Производственная программа
Важнейший раздел плана развития предприятия — производственная программа, или план производства продукции. Показатели производственной программы: темп роста производства товарной (валовой) продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием "в том числе продукции для экспорта"), включая показатель качества продукции.
• Основой для определения в плане объема продукции в стоимостном выражении служит план производства промышленной продукции в натуральном выражении.
Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий. Такими единицами могут быть тонны, метры, киловатт-часы, штуки, комплекты и т.д. Во всех случаях единица измерения должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции, стимулировать производство наиболее эффективных и высококачественных изделий и способствовать использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Установленные в плане единицы измерения продукции обязательны для всех звеньев планирования и управления производством. Это необходимо для того, чтобы обеспечить выполнение производственной программы в предусмотренном ассортименте, выполнение плана кооперированных поставок и плана поставок по договорам, а также для увязки производственной программы с показателями качества продукции.
• Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Качество важнейших видов продукции должно отвечать по своим технико-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. Соответственно с этими требованиями предусматриваются замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации.
В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей; указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.
Стоимостными показателями производственной программы являются: объем реализации, товарная, валовая продукция.
• По объему реализуемой продукции оценивается производственно-хозяйственная деятельность отраслей, объединений и предприятий. Объем реализуемой продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.
Объем реализуемой продукции по плану Рп можно определить по следующей формуле:
,
где Тп — объем товарной продукции по плану;
Он.п1, Он.п2 — остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.
Важными показателями плана, позволяющими определить общий объем промышленной продукции, ее структуру, темпы роста производительности труда, фондоотдачу и другие экономические показатели, служат товарная и валовая продукция.
• Объем товарной продукции в плане включает стоимость: готовых изделии, предназначенных для реализации на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия; полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону; стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия.
• Объем валовой продукции Вп включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде; определяется он по следующей формуле:
,
где Нп, Нк — остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец планового периода.
Объем реализуемой продукции так же, как и товарной продукции, определяется: в плане — в действующих оптовых ценах предприятий; в отчете — а) в сопоставимых оптовых ценах предприятий на определенную дату (так называемых неизменных ценах), необходимых для определения динамики производства, б) в оптовых ценах предприятий, действующих в отчетном периоде (для использования в расчетах себестоимости).
В целях элиминирования прошлого труда и выявления результатов производственной деятельности, динамики производства продукции и зависящих от предприятий показателей производства ряд производств осуществляют планирование и оценку деятельности по чистой продукции вместо объема реализованной продукции.
• Объем чистой продукции определяется путем вычитания из товарной продукции (в оптовых ценах предприятий) материальных затрат в тех же ценах (т.е. в ценах, принятых при разработке плана), а также суммы амортизации основных фондов. Применение показателя чистой продукции позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить усилия коллективов предприятий по выполнению ряда важнейших качественных показателей — производительности труда, фондоотдачи и др.
Для обоснования производственной программы предприятия необходимо иметь расчеты его производственной мощности.
На промышленных предприятиях (компаниях) США для оценки хозяйственной деятельности используют своеобразную систему показателей, которую можно разделить на три основные группы:
оценочные показатели;
показатели издержек производства;
относительные показатели хозяйственной деятельности.
Среди оценочных показателей наиболее важные: оборот (товарооборот или объем продаж); валовая прибыль; условно-чистая прибыль; условно-чистая продукция; прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам; прибыль после уплаты налогов; прибыль после выплаты всех дополнительных платежей; ликвидность после осуществления новых капиталовложений; ликвидность после уплаты дивидендов.
Размер оборота определяется как общий объем продаж, т.е. стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям. Для оперативного бухгалтерского учета, нужд текущего планирования этот показатель определяется в текущих ценах. Вместе с тем для определения динамики изменения объема продаж, в целях игнорирования инфляционных процессов, он измеряется в неизменных ценах.
Если вычесть из размера оборота предприятия (компании) стоимость покупного сырья, материалов, полуфабрикатов, размера оплаты труда работников, других переменных издержек, то получим валовую прибыль. Надо отметить, что прибыль в условиях рыночной экономики остается главным и определяющим показателем оценки хозяйственной деятельности. Основная проблема состоит в том, чтобы определить размер прибыли на вложенный капитал.
Если из валовой прибыли вычесть накладные расходы и сумму амортизационных отчислений, то получим условно-чистую прибыль предприятия. Этот показатель широко используется в качестве оценочного для всех сфер бизнеса в США. Условно-чистая прибыль служит основой для определения размера премиального фонда для рабочих и служащих во всех странах мира, а в американских и западноевропейских компаниях — премий и высшим руководителям.
Показатель условно-чистой продукции включает величину условно-чистой прибыли плюс издержки на заработную плату рабочих и служащих. Размер условно-чистой продукции можно также определить как разницу между стоимостью реализованной продукции (оборотом) и стоимостью затраченных на ее производство ресурсов. Рассчитывается этот показатель так же, как и соответствующие производственные затраты по текущим ценам.
Показатель условно-чистой продукции широко используется в качестве основы для определения фонда оплаты труда; он характеризует успешную хозяйственную деятельность. Применяется в различных системах участия рабочих и служащих, распределении прибыли компании, полученной в результате повышения эффективности производства, и других случаях.
Сфера применения остальных оценочных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и компаний США ограничена, как правило, только потребностями бухгалтерского учета.
• К показателям второй группы — издержек производства — можно отнести затраты на оплату труда, амортизацию, затраты на материально-энергетическое снабжение и др.
• Важное значение в оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятий и компаний имеют показатели третьей группы — относительные. Это различные коэффициенты, характеризующие эффективность использования производственных ресурсов, и основное их назначение — служить базой для сопоставлений (межотраслевых и межфирменных).
Основной показатель — индекс отдачи (полученной прибыли) на вложенный капитал. Рассчитывается он двумя методами: на базе акционерного капитала предприятия и на так называемой экономической основе. В первом случае в знаменателе дроби отражаются сумма акционерного капитала, финансовые резервы и нераспределенная прибыль предприятия, в числителе — величина полученной прибыли до налогообложения. Во втором — в знаменателе дроби, помимо акционерного капитала, будет показана сумма долгосрочных займов предприятия, а нередко и сумма краткосрочной задолженности и превышение кредита (овердрафт), в числителе — величина условно-чистой прибыли.
Среди других относительных показателей хозяйственной деятельности следует выделить две основные группы: показатели эффективности производства и показатели структуры издержек.
Показатели эффективности производства: доля валовой или чистой прибыли в обороте (объем продаж) предприятия, условно-чистая продукция в обороте фирмы, отношение величины условно-чистой продукции в обороте фирмы, отношение величины условно-чистой продукции к издержкам на заработную плату. Помимо этих основных показателей, в первой группе существует также множество показателей производительности труда, капитала, энергии, которые широко применяются в бизнесе. Однако,
как правило, это не стоимостные, а смешанные или натуральные. В каждой сфере бизнеса они имеют свою специфику.
Показатели структуры издержек — это доля авансированного капитала и условно-чистой продукции в обороте фирмы, доля основного капитала в объеме продаж, доля запасов в общей стоимости потребляемых материалов и полуфабрикатов.
Важное значение в системе показателей хозяйственной деятельности предприятий в США придается обобщающему показателю эффективности производства — индексу совокупной факторной производительности (СФП). Считается, что это наиболее точный критерий в долгосрочном плане. Рассчитывается по следующей формуле:
,
где УЧП — объем условно-чистой продукции;
V— стоимость рабочей силы (фонд зарплаты рабочих и служащих);
А — сумма амортизационных отчислений текущего года в неизменных ценах того года, когда было приобретено оборудование (по всем видам оборудования);
М — стоимость сырья, материалов и услуг, купленных на стороне. Следует отметить, что динамика СФП и межфирменные сопоставления предприятий по уровню этого показателя позволяют руководству компании судить о конкурентоспособности фирмы, эффективности использования всех видов ресурсов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия»
- Содержание:
- Предмет, методы и принципы эк-ки как науки
- Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект рынка
- Производственная программа
- Основные производственные фонды предприятия (опф)
- Производственная мощность фирмы
- Факторы роста фондоотдачи
- Оборотные средства
- Труд и заработная плата Рынок труда и его формирование
- Экономическая сущность безработицы и ее факторы
- Роль мот в регулировании социально-трудовых отношений.
- Оплата труда работников
- Формы и системы оплаты труда
- Производительность труда
- Себестоимость продукции. Издержки производства
- Директ-костинг
- Планирование себестоимости
- Цена и ценообразование
- 2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке:
- Состав и структура капитальных вложений
- Планирование капитальных вложений и капитального строительства
- Прибыль, рентабельность и финансы предприятия
- Рентабельность
- Финансы и финансирование
- Фирма и коммерческие банки. Кредит
- Операции на фондовых рынках
- Ценные бумаги
- Основные финансовые документы фирмы
- Фирма и налоги
- Экономическая эффективность производства