logo search
Proekt_Strategii_SO-2030

2.4. Авиационная промышленность.

Авиационная промышленность специализируется на серийном производстве, капитальном ремонте и сервисном обслуживании самолетов Ан-140, Ту-154М, Ту-154; производстве запасных частей, агрегатов и выполнении работ для поддержания летной годности авиационной техники, изготовлении оснастки и инструментов для производства авиационной техники. Центральную роль играет ОАО «Авиакор-Авиационный завод», входящий в состав холдинга «Русские машины», другие крупные производители - ОАО «Авиаагрегат» и ОАО «Гидроавтоматика». Такая специализация ставит отрасль в зависимость от потребностей российской авиации в магистральных самолетах, насыщение которой происходит в трудной конкурентной борьбе. Позиции отечественного авиастроения ослаблены отсутствием новых принципиальных технических конструкционных решений. Велика зависимость отрасли от импортных технологий и комплектующих.

Отсюда приоритетной целью авиационной промышленности становится развитие «точек роста», способных инициировать достаточные мультипликативные эффекты для роста отрасли в целом в долгосрочном периоде. При реализации данной цели будет решен ряд взаимосвязанных задач.

1. Формирование и развитие «точки роста» в авиастроении, которая могла бы стать стержнем кластерной активности. Такая точка роста могла бы быть выстроена вокруг производства самолета Ан-140, выпускаемого предприятием «Авиакор-авиационный завод». Это инновационный и конкурентоспособный продукт, специально адаптированный к сложной российской инфраструктуре и потому достойный стать точкой роста регионального авиастроения. Для полноценной реализации этой задачи в краткосрочном периоде необходимы серьезные меры для поддержки спроса на данную продукцию и сопутствующие ее эксплуатации услуги. В средне- и долгосрочной перспективе надобность в поддержке спроса может отпасть благодаря ожидаемому массовому обновлению авиационного флота российских компаний, а также ускорению роста спроса на мировом рынке.

2. Развитие компонентной базы вокруг точки роста. В настоящее время авиационные предприятия отрасли почти не снабжаются отраслевыми производителями комплектующих (например, «Авиакор» закупает у самарских предприятий только 1,5% комплектации АН-140). Необходимо развивать внутриобластную кооперацию. Формирование окружения «точки роста» поставщиками решает несколько важных проблем. Прежде всего, создаются условия для активизации кластерных эффектов, которые создают дополнительные конкурентные преимущества. Далее, ослабляется зависимость от импортных поставок, которая может оказаться болезненной в случае неблагоприятных изменений валютного курса. В настоящее время потенциал авиастроительной промышленности области позволяет развивать передовое производство шасси, двигателей и других важных комплектующих.

3. Использование внешних эффектов «точки роста» для освоения дополнительных рынков. Развитие «точки роста» приводит к возникновению как экстенсивных эффектов (расширение производства), так и интенсивных (возникновение новых технологических решений). Оба вида эффектов позволяют втягивать в существующий кластер дополнительные виды деятельности. Первое направление – это расширение ассортимента основного производства, перспективным представляется развитие малой авиации, спрос на которую в меньшей степени зависит от политики государства в отношении крупных государственных авиационных корпораций. Конкурентоспособным может оказаться производство нишевых самолетов, адаптированных под специальные потребности(спасательных, тренировочных, сельскохозяйственного назначения и т.п.), т.к. авиакосмический кластер имеет значительный опыт и зрелые технологии производства мелкосерийной и штучной высокотехнологичной продукции. Второе направление – расширение ассортимента оказываемых услуг, например, по утилизации авиационной техники, что повысит загрузку мощностей действующих предприятий. Научно-технический задел позволяет также развивать инжиниринговые услуги широкого спектра.

Реализация указанных задач приведет к возникновению «локомотивных эффектов». Развитие собственной компонентной базы не только генерирует новые высокотехнологичные производства и современные рабочие места для квалифицированной рабочей силы (мультипликативный эффект), но и развивает в рамках кластера дополнительные конкурентоспособные производства. В долгосрочной перспективе производители компонентов могут выйти из монозависимости от конкретного производства и выйти на новые рынки сбыта, что перспективно с учетом глобализации современного авиастроения.