Директ-костинг
Предприятия в условиях рыночных отношений становятся юридически и экономически обособленными и независимыми. Это объективно обуславливает усложнение его ориентаций в системе экономических связей и, следовательно, возрастание значимости функций управления предприятием.
Управление невозможно без информации. По отношению к предприятию информация бывает внешней и внутренней. Внешняя информация – данные о различных аспектах экономической, экологической, политической, социальной и других сфер, окружающих данное предприятие, - достаточно труднодоступна и дорогостояща. Внутренняя информация же – это данные, формируемые в основном в системе учёта.
Сегодня существуют две проблемы учёта затрат:
Переориентировать отечественную теорию и накопленный в этой области практический опыт на решение новых задач, стоящих перед управлением фирмой в условиях рынка.
Создание новых нетрадиционных систем получения информации о затратах, применение новых подходов к калькулированию себестоимости, подсчёту финансовых результатов, а также методов анализа, контроля и принятия на этой основе управленческих решений.
Одним из альтернатив отечественному, является метод, при котором в разрезе объектов калькулирования планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать в себя только прямые затраты, только переменные, зависящие от изменения объёмов производства; она может калькулироваться на основе только производственных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с изготовлением данной продукции, выполнением работы или оказанием услуги, даже если они косвенные. Но несмотря на различную полноту включения в себестоимость объекта калькулирования различных видов расходов, общим для этого подхода является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой выручки. В этом основная отличительная особенность системы учёта неполной себестоимости (direct-costing system).
Сущность какого-либо понятия должна быть отражена в его названии. Наименование «директ-костинг», введённое в 1936г. американцем Д. Харрисом, означает учёт прямых затрат. Но оно не отражает в полной мере сущность системы: главное в директ-костинге – организация раздельного учёта переменных и постоянных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления.
Выделим некоторые особенности системы:
Себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счёте и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счёта финансовых результатов.
Постоянные расходы не включают в расчёт себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года, и незавершённое производство.
При системе директ-костинга схема построения отчетов о доходах многоступенчата. В них содержатся, по крайней мере, два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.
Схема отчёта о доходах по системе директ-костинга:
Важной особенностью директ – костинга является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объёмом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Наглядно это изображено на графике:
№ п/п | Наименование показателей | Значение |
1 | Выручка от реализации продукции (В) | В =1000 |
2 | Переменные затраты (ПЗ) | ПЗ =600 |
3 | Маржинальный доход (М) | М=В-ПЗ =400 |
4 | Постоянные расходы (ПР) | ПР =200 |
5 | Прибыль (П) | П=М-ПР =200 |
Огромное значение имеет установление связей и пропорций между затратами и объёмами производства. Используя методы корреляционного и регрессионного анализа, математической статистики, графический метод, можно определять формы зависимости затрат от объёма производства или загрузки производственных мощностей, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объёма.
Директ-костинг позволяет руководству заострить внимание на изменение маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по конкретным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти на их выпуск. Система позволяет быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.
В отчёте о финансовых результатах, составляемом при системе, видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции.
Информация, получаемая в системе, позволяет находить наиболее выгодные комбинации цены и объёма, проводить эффективную политику цен.
Директ-костинг является важным элементом маркетинга – системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции
Ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учёт и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится «более обозримой», а отдельные затраты – лучше контролируемыми. Ведь чем больше контролируемых объектов, тем сильнее рассеивается внимание между ними, тем слабее становиться контроль
Директ-костинг позволяет заострить внимание на решении таких вопросов, как обоснованность планирования и нормирования величин постоянных расходов, поскольку сумма постоянных расходов за данный конкретный период показывается в отчёте о доходах отдельной строкой.
Система даёт возможность оперативнее контролировать постоянные расходы, так как часто в процессе контроля за себестоимостью используются нормативные затраты или гибкие сметы
Однако организация производственного учёта по этой системе связана с рядом проблем, которые вытекают из особенностей, присущих этой системе:
Возникают трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много. В основном расходы полупеременные, а значит, возникают трудности в их классификации
Противники директ-костинга считают, что постоянные расходы также участвуют в производстве данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость.
Ведение учёта себестоимости по сокращённой номенклатуре статей не отвечает требованиям отечественного учёта, одной из главных задач которого является составление точных калькуляций.
Необходимо в ценах, устанавливаемых на продукцию предприятия, обеспечивать покрытие всех издержек предприятия.
Идеальных систем и методов не бывает. У каждой системы – свои достоинства и свои недостатки. Главная задача – понять особенности системы или же метода с тем, чтобы, нивелируя их негативные стороны, максимально эффективно использовать положительные, реализовывать заложенные в них преимущества.
Особенности системы «Директ-костинг»
классификация расходов на переменные и постоянные
учитывается в себестоимости только переменные затраты
постоянные затраты не включаются в состав себестоимости, а списываются с полученной прибыли в течение того периода в котором они были произведены
по переменным расходам оцениваются остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.
- Конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия»
- Содержание:
- Предмет, методы и принципы эк-ки как науки
- Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект рынка
- Производственная программа
- Основные производственные фонды предприятия (опф)
- Производственная мощность фирмы
- Факторы роста фондоотдачи
- Оборотные средства
- Труд и заработная плата Рынок труда и его формирование
- Экономическая сущность безработицы и ее факторы
- Роль мот в регулировании социально-трудовых отношений.
- Оплата труда работников
- Формы и системы оплаты труда
- Производительность труда
- Себестоимость продукции. Издержки производства
- Директ-костинг
- Планирование себестоимости
- Цена и ценообразование
- 2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке:
- Состав и структура капитальных вложений
- Планирование капитальных вложений и капитального строительства
- Прибыль, рентабельность и финансы предприятия
- Рентабельность
- Финансы и финансирование
- Фирма и коммерческие банки. Кредит
- Операции на фондовых рынках
- Ценные бумаги
- Основные финансовые документы фирмы
- Фирма и налоги
- Экономическая эффективность производства