logo
Экономика предприятия

Операции на фондовых рынках

Один из составляющих элементов финансовой среды фирмы — фон­довый рынок, или рынок ценных бумаг. Фондовый рынок подразделяется на первичный и вторичный.

На первичном рынке происходит размещение выпуска новых ценных бумаг акционерных обществ, правительственных и муниципальных ор­ганов.

Приобретать фондовые ценности могут все: индивидуальные инвес­торы, банки, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании и др.

Размещение ценных бумаг возможно: путем прямого обращения эми­тента (т.е. того, кто выпускает ценные бумаги) к инвесторам; через по­средников.

Размещением ценных бумаг (кроме облигаций правительства) зани­маются, как правило, инвестиционные банки. Инвестиционный банк — это посредник между фирмой, которая хочет мобилизовать капитальные ресурсы, и инвесторами.

Руководство фирмы и инвестиционного банка совместно определяют сумму денег, которую нужно мобилизовать, тип ценных бумаг, сроки и способы размещения.

Подготовка новых выпусков акций включает обычно три этапа: реги­страцию нового выпуска ценных бумаг; «период остывания»; предэмиссионное совещание.

После подачи заявления на регистрацию идет «период остывания» — время до начала фактической продажи бумаг инвесторам. Это период выпуска предварительных проспектов, зондирования заинтересованно­сти потенциальных инвесторов.

На предэмиссионном совещании присутствуют члены банка и фирмы -эмитента. Выверяется заявление на регистрацию, проспект эмиссии, устанавливается окончательная цена бумаг нового выпуска.

Продажа новых выпусков акций включает рассылку инвесторам, вы­разившим заинтересованность, окончательного проспекта и писем с просьбой представить заказы. Вся подписка поступает в инвестицион­ный банк.

В тех случаях, когда новый выпуск для одного инвестиционного бан­ка слишком велик, банк обращается к другим инвестиционным банкам с предложением создать эмиссионный синдикат. Если головные банки эмиссионных синдикатов не могут самостоятельно продать весь новый выпуск, они обращаются к фирмам фондовых дилеров. Эти фирмы не покупают ценных бумаг, не принимают на себя никакой финансовой

ответственности, а берут на себя обязательство продать определенную часть выпуска за вознаграждение — маржу.

Если новый выпуск полностью расходится между инвесторами, син­дикат закрывает продажу. При спросе, превышающем предложение, выпуск называется горячим. В этом случае ценные бумаги могут быть сразу же проданы вторично с надбавкой к цене.

Если акции продаются плохо, принимаются меры по стабилизации выпуска. Гарант размещения (тот, кто несет финансовую ответствен­ность за реализацию ценных бумаг) в соответствии с эмиссионным со­глашением должен быть готов либо закупить непроданные ценные бу­маги, либо выкупить уже реализованные.

В отличие от первичного рынка ценных бумаг вторичный рынок — это купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4