5.1.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
Развитие химического кластера предполагается осуществлять на основе существующего производственного комплекса, действующего на территории Самарской области, так как практически все основные производства химической промышленности области преодолели кризисный период и сегодня показывают хорошую динамику.
Одной из перспективных стратегических задач развития химического комплекса Самарской области является максимально эффективное использование как существующих, так и вновь вводимых производственных мощностей химических предприятий. Восстановление производственных связей должно обеспечить максимальную загрузку нефтехимических предприятий области, что будет способствовать более эффективному использованию производственного и транспортно-логистического потенциала региона. Также необходима комплексная модернизация химических, нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств с целью перехода нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности на принципиально новый уровень технологического развития
Развитие химического комплекса является одним из направлений структурной перестройки промышленности области и ее ориентации на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечивающей интенсификацию развития сельского хозяйства, строительства, отраслей машиностроения, а также удовлетворение потребности в товарах для населения. На базе существующего производственного комплекса предполагается развитие перспективного химического кластера с последующим разделением на экспортные и новые сектора. В перспективе высокое качество и конкурентоспособность отечественных химических товаров будут достигнуты на основе внедрения во всех организациях химического кластера Самарской области системы качества и экологического менеджмента в соответствии с требованиями международных ИСО серии 9000 и 14000.
Для достижения стратегической цели - развития конкурентоспособности химического комплекса России и обеспечения эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента химической и нефтехимической продукции совокупному спросу российского и мирового рынков - необходимо решение следующих задач:
1. Техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств.
Решение данной задачи обеспечивается за счет:
- стратегического планирования и форсайта;
- государственного финансирования в рамках государственно-частного партнерства крупных проектов на конкурсной основе - внесения изменений в нормы и правила проектирования, строительства и эксплуатации нефтехимических производств для снижения расходов на капитальное строительство и эксплуатацию производств до среднемировых;
- временных таможенно-тарифных преференций на импорт оборудования и технологий, не имеющих отечественных аналогов, для обеспечения модернизации химического производства и химического машиностроения;
- налогового и нормативно-правового стимулирования внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий;
- комплекса мер по развитию химического машиностроения.
2. Развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции.
- предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
- мер технического регулирования;
- выставочно-ярмарочной и представительской деятельности.
3. Организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции.
Решение данной задачи обеспечивается за счет:
- вертикальной интеграции, обеспечивающей охват всей технологической цепочки от добычи сырья до конечной товарной продукции;
- горизонтальной интеграции (кластеры и "химические парки");
- создания инжиниринговых центров и центров компетенции;
- межотраслевых программ сотрудничества предприятий химического комплекса с потребителями их продукции.
4. Повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса.
Решение данной задачи обеспечивается за счет:
- технологического форсайта развития химического комплекса;
- особых экономических зон, технопарков и т.п.;
- комплексных инновационных проектов, обеспечивающих реализацию полного инновационного цикла от научного исследования до серийного выпуска продукции;
5. Развитие ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического комплекса.
Решение данной задачи обеспечивается за счет:
- мер по разработке новых технологий производства химической продукции на основе использования в качестве исходного сырья природного газа;
- оптимизации тарифов на продукцию естественных монополий.
6. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
С целью исключения диспропорций в развитии химического комплекса и соответствующих видов транспорта, в том числе предназначенного для перевозки опасных видов химических грузов, обеспечения безопасности перевозок и готовности транспортных предприятий к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с их перевозкой, необходимо:
- увеличение производства специальных видов транспортных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, контейнеров и др.);
- лицензирование организаций, занимающихся транспортировкой опасных видов химической продукции;
- страхование ответственности и рисков, связанных с транспортировкой опасных видов химической продукции;
- развитие портов для отправки химических грузов.
Критерием оценки достижения данного результата является модернизация и создание новых инфраструктурных транспортных объектов, в том числе строительство портов для отправки химических грузов, а также специальных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, контейнеров и др.).
На межрегиональном уровне в ПФО Самарская область может инициировать или принимать участие в разработке мер межрегиональной политики содействия развитию кластеров в ПФО России, выходящих за официальные границы регионов. Такая помощь актуальна, учитывая многолетний опыт взаимодействия ОАО «Тольяттиазот» с администрацией Краснодарского края при вводе в эксплуатацию портового комплекса по перевалке аммиака в пос. Волна Темрюкского района Краснодарского края.
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года Содержание
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области 4
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области 290
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области 317
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области 340
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии 352
- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года
- 1. Современное состояние и стартовые условия развития Самарской области
- 1.1. Текущие показатели и характеристика социально-экономического развития Самарской области
- 1.1.1. Социальное развитие
- На 100 тыс. Человек населения
- 1.1.2. Экономическое развитие
- 1.2. Step- и swot-анализ социально-экономического положения Самарской области
- 1.2.1. Step – Социальные проблемы развития (s)
- 1.2.2. Swot – Социальная сфера (s)
- 1.2.3. Step – Пространственно-территориальные проблемы развития (t)
- 1.2.4. Swot – Пространственно-территориальная сфера (t)
- 1.2.5. Step – Экономические проблемы развития (e)
- 1.2.6. Swot – Экономическая сфера (e)
- 1.2.7. Step – Политико-правовые проблемы развития (p)
- 1.2.8. Swot – Политико-правовая сфера (p)
- 1.3. Конкурентные преимущества Самарской области
- 2. Образ будущего, целевые ориентиры и основные прогнозные сценарии развития Самарской области
- 2.1. Внешние и внуренние факторы развития Самарской области
- 2.2. Прогнозные сценарии социально-экономического развития Самарской области до 2030 года
- 2.2.1. Целевые ориентиры развития Самарской области
- 2.2.2. Инновационный сценарий развития Самарской области
- 2.2.3. Инерционный сценарий развития Самарской области
- 3. Миссия, приоритетные направления, стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.1. Миссия и девиз Самарской области
- 3.2. Приоритетные направления развития Самарской области
- 3.3. Стратегические цели и задачи развития Самарской области
- 3.4. Стратегические проекты – драйверы роста Самарской области
- 3.5. Этапы развития Самарской области
- 4. Основные тенденции социального развития Самарской области
- 4.1. Здравоохранение
- 4.1.1. Основные направления и тенденции развития здравоохранения
- 4.1.2. Ожидаемые результаты развития здравоохранения
- 4.2. Образование
- 4.2.1. Основные направления и тенденции развития в сфере образования
- 4.2.2. Ожидаемые результаты развития сферы образования
- 4.3. Культура
- 4.3.1. Основные направления и тенденции развития в сфере культуры
- 4.3.2. Ожидаемые результаты развития в сфере культуры
- 4.4. Спорт
- 4.4.1. Основные направления и тенденции развития занятости спортом
- 4.4.2. Ожидаемые результаты развития занятости спортом
- 4.5. Экология
- 4.5.1. Текущая ситуация и проблемы экологического развития
- 4.5.2. Основные направления и тенденции экологического развития
- 4.5.3. Ожидаемые результаты развития в сфере экологического развития
- 4.6. Социальная защита
- 4.6.1. Основные направления и тенденции развития социальной защиты
- 4.6.2. Ожидаемые результаты развития социальной защиты населения
- 4.7. Уровень жизни населения
- 4.7.1. Основные направления и тенденции повышения уровня жизни населения
- 4.7.2. Ожидаемые результаты повышения уровня жизни населения
- К 2030 году
- 5. Развитие традиционных и формирование перспективных кластеров Самарской области
- 2.1. Нефтепереработка и нефтехимия.
- 2.2. Автомобилестроение.
- 2.3. Ракетно-космическая промышленность.
- 2.4. Авиационная промышленность.
- 2.5. Двигателестроение.
- 2.6. Химическая промышленность
- 5.1. Базовые кластеры Самарской области
- 5.1.1. Автомобильный кластер
- 5.1.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.1.2. Структура кластера
- 5.1.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.1.2. Аэрокосмический кластер
- 5.1.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.2.2. Структура кластера
- 5.1.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.2.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.3. Кластер нефтедобычи и нефтепереработки
- 5.1.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.3.2. Структура кластера
- 5.1.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.3.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.3.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.1.4. Химический кластер
- 5.1.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.1.4.2. Структура кластера
- 5.1.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.1.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.1.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.1.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.1.4.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.2. Перспективные кластеры Самарской области
- 5.2.1. Агроиндустриальный кластер
- 5.2.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.1.2. Структура кластера
- 5.2.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.1.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.2. Транспортно-логистический кластер
- 5.2.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.2.2. Структура кластера
- 5.2.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.2.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.2.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.3. Туристско-рекреационный кластер
- 5.2.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.3.2. Структура кластера
- 5.2.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.4. Кластер информационно-телекоммуникационных технологий
- 5.2.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.4.2. Структура кластера
- 5.2.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.4.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.4.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.2.5. Медицинско-фармацевтический кластер
- 5.2.5.1. Краткая характеристика кластера
- 5.2.5.2. Структура кластера
- 5.2.5.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.2.5.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.2.5.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.2.5.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.2.5.7. Ожидаемые результаты развития кластера к 2030 году
- 5.3. Остальные сектора, отрасли и виды производств
- 5.3.1. Энергетика
- 5.3.1.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.1.2. Структура кластера
- 5.3.1.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.1.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.1.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.1.6. Приоритеты научно-технологического развития кластера
- 5.3.1.7. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.2. Строительство
- 5.3.2.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.2.2. Структура кластера
- 5.3.2.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.2.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.2.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.2.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.3. Коммунальное хозяйство
- 5.3.3.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.3.2. Структура кластера
- 5.3.3.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.3.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.3.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.3.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 5.3.4. Рециклинг и управление отходами
- 5.3.4.1. Краткая характеристика кластера
- 5.3.4.2. Структура кластера
- 5.3.4.3. Основные показатели и тенденции кластера
- 5.3.4.4. Ключевые проблемы кластера
- 5.3.4.5. Основные направления и мероприятия по развитию кластера
- 5.3.4.6. Ожидаемые перспективы и динамика развития кластера к 2030 году
- 6. Совершенствование территориально-пространственного развития Самарской области
- 6.1. Характеристика Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов
- Р исунок 6.1.1 - Картосхема Самарско-Тольяттинской агломерации и субрегионов Самарской области
- 6.2. Территориальное деление по признаку организации производства
- 6.3. Полюса роста экономики Самарской области
- 6.4. Особенности и направления территориально-пространственного развития субрегионов
- 6.4.1. Самарско-Тольяттинская агломерация
- 6.4.2. Сызранский субрегион
- 6.4.4. Отрадненский субрегион
- 6.4.5. Нефтегорский субрегион
- 6.4.6. Похвистневский субрегион
- 6.4.7. Сергиевский субрегион
- 6.4.8. Южный субрегион
- 7. Развитие международного и межрегионального сотрудничества Самарской области
- 7.1. Расширение рынков сбыта для продукции и услуг, производимых в Самарской области
- 7.1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке товаров
- 7.1.2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Самарской области на рынке услуг
- 7.1.3. Меры по стимулированию развития внешнеэкономической деятельности предприятий Самарской области
- 7.2. Повышение инвестиционной привлекательности Самарской области для иностранных контрагентов
- 7.2.1. Меры по улучшению инвестиционного климата Самарской области
- 7.3. Использование новых возможностей для экономики Самарской области после вступления России в вто
- 8. Система индикативных показателей эффективности реализации стратегии Самарской области
- 8.1. Индикативные показатели реализации инновационного сценария социально-экономического развития
- 8.2. Индикативные показатели реализации инерционного сценария социально-экономического развития
- 9. Система управления и механизмы реализации стратегии
- 9.1. Механизмы реализации стратегии
- 9.1.1. Кредитно-финансовые механизмы
- 9.1.2. Информационные механизмы
- 9.1.3. Социально-инфраструктурные механизмы
- 9.1.4. Экономические механизмы
- 9.1.5. Техническое регулирование
- 9.1.6. Политические механизмы
- 9.1.7. Внешнеторговая и межрегиональная политика
- 9.1.8. Промышленно-инфраструктурные механизмы
- 9.1.9. Перечень механизмов реализации стратегии
- 9.2. Дорожная карта реализации стратегии