9. Мотивация труда.
МОТИВАЦИЯ ТРУДА — совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, направленной на достижение определенных целей. М. т. — одна из важнейших функций управления людьми. Мотивы являются внутренними побудителями. Внешние относительно работника средства, которые в той или иной мере побуждают его к труду , называются стимулами. Процесс применения системы стимулов и, соответственно, возникновения мотивов, побуждающих человека к достижению личных или групповых (коллективных) целей, к решению определенных задач, есть стимулирование. Следовательно ,главные рычаги мотивации - стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека).
Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать: - занятость всех работников трудом; - предоставление равных возможностей для профессионального и служебного роста; - согласованность уровня оплаты с результатами труда; - создание условий безопасности труда; - поддержание в коллективе благоприятного психологического климата и др.
Методы мотивации можно классифицировать на: 1) экономические (прямые) - повременная и сдельная оплата труда; премии за качественные и количественные показатели труда; участие в доходах предприятия; оплата обучения и др.; 2) экономические (непрямые) - предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии; 3) неденежные - повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.
Основными формами мотивации работников предприятия являются:
1. Заработная плата, как объективная оценка вклада работника в результаты деятельности предприятия.
2. Система внутрифирменных льгот работникам: эффективное премирование, доплаты за стаж, страхование здоровья работников за счет предприятия, предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно и т.д.
3. Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника.
4. Устранение статусных, административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе.
5. Моральное поощрение работников.
6. Повышение квалификации и продвижение работников по службе.
Создатель иерархической модели мотивации — амер. психолог А. Ма́слоу (Maslow; 1908—1970). Иерархия потребностей по А. Маслоу имеет следующий вид:
физиологические потребности (пища, вода, убежище, отдых);
потребности в безопасности (защита от физ. и псих. опасностей со ст. окр. мира);
потребности в любви и привязанности (принадлежность к чему-н. или кому-н., взаимопонимание, взаимодействие, привязанность и поддержка);
потребности в признании и оценке (самоуважение, уважение со стороны окружающих, признание своих качеств, результатов, достижений, компетентности);
потребности в самоактуализации, самовыражении (реализация своих потенциальных возможностей, рост как личности).
- Характеристика и классификация предприятий.
- 3. Хозяйственные товарищества, виды, преимущества и недостатки
- Достоинства и недостатки товариществ
- Виды обществ: ооо, оао и зао
- 5. Субъекты и виды предпринимательской деятельности
- Субъекты предпринимательской деятельности:
- Индивидуальные предприниматели
- Юридические лица
- Кадры и их классификация на предприятии
- 8. Планирование кадров и их подбор
- 9. Мотивация труда.
- 10. Управление персоналом.
- 11. Производительность труда, выработка и трудоемкость.
- 12. Планирование производительности труда, выработка и трудоемкость.
- 13. Социально-экономическая сущность оплаты труда и основы ее организации.
- 14.Формы и системы оплаты труда
- 15. Современные системы оплаты труда: бестарифные системы оплаты труда, система стимулирования продаж, гибкие системы оплаты труда.
- 16. Зарубежный опыт материального стимулирования персонала предприятия
- 17. Сущность и основные принципы планирования
- 18. Стратегическое планирование на предприятии
- 19. Оперативно-производственное планирование
- 20. Модель бизнес-плана
- Структура бизнес-плана
- 21. Сущность и структура основных фондов
- 22. Оценка основных фондов
- 23. Физический и моральный износ основных фондов
- 24. Амортизация основных фондов
- 25.Показатели использования основных фондов.
- 26.Воспроизводство основных фондов и улучшение их использования.
- 27. Понятие и состав оборотных средств
- 28. Оценка оборотных производственных фондов
- 29. Показатели использования оборотных средств.
- 30. Определение потребности предприятия в оборотных средствах.
- 31. Управление запасами предприятия.
- 32. Сущность и характеристика производственного процесса.
- 33. Формы, типы, и методы организации производства.
- 34. Поточный метод организации производства.
- 35. Партионный и индивидуальный методы организации производства
- 36. Организация производства во вспомогательных и обслуживающих подразделениях предприятия
- 37. Гибкие производственные системы.
- 38.Производственная мощность предприятия: понятие, виды, этапы планирования.
- 39. Методика расчета производственной мощности предприятия
- 40. Виды производственных мощностей. Баланс загрузки оборудования.
- 41. План производства продукции.
- 42. Валовая и реализованная продукция, учетная политика.
- 43. Понятие «качество продукции», показатели качества.
- 44. Новая стратегия в управлении качеством.
- 45. Правовое обеспечение качества продукции.
- 46. Техническое регулирование качества.
- 47. Стандартизация продукции.
- 48. Сертификация продукции.
- 49. Понятие цены и ценовая политика предприятия.
- 50. Ценовые стратегии:
- 51. Методы ценообразования:
- 52. Ценовая система. Виды цен.
- 53. Зарубежный опыт учёта затрат при ценообразовании:
- 54. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия:
- 55. Инвестиционная политика предприятия:
- 56. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов:
- 57. Оценка эффективности инвестиционных проектов методом дисконтирования.
- 58. Понятия «затраты», «расходы» и «издержки», классификация расходов предприятия.
- 59. Себестоимость продукции.
- 60. Калькулирование себестоимости продукции.
- 61. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
- 62. Смета затрат на производство и реализацию продукции.
- 63. Зарубежный опыт учета затрат.
- 64. Прибыль и доходы предприятия.
- 65. Механизмы налогообложения и распределения прибыли пр-тия.
- 66. Методы планирования прибыли предприятия.
- 67. Показатели рентабельности.
- 68. Финансовое планирование на предприятии.
- 69. Оперативное финансовое планирование.
- 70. Основные финансовые документы предприятия.
- 71. Оборотные средства.
- 72. Определение потребности в оборотных средствах.
- Норматив производственных запасов
- 73. Бюджет предприятия
- 74. Безубыточность работы предприятия. Точка безубыточности
- 75. Финансовая устойчивость предприятия
- 76. Банкротство предприятий: сущность и понятия
- 77. Причины неплатежеспособности и возможного банкротства хозяйствующих субъектов.
- 78. Диагностика кризисов в жизненном цикле предприятий
- 79. Профилактика банкротства предприятий
- 80. Антикризисное управление деятельностью предприятия