logo
Федеральное агентство по образованию

Вопрос 8. Моделирование экономических систем

Процесс построения модели экономики, впрочем, как и любой другой системы, предполагает выявление (описание) определенной совокупности существенных элементов, определяющих структуру и поведение системы в процессе ее функционирования, с целью упорядочения в аспекте определенного исследовательского интереса (системообразующего фактора). В качестве таких факторов моделирования экономических систем используются различные подходы.

Так в известной модели «Белла – Ростоу» отражен взгляд на экономику с точки зрения зрелости производительных сил, что позволило авторам упорядочить экономическую систему в аспекте:

В модели «Пола Самуэльсона» в качестве критерий структурирования выбран идеологический подход в управлении экономикой, позволивший смоделировать следующие виды экономических систем:

Модель Карла Маркса, отражающая системный подход к моделированию экономической деятельности общества на основе системообразующего фактора «противоречие уровня развития производительных сил и производственных отношений» анализирует соответствие между стоимостной структурой капитала, представленной аналитической формой [W=c+(v+m)] и натурально-вещественной структурой капитала, отражающей техническое строение капитала (основной капитал, оборотный капитал). В результате данного анализа формируются двухуровневая система воспроизводства, в которой:

I подразделение отражает производство средств производства,

II подразделение отражает производство предметов потребления.

В результате анализа модели воспроизводства К. Маркс формулирует условия простого и расширенного воспроизводства, в виде:

простое воспроизводства, осуществляется тогда и только тогда, когда сумма доходов, обеспеченных факторами «труд» и «капитал» равняется материальным затратам, понесенным при производстве предметов потребления;

расширенное воспроизводство возможно только тогда, когда в текущем периоде производство средств производства превышает производство предметов потребления, что создает возможность для роста капитала.

Наиболее ярким аспектом системообразования в современной теории экономического моделирования является фактор, отражающий «роль рыночного механизма в экономических отношениях». Данная модель выделяет следующие виды организации экономики:

С учетом национального и рыночного аспекта возможно выделение структур, определяющих тип смешанной интеграции:

В экономической теории используется также интегрированный системообразующий критерий моделирования, основанный на исследовании механизмов построения хозяйственной системы, который позволил выделить следующий срез экономических отношений:

При таком многообразии подходов к структурированию экономической системы непреложным остается двухуровневый принцип построения экономической модели, включающий

Основной целью микроэкономического исследования является выделение существенных характеристик отдельных элементов экономической системы, а так же исследование существенных связей между этими элементами.

С точки зрения методологии системных исследований в качестве отдельных агрегированных элементов микроэкономики определен логически обоснованный ряд классических экономических категорий: «экономические ресурсы», «экономическое потребление», «экономическое производство», «экономический обмен», «экономическое распределение и перераспределение», «экономическое управление», «стоимость», «цена», «труд», «собственность», «рыночный механизм», «капитал», «деньги» и др.

При этом, в каждой из перечисленных категорий исследуются ее собственная внутренняя структура – цели, объекты, субъекты, мотивы, механизмы, инструменты, операции, задачи, законы функционирования – тем самым порождается ряд подсистем, отражающих природу элементов микроуровня.

Предметом исследования макроэкономического уровня являются сложные процессы, возникающие в области экономических отношений и формирующие целостный характер системы.

В данном экономическом анализе рассматриваются процессы, которые по своему внутреннему содержанию являются формой проявления интегрированного взаимодействия перечисленных выше элементов микроэкономического ряда, и одновременно с этим включают в себя элементы воздействия внешней для экономики в целом среды – политики, социума, этики, культуры и др.

В результате такого интегрированного взаимодействия формируются сложные экономические процессы качественно нового содержания, существенные свойства которых, не могут быть разложены как некоторая сумма свойств отдельных элементов микроуровня и требуют специфических методов исследования. К этим процессам можно отнести:

При этом, каждый элемент (процесс) макроэкономического уровня в свою очередь имеет природу сложной системы, т.е. исследование его элементов, осуществляется на основе системного подхода, где каждый процесс рассматривается в аспекте – цель, задачи, функции, принципы, структура, жизненный цикл функционирования и развития.

Из плана семинарских занятий

I. Структура экономической системы

  1. Экономические потребности (первичные и вторичные; количественный и качественный рост потребностей, безграничность потребностей).

  2. Экономические ресурсы (ограниченность ресурсов).

  3. Факторы производства (материально-вещественный, личный, информационный фактор производства; экономический выбор; рациональность выбора; кривая производственных возможностей).

  4. Экономическая система и воспроизводство (простое и расширенное воспроизводство; воспроизводственный цикл; производство, распределение, обмен и потребление как этапы воспроизводственного цикла; первое и второе подразделение экономики).

  5. Экономические отношения

Отношения собственности (объект собственности; субъект собственности; собственность как форма присвоения благ; право собственности; государственная собственность (федеральная, субъектов федерации, муниципальная собственность (районная, городская); частная собственность (индивидуальная, групповая, акционерная); собственность общественных организаций (партии, профсоюзы, церковь); приватизация, национализация);

Трудовые отношения.

II. Типы экономических систем (традиционная, административно-командная, рыночная, смешанная).

III. Модели Экономических систем (американская, японская, шведская)

Вопросы

  1. объективность и относительность экономических законов.

  2. экономические интересы стимулы

  3. законы противоречия

  4. экономический выбор.

  5. рациональность выбора

не рассмотрены в текущей лекции т.к. не имеют специфики в области системных исследований и более логично (в учебных пособиях чаще всего так) их отнести к методологии научного познания.

Лекция 3. Товарное хозяйство: сущность,

особенности, законы

Вопросы:

1. Становление и развитие товарного хозяйства

2. Товар и его свойства

3. Величина стоимости товара. Закон стоимости

4. Деньги и закон денежного обращения

Основные понятия:

Натуральное хозяйство, продукт труда. Производительные силы общества: средства производства и люди. Развитие производительных сил, разделение труда: общественное, частное, единичное. Специализация экономической деятельности и рост производительности труда. Излишек продукта, персонификация собственника и формирование отношений частной собственности. Товарное хозяйство и товар. Простое и капиталистическое товарное хозяйство.

Цена и обмениваемость как прикладные свойства товаров. Стоимость и потребительная стоимость как фундаментальные свойства товаров. Теории стоимости товара: трудовая (классическая), факторная, теория предельной полезности (маржинализм). Цена как превращенная форма стоимости. Обмениваемость как результат различий в потребительных стоимостях товаров. Производственная функция. Факторы производства.

Величина стоимости и затраты. Индивидуальные и общественно-необходимые затраты. Закон стоимости как основной закон товарного хозяйства. Производительность, интенсивность и сложность труда как факторы формирования величины стоимости товара.

Деньги и их функции. Мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мировые деньги. Масса бумажных денег в обращении. Закон денежного обращения.

Литература:

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-М, 2002. – 384 с., разд. 2., гл. 6, 7, 8.

  2. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с., разд. 2, гл. 7.

  3. Афанасьев В. Вклад австрийской школы в развитие трудовой теории стоимости // Вопросы экономики. – 2002. – № 2.

  4. Гамза В.А. Денежно-кредитные ресурсы России: тенденции и перспективы // Финансы и кредит. – 2003. – № 9.

  5. Губанов С. Производительные силы: переход к технотронной эпохе // Экономист. – 2002. – № 7.

  6. Ельмеев В. Потребительно-стоимостная тенденция: теория и практика // Экономист. – 2002. – № 9.

  7. Иванченко И.С. Инфляционная динамика в России: тенденции и прогнозы // Финансы и кредит. – 2005. – № 5.

  8. Игнатовский П. Производительность труда – двигатель развития // Экономист. – 2004. – № 11.

  9. Королев В.К. Деньги как фактор глобализации // Финансы и кредит. – 2004. – № 23.

  10. Косой А.М. Современные деньги // Деньги и кредит. – 2002. – № 6.

  11. Семенов С.К. Проблемы и модель денежного обращения // Финансы и кредит. – 2003. – № 9.

  12. Уланов С.М. О ценовом хозяйстве России // ЭКО. – 2002. – № 10.

  13. Щербаков А. Ориентиры производительности труда // Экономист. – 2005. – № 1.