Государственные закупки
В настоящее время государственные закупки не стали значимым инструментом стимулирования инновационной активности, в то время как в мировой практике закупки для государственных нужд выступают в качестве важного ресурса для создания спроса на инновации.
Приоритетными направлениями использования инновационного потенциала государственных закупок будут являться:
формирование федеральной контрактной системы (ФКС), включающей не только стадию размещения заказа, но и стадию планирования и контроля за исполнением контрактов, позволяющей осуществлять средне- и долгосрочной планирование госзакупок и формирующей сигналы рынку в части разработки инновационной продукции, которая будет востребована в рамках перспективного государственного заказа;
расширение способов и процедур осуществления закупок, учитывающих специфику инновационной продукции (включая многоэтапные конкурсы, процедуры запроса предложений, предквалификацию и т.д.) через корректировку законодательства о госзакупках с минимизацией коррупционных рисков за счет радикального повышения прозрачности всей процедуры размещения заказа в рамках ФКС и установления требований к закупщикам в части квалификации и исключения конфликта интересов и повышения административной отвественности;
повышение эффективности конкурсных процедур при размещении госзаказов на исполнение НИОКР, включая совершенствование квалификационных критериев для исполнителей, повышение значимости критериев, связанных с качеством заявки с одновременной детализацией и повышением открытости процедур проведения экспертной оценки;
формирование органами государственной власти и субъектами Российской Федерации прогнозов (5-7 лет) и планов госзакупок, включающих инновационный компонент. В рамках разработки таких документов с участием экспертов, ученых, участников рынка будут идентифицированы текущие и перспективные нужды органов власти и возможности их удовлетворения через закупку уже имеющейся на рынке инновационной продукции, либо через разработку новой. Экспертная и профессиональная оценка использования инновационных продуктов будет основанием корректировки планов закупок будущих периодов.
При идентификации перспективных нужд будут широко использоваться результаты научно-технологического прогноза (в том числе по методологии Форсайт) для данной сферы, а также «отраслевые» документы стратегического планирования (отраслевые стратегии, государственные программы, федеральные целевые программы и т.д.). Будут сформированы перечни современных инновационных технологий и решений, которые должны/могут быть использованы при разработке закупаемой продукции и услуг, а также перечня технологий и продуктов (устаревших, энергорасточительных, неэкологичных и т.д.), запрещенных к использованию для создания продуктов, выполнения услуг при госзакупках.
Важным фактором расширения спроса на инновации станет создание при поддержке государства информационной базы данных инновационных продуктов и технологий, включающей информацию о потребительских свойствах выпускаемой продукции, опыте ее эксплуатации потребителями. Данная информационная система будет создаваться на базе отраслевых ассоциаций бизнеса, экспертных структур, и в перспективе может быть использована для повышения инновационной направленности государственных закупок. Указанная база будет использоваться при формировании условий контрактов.
Большое внимание будет уделено обеспечению инновационного поведения оборонной промышленности, сферы разработки оружия и систем вооружений. В этих отраслях Россия имеет значительные достижения мирового уровня, и развитие оборонных разработок будет не только определяющим фактором национальной безопасности, в том числе экономической, но и локомотивом развития многих гражданских отраслей.
Таблица 4. Целевые индикаторы реализации поставленных задач по направлению «Инновационное государство»
Наименование индикатора | 2010 | 2013 | 2016 | 2020 |
Доля федеральных государственных услуг, которые население может получить в электронном виде, % | - (2008) | 98 | 100 | 100 |
Доля городских округов и муниципальных районов, на территории которых созданы многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг | 6,6 | 60 | 100 | 100 |
Доля лиц старше 50 лет, занимающих должности руководителей высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы, % | 48 | 43 | 40 | 30 |
Доля государственных служащих, свободно владеющих иностранным языком, % | Нет данных | Не менее 3 | Не менее 10 | 20 |
Доля государственных служащих, получающих ежегодно дополнительное образование за рубежом, % | 0,1 | 0,4 | 1 | 3 |
Доля лиц, занимающих должности руководителей высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы, получивших высшее профессиональное образование за рубежом, % | >0,5 | 1,6 | 4 | 12 |
Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий | 48 | в числе 45 ведущих стран мира | в числе 10 ведущих стран мира | в числе 10 ведущих стран мира |
Уровень соответствия международным стандартам нормативно-правовой базы в Российской Федерации в области инновационной деятельности, % | 30 | 65 | 80 | 100 |
- Содержание
- I. Введение. Где мы сейчас Вызовы инновационного развития
- Состояние инновационной сферы
- II. Место стратегии в системе стратегического планирования
- III. Цели и задачи стратегии. Этапы реализации Цели и задачи
- Место инновационной политики в общей социально-экономической политике
- Варианты инновационной стратегии
- Этапы реализации стратегии
- Национальная инновационная политика: модель координации
- IV. Инновационный человек
- Инновационный характер образования
- Обучение инновационному предпринимательству
- Молодежь и инновации
- Формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности
- V. Инновационный бизнес
- Инновационная среда
- Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний
- Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической модернизации
- Основные акценты в содействии инновационному развитию секторов экономики
- VI. Эффективная наука
- Структурная модернизация сектора генерации знаний
- Кадры для эффективной науки
- Эффективность государственных расходов на науку
- Государственные научно-технологические приоритеты
- Развитие негосударственного сектора генерации знаний
- VII. Инновационное государство
- Внедрение инноваций в системе государственного управления
- Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и в социальной сфере
- Государственные закупки
- VIII. Инфраструктура инноваций
- IX. Участие в глобальной инновационной системе
- Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках
- Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций
- Активизация международного научно-технического сотрудничества
- X. Территории инноваций
- Инновационная политика на региональном уровне
- Развитие инновационных кластеров
- XII. Целевые индикаторы реализации стратегии
- XIII. Финансовое обеспечение
- Приложение 1. Основные шаги по реализации Стратегии
- Приложение 2. Основные термины, используемые в Стратегии
- Приложение 3. Сравнение целевых показателей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года с фактическими показателями за 2005-2010 гг.
- Инновационная Россия – 2020 133