logo search
ГОС 2012

53)Закономірності розвитку світової фінансової архітектури та сценарії динаміки глобальних фінансів

Существует 2 подхода к систематизации элементов:

  1. Функционально-управленческий. Согласно подходу международная финансовая система включает национальные финансовые системы, интеграционные объединения и непосредственно международная финансовая система. Национальный уровень охватывает функционирование национальной финансовой системы с целью установления наиболее благоприятного сочетания между степенью стабильности национальной денежной единицы, уровн55ем либерализации внутреннего финансового сектора и эффективностью выполнения функции органов финансового управления. Региональный уровень охватывает деятельность региональных объединений государств по преодолению противоречий движению капитала и сохранению относительной автономии страны в условиях активизации процессов региональной интеграции. Глобальный или международный определяет действия по формированию механизма управления международной финансовой системой как единой целой.

  2. Институциональный. С точки зрения этого подхода, мировая финансовая система – это совокупность институтов, обеспечивающих финансовые отношения в глобальной экономике. Все институты делят на регулятивные институты и инструментальные. Регулятивные включают: международные нормы права и соглашения, рекомендации, стандарты, кодексы, межправительственные соглашения, национальные нормы права, институты саморегулирования. Инструментальные: международные финансово-кредитные институты, ТНК, ТНБ, м/н и региональные финансовые рынки, финансово-кредитные институты, м/н регулирующие институты, национальные регуляторы.

Современная мировая финансовая система выполняет следующие функции:

              1. Адаптация элементов институциональной структуры мировой финансовой системы к процессам глобализации как на м/н, так и на национальном уровнях.

              2. Обеспечение стабильности мировой финансовой системы посредством минимизации негативных последствий глобализации и глобальных финансовых кризисов. Выполнение данной функции предполагает формирование институтов и взаимосвязей между ними, повышающих уровень стабильности мировой финансовой системы на всех ее уровнях с учетом активизации глобализационных процессов.

              3. Формирование новых институтов в целях снижения транзакционных издержек регулирования мировой финансовой системы, что предполагает мониторинг уровня транзакционных издержек регулирования мировой финансовой системы в целях вовлечения наибольшего количества участников в процесс принятия решений в отношении развития мировой финансовой системы. Реализация данной функции обеспечивается институтами, снижающими транзакционные издержки и институтами, гарантирующими выполнение обязательств. Институты, снижающие транзакционные издержки делятся на: институты, снижающие транзакции; институты, снижающие информационную ассиметрию; институты, трансформирующие неопределенность; институты, снижающие ассиметрии в нормах деятельности экономических субъектов.

Во второй пол 90-х годов наблюдаются изменения в мировой финансовой системе, что качественно изменило модель регулирования мировой финансовой системы на м/н уровне. Это привело к реформированию существующих м/н институтов за счет расширения их полномочий и перестройки функциональной взаимосвязи. Стало характерно многополярное устройство системы регулирования мировой финансовой системы, учитывающую возрастающую роль новых интеграционных объединений.

Усложнение системы регулирования привело к кризису мировой финансовой системы, в результате чего в 2007 году на международном уровне возник вопрос реформирование мировой финансовой архитектуры. Основной причиной этого является непоследовательная и недостаточно скоординированная макроэкономическая политика и неадекватные структурные реформы м/н экономических организаций. Проведенные исследования показали, что мировая финансовая система развивается циклически и цикличный характер касается, прежде всего, организационных параметров финансовой глобализации.

Современный этап развития мировой финансовой архитектуры характеризуется либерализацией финансового регулирования на национальном уровне и усилением мониторинга и регулирования деятельности финансовых институтов на глобальном уровне.

Следовательно, можно предположить, что дальнейшее развитие мировой финансовой архитектуры будет характеризоваться активизацией развития наднационального финансового регулирования.

Современная стадия финансовой глобализации характеризуется высокой протяженностью и мощностью высокой скоростью и сильным воздействием на национальные экономики. Вследствие этого многообразие законодательных норм в регулировании национальных финансовых систем будет вытесняться стандартизацией и унификацией в праве деятельности финансовых институтов. В то же время усиление процессов конвергенции национальных и международных стандартов не смогло смягчить или предотвратить развитие современного глобального кризиса. В таких условиях снизить зависимость стандартов регулирования и надзора деятельности финансовых институтов от цикличности мировой экономики возможно путем разработки м/н стандартов, учитывающих изменение уровней рисков на различных фазах экономического цикла. При этом стандартизация должна касаться не только своевременности и адекватности, но и механизмов, позволяющих различать !

Исследования синхронизации циклов мировой и национальных экономик показали, что синхронизируются только длинноволновые экономические циклы развитых стран, так как для них характерна положительная взаимосвязь между финансовой интеграцией и экономическим ростом. При этом финансовая глобализация не обязательно будет способствовать синхронизации эк циклов развивающихся стран, так как в этих странах нет четкой положительной связи между финансовой интеграцией и эк ростом.

Изменение в развитии мировой финансовой архитектуры в период 1998-2008 гг.

    1. Финансовая либерализация обусловила следующие изменения в мировой финансовой системе:

  • Возник новый класс инвесторов, одновременно действующих на нескольких развивающихся рынках и способных дестабилизировать финансовую ситуацию, в странах принимающих инвестиции

  • Резкое увеличение кол-ва инвестиционных институтов, финансовых инструментов и объема операций на финансовых рынках, массовое развитие операций с деривативами.

  • Регулирование фин отношений. В результате глобализации, существующая структура регулирования перестала соответствовать высокому уровню развития мирового финансового рынка. Увеличивается численность оффшорных финансовых центров, снижается эффективность гос регулирования финансовых рынков развитых стран. В результате возрастает риск углубления мирового спада.

  • Финансовые кризисы. Наблюд. устойчивая постоянность фин кризисов, глубина. Массовый рост негативных социальных последствий кризисов. Во многом это связано с тем, что фин секторы развивающихся стран остаются слабыми. Затраты по выходу из кризиса увеличиваются.