Рынок ценных бумаг и его экономические функции. Ценные бумаги и их виды.
Рынок ценных бумаг – это совокупность отношений между эмитентами ценных бумаг, финансовыми посредниками и инвесторами, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся в выпуске особых документов – ценных бумаг.
Как и любой другой рынок, рынок фондовый складывается из спроса и предложения. Спрос создается компаниями и государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций и других расходов. Организации и государство на рынке ценных бумаг больше занимают, чем одалживают, т.е. фактически выступают чистыми заемщиками, а чистым кредитором в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, являются граждане, у которых по разным причинам доходы превышают сумму расходов на текущее потребление и инвестиции в материальные активы. Ключевая задача рынка ценных бумаг – обеспечить наиболее быструю и эффективную трансформацию сбережений в инвестиции по цене, которая бы устраивала обе стороны.
Развитие фондового рынка позволяет решить целый ряд важнейших задач, таких как: обеспечение рыночного финансирования инвестиционных программ предприятий и организаций, формирование эффективной структуры производства, безинфляционное покрытие дефицита государственного бюджета, страхование финансовых рисков инвестиций.
Основными функциями рынка ценных бумаг являются:
-
инвестиционная функция, т.е. образование и распределение инвестиций между финансовыми структурами, испытывающими в них недостаток;
-
передел собственности, осуществление возможности перехода прав собственности непосредственно эффективному собственнику;
-
перераспределение рисков или хеджирование, осуществляемое при помощи производных финансовых инструментов;
-
функция притяжения венчурного (рискового) капитала, позволяющая осуществиться функции «чем больше риск – тем больше доходность».
Институциональная структура рынка ценных бумаг определяется составом его участников. К ним относятся:
-
Эмитенты – юридические лица и органы государственного управления, выпускающие ценные бумаги и привлекающие на этой основе капиталы.
-
Инвесторы – юридические и физические лица, покупающие ценные бумаги, вкладывающие свои сбережения в финансовые активы с целью их сохранения и приумножения.
-
Финансовые посредники – профессиональные участники рынка ценных бумаг, такие как брокеры и дилеры, которые сводят продавца с покупателем, получая при этом свое (комиссионное) вознаграждение;
-
Организации, обслуживающие фондовый рынок (инфраструктурные организации), которые сами по себе не являются сторонами торговых операций, но обеспечивают заключение и исполнение сделок с ценными бумагами. К ним относятся фондовые биржи, депозитарии, расчетно-клиринговые организации, регистраторы и пр.;
-
Органы государственного регулирования и контроля.
Далее стоит выделить следующий список проблем отечественного фондового рынка на данный момент:
-
Недостаточный объем финансирования экономики с помощью инструментов фондового рынка.
-
Незначительная доля реального капитала.
-
Отсутствие современной системы центров клиринговых расчетов, депозитариев, независимых регистраторов.
-
Юридическая неподготовленность.
-
Отсутствие единых, соответствующих мировым стандартам классификаторов операций, технологий банков и бирж.
-
Несоответствие действующих форм бухгалтерского учета международным стандартам.
-
Малочисленность отечественных инвесторов и отсутствие системы их защиты.
-
Низкий уровень финансовой грамотности населения.
-
Несовершенство инфраструктуры финансового рынка.
-
Отсутствие квалифицированных кадров.
В соответствии с действующим законодательством РФ в настоящее время существует и признано лишь 14 ценных бумаг. Наиболее основными и фундаментальными из них являются акции и облигации.
Акция – единичный вклад в уставный капитал акционерного общест-ва с вытекающими из этого правами.
Облигация – единичное долговое обязательство на возврат вложен-ной денежной суммы через установленный срок с уплатой или без уплаты определённого дохода.
- Акционерные общества как форма организации крупного бизнеса.
- 2.Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
- Биржи и ценные бумаги в России.
- 5. Виды трансакционных издержек
- 7) Выбор уровня риска фирмой (отказ от рисков, самострахование, распределение рисков, объединение рисков)
- 8)Дайте характеристику политике ценовой дискриминации.
- 9)Двухступенчатый тариф. Институциональное регулирование естественных монополий (торги за франшизу и др.).
- 10. Дифференцированная земельная рента и ее виды.
- Заработная плата с позиций фирмы: ее формы, системы, управление персоналом
- 12) Инвестиционный проект и критерии его экономической обоснованности
- Отрицательное направление кривой средних долгосрочных издержек (1)
- Участок кривой средних долгосрочных издержек, параллельный оси абсцисс. (2)
- Восходящий участок кривой средних долгосрочных издержек. (3)
- 13)Информационная асимметрия и рынок «лимонов». Фиаско на рынке «лимонов».
- 14) Источники инвестированных ресурсов фирмы (самофинансирование, кредиты, эмиссия ценных бумаг)
- 15. Каковы позитивные и негативные последствия олигополии. Чендлеровская экономия.
- 16. Малый бизнес, его роль в экономике
- 18.Монополия ex ante и ex post. Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.Ч. Патентная монополия)
- Невозобновляемые природные ресурсы. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов.
- 20.Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России?
- Вопрос 21. Объективные и субъективные причины трудностей в российском аграрном секторе.
- 22. Объясните основное противоречие деятельности профсоюзов в рыночной экономике.
- 23. Оппортунизм субъектов экономики, причины его появления.
- 24. Организационно-правовые формы предприятий.
- 25.Основные подходы к регулированию монополий: достоинства и недостатки.
- Основные черты картеля. Основные принципы картельного соглашения.
- Основные черты рынка монополистической конкуренции.
- 28. Основные черты рынка олигополии.
- 29. Особенности инвестирования в человеческий капитал. Специфический и общий тренинг.
- 30. Особенности антимонопольной политики в России.
- 31. Отличительные черты картелеподобной структуры рынка.
- 32. Отношение к риску (неприятие, предпочтение и нейтральное) и предпринимательство.
- 1) Неприятие риска
- 2) Предпочтение риска
- 3) Нейтральное отношение
- Поведение фирмы в условиях дуополии. Модель Курно.
- Вопрос № 34: «Поведение фирмы монополиста в краткосрочный и долгосрочный период»
- 36.Применение теории дисконтирования к производственным проектам, управлению собственностью, финансовым инвестициям.
- 37. Природа фирмы как экономического субъекта. Почему фирма стала господствующей формой организации производства в рыночной экономике?
- 38. Равновесие на рынке земли. Чему равна цена земли?
- 39) Роль крупного бизнеса в экономике. Процесс концентрации производства.
- Вопрос №40. Рутины, их основные типы и черты
- Вопрос №41. Рынок труда в условиях монопсонии
- Рынок ценных бумаг и его экономические функции. Ценные бумаги и их виды.
- 43) Спрос на экономические ресурсы. Определение оптимального объема спроса на ресурс.
- 44. Сущность и особенности информации как экономического ресурса
- 45. Сущность и основные приемы дисконтирования.
- Вопрос 46. Сущность предпринимательства (по Шумпетеру и Кирцнеру)
- Предпринимательство по Шумпетеру.
- Предпринимательство по Кирцнеру.
- 47. Фактор труд, неконкурирующие группы, сущность заработной платы
- 48. Фондовая биржа и ее функции.
- 49. Характеристика земли как фактора производства
- 50. Характеристика картелеподобной структуры рынка. Формы ценового лидерства.
- 51Характеристика российских естественных монополий и меры государственного регулирования в отношении их.
- 52. Характеристика рынка оборотного капитала, показатели ликвидности.
- Вопрос 53. Цели профсоюзов на рынки труда и их противоречие.
- Вопрос 54. Цели фирмы и их многообразие. Роль максимизации прибыли в системе целей фирмы.
- 55)Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Где проходит граница ее эффективности?
- 56)Что такое трансакционные издержки? Какова их структура и величина?
- Вопрос №57. Экономическое понимание качества, роль рекламы и pr. Бренды.