logo search
Otvety_na_teoriyu(1)

Основные черты картеля. Основные принципы картельного соглашения.

Картель – группа фирм, объединенная соглашением о ценах и разделе рынка между участниками с целью получения максимальной прибыли. Стоит отметить, что картель не может быть официально организован, так как попадает под действие антимонопольную политику. В РФ существует Федеральный закон «О защите конкуренции».

Немногочисленность основных участников олигополистического рынка способствует сговору фирм. Главная идея - установление объема производства и цен на уровне, обеспечивающем максимальную прибыль для всей группы договаривающихся. Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения либо квоты (доли) каждого из них в общем производстве, либо путем географического закрепления рынков. Для выравнивания уровня издержек картель договаривается предлагать поставщикам за закупаемые ресурсы одинаковую цену.

Картель фирм ориентируется не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие. Соответственно цены и объем производства устанавливаются на том уровне, который избрала бы монополия. После достижения цели участники картеля делят между собой полученную монополистическую прибыль.

Преимущества вступления в картель:

  1. Повышение цены реализации продукции.

  2. Закрепление некоторых сегментов рынка под монопольным контролем.

  3. Дезинформация потребителей (имитация конкуренции).

  4. Совместная работа с аутсайдерами.

  5. Лоббирование интересов картеля в органах государственной власти.

Классический картель предполагает установление между фирмами соглашения:

  1. о единых ценах;

  2. о размерах (квотах) производства или разделе рынков;

  3. о единой политике по отношению к поставщикам ресурсов, в т.ч. к профсоюзам.

Практика разовых ценовых сговоров распространена весьма широко. Например, как на потребительском рынке периодически возникает дефицит то сливочного, то подсолнечного масла, то бензина. И как потом эти товары вновь появляются с сильно повышенными ценами одновременно у всех продавцов. Высокая концентрация производства, неумение завоевывать клиентов рыночными методам, сложившиеся еще в дореформенную эпоху тесные контакты всех предприятий основных отраслей и ряд других факторов благоприятствуют массовому возникновению картелей. Экономике может быть нанесен крупный ущерб.