logo
Федеральное агентство по образованию

Вопрос 6. Прибыль как превращенная форма прибавочной стоимости

Существуют разные взгляды на источник прибыли, ее сущность, роль в обществе.

Если прибавочная стоимость есть экономическая категория, раскрывающая основы капиталистического производства и раскрывающая сущностные основы процесса создания новой стоимости, то в повседневной экономической действительности проявляется как прибыль. Превращение прибавочной стоимости в прибыльдлительный процесс. Прибавочная стоимость создается в производстве, а превращение в прибыль завершается в сфере реализации товаров, когда они проданы. Прибыль – реализованная прибавочная стоимость. Если прибавочная стоимость принадлежит владельцу средств производства, следовательно, и прибыль присваивает предприниматель.

Однако между прибавочной стоимостью и прибылью, возможно, их количественное несовпадение и качественное различие.

Количественное несовпадение зависит от конъюнктуры рынка. При благоприятной конъюнктуре на рынке товаров предприниматель может получить большую прибыль, чем предусматривал. При низкой конъюнктуре на рынке – наоборот, прибыль может быть ниже, чем прибавочная стоимость. Возможна ситуация и отсутствие прибыли, т.е. убыток.

Между прибавочной стоимостью и прибылью существует качественное различие. Прибыль – это разница между выручкой от продажи продукции и затратами на ее производство, как бы порождение всего используемого капитала. Ранее было доказано, что прибавочная стоимость создается рабочей силой. В этом состоит превращение прибавочной стоимости в прибыль.

Прибыль выступает на поверхности капиталистического общества не как результат использования рабочей силы, а как порождение всего авансируемого (затраченного) капитала.

Основной стимул развития капиталистического производства – получение прибыли. Каждый капиталист стремится получить наибольшую прибыль от применения своего капитала. Однако абсолютная ее величина, или масса, не показывает еще степени доходности применения капитала. Степень доходности капитала выражается лишь в норме прибыли. Норма прибыли – показатель, характеризующий степень доходности капитала и исчисляется как отношение годовой прибыли к авансированному на ее получение капиталу (норма прибыли на активы, инвестиции) или к затратам, понадобившимся для ее получения (норма рентабельности). Формула нормы прибыли:

где р' – норма прибыли,

Р – сумма полученной прибыли,

С + V – издержки капитала (авансированный капитал).

Принято считать, что норма прибыли (рентабельность) от 15 до 50% вполне приемлема, а свыше 100% относится к сверхприбыли. Норма прибыли не знает пределов к росту. Еще К. Маркс, ссылаясь на высказывание английского публициста Даннинга, писал: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты…Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы» (Капитал. Т.1, с.770). При капиталистическом развитии Урала известным предпринимателем Демидовым прибыль в 1744 г. составила 50%. Современная действительность свидетельствует, что норма прибыли от порнобизнеса составляет в пределах 10000%, от наркотиков – 1000%, что значительно выше по сравнению имеющих достаточно высокую прибыль производство товаров женской косметики, отрасли военно-промышленного комплекса.

Дальнейший анализ прибыли предусматривает ее распределение и использование.

Распределение прибыли происходит между основными сферами экономической деятельности и между субъектами экономической системы.

В результате производства и движения созданного продукта выделяют сферы: производство, финансы, торговлю. Каждому из отмеченных видов капитала соответствует своя форма прибыли: предпринимательский доход, банковский процент, торговая прибыль.

Прибыль расходуется на:

 на уплату налога на прибыль;

 на накопление;

 на охрану окружающей среды и экологическую безопасность;

 на подготовку и переподготовку кадров;

 на социальные потребности работников;

 на личное потребление собственника и др.

Таким образом, прибавочная стоимость получает дальнейшее развитие в форме прибыли. Получение прибыли во все возрастающих размерах – это основной мотив капиталистического производства.