logo
Шпора э

9. Мотивация труда.

МОТИВАЦИЯ ТРУДА — совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, направленной на достижение определенных целей. М. т. — одна из важнейших функций управления людьми. Мотивы являются внутренними побудителями. Внешние относительно работника средства, которые в той или иной мере побуждают его к труду , называются стимулами. Процесс применения системы стимулов и, соответственно, возникновения мотивов, побуждающих человека к достижению личных или групповых (коллективных) целей, к решению определенных задач, есть стимулирование. Следовательно ,главные рычаги мотивации - стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека).

Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать:  - занятость всех работников трудом;  - предоставление равных возможностей для профессионального и служебного роста;  - согласованность уровня оплаты с результатами труда;  - создание условий безопасности труда;  - поддержание в коллективе благоприятного психологического климата и др.

Методы мотивации можно классифицировать на:  1) экономические (прямые) - повременная и сдельная оплата труда; премии за качественные и количественные показатели труда; участие в доходах предприятия; оплата обучения и др.;  2) экономические (непрямые) - предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии;  3) неденежные - повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.

Основными формами мотивации работников предприятия являются:

1. Заработная плата, как объективная оценка вклада работника в результаты деятельности предприятия.

2. Система внутрифирменных льгот работникам: эффективное премирование, доплаты за стаж, страхование здоровья работников за счет предприятия, предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно и т.д.

3. Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника.

4. Устранение статусных, административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе.

5. Моральное поощрение работников.

6. Повышение квалификации и продвижение работников по службе.

Создатель иерархической модели мотивации — амер. психолог А. Ма́слоу (Maslow; 1908—1970). Иерархия потребностей по А. Маслоу имеет следующий вид:

физиологические потребности (пища, вода, убежище, отдых);

потребности в безопасности (защита от физ. и псих. опасностей со ст. окр. мира);

потребности в любви и привязанности (принадлежность к чему-н. или кому-н., взаимопонимание, взаимодействие, привязанность и поддержка);

потребности в признании и оценке (самоуважение, уважение со стороны окружающих, признание своих качеств, результатов, достижений, компетентности);

потребности в самоактуализации, самовыражении (реализация своих потенциальных возможностей, рост как личности).