logo search
STRATEGIJ

VI. Эффективная наука

Российский сектор исследований и разработок насчитывает более 3,5 тыс. организаций (в 2009 году – 3 536 организаций), где работает около 750 тыс. человек, примерно половина из которых – исследователи. Внутренние затраты на исследования и разработки в течение последних десяти лет выросли в 1,8 раза (в постоянных ценах), но при этом по отношению к ВВП составляют лишь немногим более 1% (в 2009 году – 1,24%). По объему затрат (по паритету покупательной способности) Россия близка к таким странам ЕС, как Италия, а по численности исследователей опережает ведущие страны Европы.

Структура сектора относительно стабильна: основная часть науки по-прежнему сосредоточена в научно-исследовательских (около 60%) и конструкторских организациях (более 20%), в том числе более 20% - в организациях государственных академий наук. Несмотря на тенденцию к опережающему росту в предкризисные четыре года, доли вузовского сектора науки (рост доли персонала, занятого в ИР, с 4,2% в 2005 году до 5,6% в 2009 году) и численности занятых исследованиями и разработками на промышленных предприятиях (рост доли с 5,3% до 6,6%, соответственно), эти сегменты науки остаются недостаточно развитыми по сравнению со странами-лидерами.

По ряду направлений не снижается, а часто и повышается средний возраст исследователей. Внутренние затраты в расчете на одного занятого растут, но все еще в 3-6 раз ниже, чем в среднем по странам ОЭСР. Низкой по сравнению с развитыми странами остается и результативность научных исследований, измеряемая патентной и публикационной активностью и индексами цитирования.

Недостаточная эффективность (результативность) отечественного сектора исследований и разработок (а следовательно, и расходов на науку, как государственных, так и корпоративных) обусловлена как целым рядом сохраняющихся его структурных недостатков (включая устаревшие формы тематического планирования и организации выполнения проектов в сфере НИОКР, наличие неэффективных организаций и исследовательских подразделений во всех отраслях экономики),так и сохраняющейся низкой инновационной активностью экономики в целом, по-прежнему предъявляющей весьма слабый спрос на НИОКР в области высоких технологий, основным источником которого все еще остаются государственные закупки. Важнейшим фактором повышения эффективности российского сектора ИР, наряду с дальнейшим развитием собственно научного сектора, будет стимулирование рыночного спроса на инновационную продукцию со стороны отечественной экономики, в том числе, со стороны крупных отраслевых корпораций.

Стратегической задачей в части развития науки является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, создание отрасли генерации знаний, способной проводить прорывные фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям, востребованные и российскими, и международными компаниями.

Достижение глобальной конкурентоспособности научного комплекса требует решения целого ряда задач, включая: повышение качества кадрового потенциала; повышение эффективности сектора исследований и разработок, в том числе за счет реструктуризации ряда научных организаций; наращивание исследовательского потенциала на ключевых направлениях; развитие механизмов и инструментов координации и взаимодействия всех участников инновационного процесса. Среди прочего, на повышение эффективности такой координации будет направлено расширение практики участия представителей университетской науки в научно-технических советах, экспертных советах крупных корпораций, министерств и ведомств, а также участия ведущих компаний реального сектора в деятельности научных советов, других коллегиальных органов управления вузов и научных организаций. Будет обеспечено сбалансированное развитие фундаментальных, прикладных, поисковых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (академической, отраслевой, вузовской науки), координацию и взаимодействие, эффективное использование потенциала научных организаций.

Решение поставленных амбициозных задач, при существенном расширении за последние годы спектра используемых инструментов и механизмов развития науки, требует значительно более четкой координации предпринимаемых на этом направлении усилий. Исходя из этого, в период до 2020 года будет обеспечено:

- развитие сети конкурентосопособных исследовательских университетов, где будет концентрироваться значительная часть компетенций в сфере прикладных исследований и разработок, в том числе, за счет максимальной интеграции науки и образования, расширения взаимодействия вузов с компаниями и передачи вузам части компетенций ликвидируемых отраслевых НИИ, а также направлений работ в компаниях;

- создание сети национальных исследовательских центров, отработка различных моделей их организации, в том числе и в рамках взаимодействия с ведущими вузами;

- расширение и развитие грантовой формы финансирования исследований с одновременным поэтапным сокращением доли финансирования в форме государственных контрактов на проведение НИР в сфере фундаментальной науки, персонализация финансирования научных коллективов, обеспечение возможности перемещения коллективов, реализующих проект, между организациями, в том числе создание ими новых компаний;

- расширение взаимодействия компаний реального сектора с организациями сектора исследований и разработок (институтами развития, исследовательскими подразделениями вузов, институтами государственных академий наук, другими научными организациями);

- концентрация усилий в сфере прикладных исследований на приоритетных направлениях инновационного развития сектора исследований и разработок и российской экономики в целом.

Координация усилий по формированию эффективного сектора исследований и разработок, в первую очередь в части создания опережающего научно-технического задела (прежде всего на докоммерческой стадии) и развития единой инфраструктуры сектора, будет осуществляться в рамках государственной программы "Развитие науки и технологий".

Рисунок 12. Эффективная наука