же полосе, в том же месте, с заголовком буквами того же размера и содержания: решением суда такого-то, с такого-то числа предпринимателя такого-то мошенником не считать. Формально все требования суда были соблюдены, однако, вряд ли предприниматель был рад такому способу привлечения внимания к себе, да еще спустя полтора года.

Упомянуто это не для того, чтобы показать "быт и нравы" прессы в ситуации не свободы, но гласности, а для того, чтобы подчеркнуть необходимость тщательного выстраивания отношений с журналистским корпусом. Можно даже сформулировать несколько принципов таких отношений.