logo search
Otvety_na_teoriyu(1)

Заработная плата с позиций фирмы: ее формы, системы, управление персоналом

Заработная плата – это доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги. Ее также можно определить как цену фактора производства труд.

Заработная плата представляет собой основной источник доходов трудящегося населения. С точки зрения фирмы ее назначение заключается в обеспечении мотивации персонала к труду.

Заработная плата – это цена особого рода, с величиной которой тесно связан уровень жизни населения. Она подразделяется на номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата – сумма денег, получаемая за выполнение некоторой трудовой услуги. Реальная заработная плата выражается в том количестве товаров и услуг, которые могут быть куплены на номинальную заработную плату.

Оценивая соотношение названных понятий, важно подчеркнуть, что в реальной заработной плате проявляется покупательная способность заработной платы номинальной, а сама эта покупательная способность находится в прямой зависимости от величины номинальной заработной платы и в обратной – от уровня цен на потребительские товары и услуги.

W(реальная) = W(номинальная)/Р

Отсюда понятно, что реальная заработная плата возрастет с увеличением номинальной оплаты труда, но сокращается при увеличении цен.

Формы заработной платы:

Повременная заработная плата – это денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в трудовой зависимости от количества произведенной им продукции.

Достоинства:

Недостатки:

Сдельная заработная плата – это денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества произведенной им продукции.

Достоинства:

Недостатки:

В настоящее время более широкое распространение имеют повременная заработная плата и ее разновидности. Главными причинами такого превращения являются: во-первых, качественно новый уровень трудовых процессов в сфере материального производства, складывающийся на базе современной техники и, во-вторых, форсированное и опережающее развитие сферы нематериальных услуг, в рамках которой по существу единственно возможным измерителем труда становится его продолжительность.

Сосуществование двух форм заработной платы с их достоинствами и недостатками породило многочисленные варианты их применения и сочетания. В итоге на протяжении 20 века начали возникать и находить распространение различные системы заработной платы.

Система заработной платы – совокупность взаимосвязанных принципов и элементов организации оплаты наемного труда, которая благодаря их комбинированию увязывает возрастание получаемого работником денежного вознаграждения с результативностью труда.

Главная задача любой системы заработной платы – заинтересовать рабочего в интенсивном и качественном труде. Современные системы оплаты трудовых услуг наемных работников основаны прежде всего на научной организации труда. С начала 20го века, когда в США начали внедряться известные системы «тейлоризм» и «фордизм», предприятия взяли на вооружение детальное нормирование трудовых операций, индивидуальный подход к каждому работнику, различные фонды денежного вознаграждения за качественный и высокопроизводительный труд.

Сегодня фирмы делают ставку на включение системы заработной платы социально-психологических элементов. Трудовые отношения рассматриваются в этом варианте не только в плане купли-продажи трудового фактора, но и в качестве особой формы человеческих отношений. Фирма заботится о своих занятых и об их семьях не только в рабочее время, но и на отдыхе, во время отпусков, при решении разнообразных жизненных проблем. Всеми способами доказывается тезис, что процветание фирмы – залог личного успеха каждого члена ее трудового коллектива.

Управление персоналом включает в себя сложный комплекс различных форм моральной и материальной мотивации деятельности работников.

Формы материальной мотивации:

Материальные стимулы способствуют улучшению здоровья и росту квалификации занятых, их образовательного уровня, сплочению коллектива фирмы. Забота о своих сотрудниках – наряду с предъявлением к ним определенных требований – становится главной задачей менеджера в области управления персоналом фирмы.

Важной особенностью управления персоналом является также то, что оно нацелено не просто на повышение эффективности труда отдельных работников, а на повышение отдачи от деятельности коллектива фирмы как единого организма.