Налоговая система рф
Прямые налоги
Физические и юридические лица
* Налог на доходы физических лиц
* Налог на прибыль предприятия
* Социальные налоги
* Поимущественные налоги
Косвенные налоги
В цене товара платит конечный потребитель
* Таможенные пошлины
* Акцизы
* НДС
Налоги выполняют следующие важнейшие функции:
фискальную, т.е. финансирования государственных расходов. У государства есть традиционные функции – содержание органов государственного управления, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности граждан, национальная оборона, охрана окружающей среды и природных ресурсов, поддержи транспорта, дорог, связи и информатики. В XXв. к ним прибавились все возрастающие социально-культурные функции: На выполнение этих традиционных и современных функций приходится основная часть государственных расходов;
социальную, т.е. поддержания социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальны групп с целью сглаживания неравенства между ними. Одним из главных способов осуществления этого является введение прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем пропорционально большая часть его изымается в виде налога. Пропорциональное налогообложение предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. Социальную функцию, также несет освобождение от уплаты ряда налогов некоторых категорий налогоплательщиков (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, матерей-одиночек, многодетных, переселенцев, студентов) или необложение налогами некоторых социально значимы: товаров и услуг (освобождение их от НДС, таможенных пошлин) или, наоборот, повышенное налогообложение предметов роскоши (через высокий НДС, акцизы);
регулирующую, т.е. государственного регулирования экономики. Это, прежде всего структурные изменения цен, капиталовложения, НИОКР, экология, внешнеэкономические связи. Для этого вводятся новые и отменяются старые налоги, меняются и дифференцируются их ставки, предоставляются налоговые льготы. Особой разновидностью инвестиционных налоговых льгот является предоставляемое государством частным фирмам право на ускоренное амортизационное списание основного капитала
Огромные средства, взимаемые в виде налогов, являются основным источникам, формирующим доходную часть бюджета, поэтому налоги и бюджет как инструменты экономической политики тесно связаны.
Бюджетная политика (политика расходов) – часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по доходам и расходам. На сколько это необходимо и возможно в современных условиях (рост государственных расходов на социальную, культурную сферу, науку при этом экономические функции, о которых говорили неоклассики, неолибералы и сторонники неокейнсианского направления уходят на второй план).
Теоретические подходы к проблеме сбалансированности бюджета. Неоклассическое и неолиберальное направление считают целесообразным для страны иметь сбалансированный государственный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением доходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию. Так, для покрытия дефицита госбюджета государство прибегает или к печатанию денег (что менее характерно для современных условий), или к выпуску государственных займов. Оба эти способа покрытия дефицита госбюджета обычно ведут к инфляции: высокой – в первом случае или более низкой – во втором вкупе с другими проблемами (обслуживание государственного долга, удорожание ссудного капитала в стране).
Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом неокейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной частью совокупного спроса. Отталкиваясь от этого, они указывают, что в период высокой безработицы и соответствующего падения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются. Это подталкивает государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране сокращается еще больше (приме ром может служить Россия в 90-е гг.). В период же избыточного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастают налоговые поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профицита правительство снижает налоговые ставки или/и увеличивает государственные расходы, что еще больше увеличивает избыточный спрос и соответственно инфляцию. Поэтому неокейнсианцы полагают, что в период спада нужно дать государству возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов и увеличения налоговых ставок. И та, и другая политика ведет к несбалансированности бюджета.
Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней (в России – федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местной самоуправления) и государственных внебюджетных фондов.
Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.
Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи, расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, а также административно управленческие расходы.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут служить расходы по государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии мастным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружения и военное строительство.
В периоды кризисов и депрессии расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры – сокращаются.
Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуры экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.
Действенность госрегулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.
Социальная политика. Цель проведения социальной политики смягчение этого неравенства, главным содержанием является перераспределение доходов между отдельными категориями населения.
Выявим причины неравномерного распределения доходов участников рынка.
Доходы участников рыночной экономики распределяются по факторам производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, знания).
Под доходами понимаем – сумму денежных средств и материальных благ, которую человек зарабатывает, получает или производит в условиях домашнего хозяйства за определенный промежуток времени.
Денежные доходы | Натуральные доходы |
Заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, проценты по вкладам, дивиденды, рента, от продажи страховые возмещения, пенсии, стипендии, пособия. | Продукция домашнего хозяйства, произведенная для личного потребления. |
Совокупный доход – сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступлений.
Номинальный доход – величина доходов, оцениваемая в деньгах.
Реальный доход – это сумма товаров и услуг, которую можно купить на денежные доходы. Различия между реальными и номинальными доходами образуются за счет инфляции, налогов и трансфертов.
Распределение доходов
распределение доходов приводит к дифференциации доходов – различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого.
Для количественной оценки дифференциации доходов применяют различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца.
Характеризует степень неравенства в персональном распределении доходов и степень неравенства в распределении богатства.
Показывает реальное распределение дохода.
Отражает долю дохода, приходящегося на разные группы населения.
Используется для анализа распределения доходов в разные периоды времени, или в определенных странах, или между разными группами населения.
Процент семей
Параметры кривой
Если каждая группа будет получать равную долю дохода, то на графике это отразится в виде прямой абсолютного равенства.
Чем ближе кривая Лоренца к линии абсолютного равенства, тем выше степень равномерности распределения дохода.
Чем больше вогнутость кривой Лоренца, тем боле неравномерным является распределение дохода.
Если только 1% всего населения будет получать весь доход, то это выразится в виде кривой абсолютного неравенства.
В камках социальной политики проводится политика доходов, направленная на решение двух главных задач:
1. оказания прямой помощи наиболее, уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения.
2. нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Социальные трансферты – это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности.
Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет бюджетов различного уровня, а также размером налогообложения доходов.
Социальная политика направлена на решение следуют задач:
1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного воспроизводства;
3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;
4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранения, жилищное хозяйство, культуры и искусство).
Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.
Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.
Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).
Формы реализации социальной политики
Социальная защита. Система мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению нормального материального и социального положения граждан. Включает следующие мероприятия:
1. подготовка к квалификационной трудовой деятельности
2. доступность в реализации способностей в процессе трудовой и предпринимательской деятельности
3. обеспечение процесса трудовой и предпринимательской деятельности
4. создание новых рабочих мест и поддержка работников, лишивших возможности трудовой деятельности.
Социальные гарантии. Система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению их необходимых потребностей. Гарантии:
1. гарантия общедоступности и бесплатности образования
2. гарантия реализации способностей в процессе трудовой и предпринимательской деятельности
3. гарантия недопустимости принудительного труда
4. гарантия минимизации потерь в связи с прекращением трудовой деятельности.
Денежно-кредитная политика. Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель – регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией.
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратит «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.
Методы денежно-кредитной политики. Методы делятся на две группы:
общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом)
селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования от дельных отраслей, крупных фирм и т.д.).
Охарактеризуем общие методы денежно-кредитной политики.
Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков.
Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта, ставку рефинансирования) центральный банк побуждает другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это ведет к повышению процентных ставок и в конечном итоге к сокращению кредитных операции. И обратная картина при снижении ставки.
В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центробанка РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственны) затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках.
Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейских и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей), учитываемых центральным банком.
Посредством проведения центральным банком операций. На открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при их продаже) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:
условий сделки – купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – так называемые обратные операции (операции РЕПО);
объектов сделок – операции с государственными или частными бумагами;
срочности сделки – краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
сферы проведения операции – охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
способ установления ставок – определенные ЦБ или рынком.
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствуют улучшению банковской ликвидности, а с другой – эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменение норм обязательных резервов – метод прямого воздействия на величину банковских резервов. В отличие от операции на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно – кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово – экономическую систему в целом.
К селективным методам денежно – кредитной политики относятся следующие.
Контроль по отдельным видам кредитов. Кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд, ипотечного кредитования.
Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях и документах, регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией – антиинфляционная политика. Способы управления зависят от причин, характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки.
Для антиинфляционного регулирования используют два типа экономической политики:
политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии.
политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзинкой и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Активная борьба с инфляцией, называется дефляционной политикой, обычно приводит к падению темпов роста ВВП и даже его сокращению (дефляция).
- Вопрос 1. Предмет и методы экономической теории.
- Вопрос 2. Функции и задачи экономической теории
- Вопрос 3. Эволюция методологии экономических исследований
- Лекция 2. Экономическая система: структура, функции, проблемы
- Вопрос 1. Особенности экономических систем
- Вопрос 2. Общественное воспроизводство как целостная
- Вопрос 3. Структура экономической системы
- Вопрос 4. Ресурсы как элемент экономической системы
- Вопрос 5. Потребление как элемент экономической системы
- Вопрос 6. Производство как элемент экономической системы
- Вопрос 7. Собственность как основа возникновения
- Вопрос 8. Моделирование экономических систем
- Вопрос 1. Становление и развитие товарного хозяйства
- Вопрос 2. Товар и его свойства
- Вопрос 3. Величина стоимости товара. Закон стоимости
- Вопрос 4. Деньги и закон денежного обращения
- Вопрос 1. Рынок: сущность, функции, структура
- Вопрос 2. Основные параметры рынка
- Вопрос 3. Продавец (производитель) и покупатель (потребитель): особенности рыночного поведения
- Вопрос 4. Рынок и конкуренция. Закон конкуренции
- Вопрос 5. Рыночное равновесие. Механизм саморегулирования рынка
- Вопрос 6. Рыночная инфраструктура
- Лекция 5. Капитал: производство, издержки, прибыль
- Вопрос 1. Первоначальное накопление капитала. Деньги как капитал. Всеобщая формула капитала.
- Вопрос 2. Рабочая сила как товар
- Вопрос 3. Сущность капитала и его разные трактовки.
- Вопрос 4. Кругооборот промышленного капитала.
- Вопрос 5. Издержки.
- Вопрос 6. Прибыль как превращенная форма прибавочной стоимости
- Вопрос 7. Основной экономический закон капитализма
- Лекция 6. Труд и зарплата. Земля и рента.
- Вопрос 1. Рынок труда. Занятость населения и безработица.
- Вопрос 2. Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Вопрос 3. Земельная собственность, рынок земли и рента.
- Лекция 7. Предпринимательство в современной экономике
- Вопрос 1. Предпринимательство: сущность, формы, виды.
- Вопрос 2. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Вопрос 3. Организация предпринимательской деятельности
- Лекция 8. Национальная экономика: результаты и их измерение. Экономический рост
- Вопрос 1. Основные макроэкономические показатели.
- Вопрос 2. Показатели эффективности общественного производства
- Вопрос 3. Экономический рост: сущность, виды, факторы
- Вопрос 4. Нтп и нтр как факторы экономического роста
- Литература:
- Вопрос 1. Сущность макроэкономического равновесия
- Вопрос 2. Макроэкономический анализ: совокупный спрос и совокупное предложение
- Вопрос 3. Нарушение макроэкономического равновесия и цикличность экономического развития
- Лекция 10. Государство и экономика
- Вопрос 1. Государство как экономический центр
- Вопрос 2. Экономические функции государства.
- Вопрос 3. Экономическая политика государства
- Error: Reference source not foundВ экономической литературе обычно отмечают четыре принципиальные задачи (своего рода конкретно-целевую группу):
- Налоговая система рф
- Лекция 11. Объективные основы мировой экономики
- Вопрос 1. Мировое хозяйство: возникновение, сущность, тенденции развития
- Вопрос 2. Международная торговля и торговая политика
- Вопрос 3. Международное движение факторов производства
- Вопрос 4. Международные валютно-расчетные и финансовые отношения
- Вопрос 1.Сущность переходных процессов
- Вопрос 2. Основные закономерности переходных процессов
- Вопрос 3. Причины системного российского экономического кризиса и пути его преодоления.
- Вопрос 4. Характеристика современного состояния отечественного производства
- Заключение