Труд и заработная плата Рынок труда и его формирование
Классическая теория: рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в том числе и рабочей силы. Полная занятость является нормой рыночной экономики, а наилучшей эк. политикой является политика невмешательства государства.
Марксистская теория: базируется на трех положениях:
Теория прибавочной стоимости, основанная на анализе сущности и особенностей рабочей силы.
Теория роста органического строения капитала.
Закон о народонаселении.
Кейнсианская теория: размеры сбережений и инвестиций не создают равновесия, а потому могут быть значительные колебания общего объема производства и занятости. Кейнсианская теория отрицает эластичность заработной платы и цен. Основа теории Кейнса – принцип эффективного спроса. Кейнс - сторонник государственного регулирования экономики.
Монетаристская теория: против государственного вмешательства в экономику. Лозунг – «Назад к Смиту». Основным регулятором экономики считали деньги.
Неоклассический синтез: путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики соединяют классическую макроэкономику Смита и Маршала с современной макроэкономикой определения уровня дохода, сочетая все здоровое в обоих подходах.
Сущность, структура, механизм функционирования и особенности рынка труда.
Рынок труда: понятие, взаимосвязь с воспроизводством рабочей силы
Сущность и формы проявления рынка труда
Что такое рынок труда? Какое название более правильное — рынок труда, рынок рабочей силы, рынок трудовых ресурсов? Для ответов на эти вопросы надо четко определить тот товар, который является объектом купли-продажи, объектом передачи права собственности. Таким товаром является востребованная производством рабочая сила. Наем рабочей силы означает передачу работником работодателю своих способностей к труду на определенный срок для использования их в процессе производства при сохранении юридической свободы работника как личности. Использование рабочей силы осуществлялось за то или иное вознаграждение, плату в натуральной или денежной форме. Последняя открывала доступ к рынку товаров. Следовательно, эта сделка — продажа рабочей силы ради приобретения необходимых жизненных средств.
Жизненные средства — это набор (совокупность) тех товаров, которые нужны для восстановления израсходованных в процессе труда физических и умственных способностей (сил) и для поддержания и развития семьи работника. К ним относятся пища, одежда, обувь, жилье, медикаменты, средства для получения образования, профессии и т.д.; в их состав не входят предметы роскоши.
Совокупность товарно-денежных отношений, охватывающая спрос и предложение рабочей силы, ее найм, (распределение работников по видам деятельности) и обмен на жизненные средства представляет собой рынок рабочей силы.
Рабочая сила, как известно, включает разнообразные способности к труду, но не все они используются в процессе труда. При этом вознаграждается не потенциальная, а функционирующая рабочая сила; не вся совокупность способностей, а только первичные, профессиональные востребованные способности к труду. Критерием выделения первичных способностей выступает конкретный труд (труд программиста, токаря, сапожника портного и т.д.).
При таком методологическом (теоретико-познавательном) подходе к данной проблеме обмену подлежат (и в нормальной работающей экономике действительно обмениваются на жизненные средства) только функционирующие способности к труду. Такой рынок рабочей силы можно назвать рынком функционирующей рабочей силы, или рынком труда. Рынок труда в данном контексте — это только те товарно-денежные отношения, которые связаны:
• во-первых, со спросом на рабочую силу, определяемым спросом на товар в обществе;
• во-вторых, связаны с использованием профессиональных востребованных способностей и их вознаграждением;
• в третьих, со временем использования рабочей силы.
Здесь объектом обмена выступают функционирующие способности к труду, или функционирующая рабочая сила. В этом заключается сущность рынка труда. Она наиболее четко прослеживается в условиях, когда достигнута высокая производительность труда в обществе. За относительно короткий рабочий день работник получает плату, позволяющую обеспечить восстановление жизненных сил, профессиональный рост, нормальную жизнь семьи, заниматься иной полезной деятельностью в свободное время. С этих позиций рынок рабочей силы выступает конкретной формой проявления рынка труда, характеризует его с количественной стороны.
Понятие «рынок трудовых ресурсов», на наш взгляд, является менее точным. В плане соотношения сущности и формы проявления в указанном понятии интерес представляет та его часть (трудовой резерв), способности к труду которой могут быть использованы только в будущем. Это означает, что в данный момент они не вовлекаются в рыночные социально-трудовые отношения. Вместе с тем трудовой резерв должен быть в поле зрения общества, государства, общественных институтов. Они должны создавать условия для вовлечения незанятых людей в сферу реальной экономики. Иначе трудовой резерв может стать базой для теневой экономики, и/или криминальной деятельности.
Анализ соотношения указанных понятий можно углубить, если использовать воспроизводственный подход.
Структура рынка труда
В зависимости от целей анализа структура рынка труда определяется разными признаками. В данном параграфе рынок труда рассматривается исходя из критерия минимума числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.
По указанному критерию можно выделить следующие компоненты:
1) субъекты рынка труда;
2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;
3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
5) рыночная инфраструктура.
Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения и функционирования рынка труда в современных условиях. Основные характеристики указанных компонентов рассматриваются ниже.
Субъекты рынка труда— это наемные работники (и их объединения — профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы, т
Наемные работники — это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства — менеджеру профессиональной подготовке, что может стать предметом самостоятельного анализа. В статистике Российской Федерации только с 1995 г. при анализе наемных работников выделяют некоторые из указанных выше параметров. Абсолютное большинство занятых (около 90%) это наемные работники, поэтому характеристика всех занятых в том илиином разрезе дает представление о качестве рабочей силы, способности и готовности индивидуумов участвовать в рыночных отношениях и выбирать способы этого участия.
Наибольшая часть наемных работников в России – рабочие. Они составляют более 60% численности всех наемных работников, но их доля с 1992 по 1995 гг. значительно сократилась. Мужчин в этой группы больше, чем женщин. И количество, и доля мужчин-рабочих, как и женщин-работниц, за указанный период времени уменьшились. Второе место по численности занимают специалисты; их доля за рассматриваемый период времени возросла. Среди специалистов большой удельный вес занимают женщины. Более стабильна третья группа — наемные руководители — их удельный вес практически не изменился. Среди мужчин доля руководителей выше, чем среди женщин.
Незначительной является группа других служащх. По приведенным данным можно сделать вывод о довольно высоком удельном весе специалистов среди всех наемных работников, что свидетельствует о высоком качестве наемной рабочей силы.
Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся — профсоюзы. В большинстве стран они создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.
Работодатель — это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. Статистика пока не дает точной численности и не анализирует качественный состав работодателей. На малом предприятии работодатель обычно собственник средств производства. В крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров или государства. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий), который может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. На унитарном государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, осуществляют прием и увольнение персонала от имени акционеров и государства.
Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта оно выполняет следующие функции:
— социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;
— законодательные, связанные разработкой основных юридических норм и правил;
— регулирования рынка труда косвенными методами;
— защиты прав всех субъектов рынка труда;
— ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях).
Степень выполнения указанных функций зависит от экономических, политических, социальных факторов, и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.
Второй компонент — юридические нормы и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д.! Такие нормы предусмотрены в. Конституции Российской Федерации, в Законе «О занятости населения Российской Федерации», других законах. Данные нормы конкретизируются в Указах Президента РФ, решениях правительства в ежегодно, или на два года принимаемых Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.
Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.); проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.
Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию. Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, — четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др. Значительная безработица возникла в начале XIX в., тогда как социальные выплаты появились только в XX в. после упорной борьбы рабочего класса за свои права.
Рыночная инфраструктура (пятый компонент) — это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.
Основной элемент инфраструктуры рынка труда — государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного»! Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, служба занятости «Триза», биржа труда для инвалидов и т.д.).
Фонды занятости, также структурированные по уровням (от федерального до районного), формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов с заработка работающих. Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции вышестоящих фондов занятости для нижестоящих, добровольные взносы предприятий и граждан, другие поступления.
Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают пошшение ее конкурентоспособности, способствуют более быстрому вхождению безработных в состав занятого населения.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия»
- Содержание:
- Предмет, методы и принципы эк-ки как науки
- Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект рынка
- Производственная программа
- Основные производственные фонды предприятия (опф)
- Производственная мощность фирмы
- Факторы роста фондоотдачи
- Оборотные средства
- Труд и заработная плата Рынок труда и его формирование
- Экономическая сущность безработицы и ее факторы
- Роль мот в регулировании социально-трудовых отношений.
- Оплата труда работников
- Формы и системы оплаты труда
- Производительность труда
- Себестоимость продукции. Издержки производства
- Директ-костинг
- Планирование себестоимости
- Цена и ценообразование
- 2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке:
- Состав и структура капитальных вложений
- Планирование капитальных вложений и капитального строительства
- Прибыль, рентабельность и финансы предприятия
- Рентабельность
- Финансы и финансирование
- Фирма и коммерческие банки. Кредит
- Операции на фондовых рынках
- Ценные бумаги
- Основные финансовые документы фирмы
- Фирма и налоги
- Экономическая эффективность производства