logo
Федеральное агентство по образованию

Вопрос 2. Международная торговля и торговая политика

Международная торговля – наиболее развитая форма международных экономических отношений, это оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира.

Мировой товарооборот мировой торговли считается как совокупный экспорт всех стран мира. Сальдо торгового баланса – это разница между экспортом и импортом. Торговый баланс активный, если экспорт превышает импорт и пассивный, если импорт превышает экспорт.

Мировые цены раздельных коммерческих экспортных и импортных операций, которые носят регулярный характер и осуществляются в основных центрах торговли товарами в СКВ.

Стоимость экспорта и импорта в большинстве стран подсчитывается по контрактным ценам, приведенным к единому базису:

по экспорту – цены «фоб» (цена + расходы на доставку)

по импорту – цена «сиф» (цена + оплата страхования + расходы по транспортировке).

Тенденции международной торговли зависят от факторов:

 развитие МРТ и интеграция производства,

 НТР,

 регулирование международной торговли посредством мероприятий ГАТТ/ ВТО,

 деятельность транснациональных корпораций,

 отмена количественных ограничений импорта, образование свободных экономических зон во многих странах,

 переход к рыночной экономике стран ранее входивших в мировую систему социализма, бывших колоний. В 20 веке более 80 стран повернули к рынку.

Теории международной торговли нацелены на объяснение причин международного разделения труда и особенности экономического развития. Типы теорий: свободной (теория абсолютного и относительного преимущества и др.) и ограниченной торговли (меркантилизм, неомеркантилизм, теория зависимости и др.)

Основные принципы теорий:

1. Меркантилизм страна должна экспортировать больше, чтобы иметь больше богатства (золота).

2. Неомеркантилизм – активный баланс нужен для достижения социальной или политической цели.

3. Теория абсолютного преимущества (А.Смит) – одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Это позволит специализироваться в рентабельной отрасли. Естественные преимущества – климатические условия и природные ресурсы. Приобретенные преимущества – технологии производства нацеленные на качество

4. Теория размера страны: при рассмотрении экономической самостоятельности стран с обширными климатическими условиями необходимо включать и транспортные расходы

5. Теория относительного преимущества (теория сравнительных издержек Д. Рикардо) специализироваться нужно на более эффективном производстве, а импортировать товары, условия, производства которых неблагоприятны.

6. Теория соотношения факторов производства различия по странам между долей труда по отношению к доле земли или капитала могут объяснить различия в стоимости факторов производства. Теорема Хекшера – Олина доказывает, что каждая страна должна специализироваться на тех товарах, для производства которых, прежде всего, требуются те ресурсы, которыми она обеспечена в наибольшей степени.

7. Теория затраты выпуск. Парадокс В. Леонтьева. Американский ученый в 60-е годы отметил, что появление нового важного фактора производства – результатов НИОКР изменило механизм внешней торговли. США является страной капиталоизбыточной, но экспортирует трудоемкие товары

8. Теория жизненного цикла продукта (Вернон). На первой стадии – внедрении имеет место поддержка спроса на внутреннем рынке. На стадии роста происходят увеличение экспорта и захват рынков местными производителями. На стадии зрелости – выравнивание мирового спроса от мировых лидеров к развивающимся странам. На стадии упадка из развитых стран продукт переходит на рынки развивающихся стран.

9. Теория технологического разрыва подчеркивает особое положение стран лидеров НТП в мировой экономике.

  1. Теория эффекта масштаба доказывает, что при производстве массовых товаров с ростом объемов снижаются относительные издержки, производство становится более рентабельным.

  2. Т еория конкурентных преимуществ Портера синтезирует положения предшествующих теорий классической и неоклассической. Впервые основным участником мировой торговли названа фирма, роль государства отведена на второй план. Автор выделил четыре основных параметра, находящихся в обратной зависимости и образующих национальный ромб.

Торговая политика – это государственная политика, которая оказывает влияние на торговлю через налоги, субсидии, и прямые ограничения на импорт или экспорт.

Протекционизм экономическая политика государства, направленная на поощрение собственных товаропроизводитетелей, это защита внутреннего рынка страны от внешней конкуренции, следует учитывать противоречивое влияние данной внешнеторговой политики. В краткосрочной перспективе умеренный протекционизм полезен для освоения и развития отечественного производства, но отсутствие длительное внешней конкуренции лишает стимула развивать продукт, лишает покупателя свободного выбора из-за действия высоких таможенных пошлин.

Свободная торговля политика невмешательства государства в международную торговлю.

Тариф это таможенная пошлина на импорт. Пошлина это государственный налог на товары, пересекающие границы страны.

Внутренняя цена определяется как сумма мировой цены и произведения мировой цены на тарифную ставку.

Методы государственного регулирования

 тарифные барьеры (вывозная пошлина, транзитная пошлина, ввозная пошлина)

 нетарифные барьеры (субсидии, таможенная оценка, квоты, законодательства по приобретению отечественной продукции, стандарты, взаимные требования, ограничения услуг)

Классификация инструментов торговой политики

Методы

Инструменты торговой политики

Регулирует преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

Тарифные квоты

Импорт

Импорт

Нетарифные

Количественные

Квотирование

Лицензирование

Добровольные ограничения

Экспорт

Экспорт

Импорт

Импорт

Скрытые

Государственные закупки

Требования о содержании

местных компонентов

Технические барьеры

Налоги и сборы

Импорт

Импорт

Импорт

Импорт

Финансовые

Субсидии

Кредитование

Демпинг

Экспорт

Экспорт

Экспорт

Мировая торговля товарами стала предметом регулирования со стороны мирового сообщества с первых послевоенных лет, когда в 1948 г. вступило в силу Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

ГАТТ явилось форумом переговоров о снижении таможенных тарифов и нетарифных ограничений, последний раунд (Уругвайский) увенчался созданием ВТО в 1995 г.

Всемирная торговая организация законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации.

Принципы ВТО:

 режим наибольшего благоприятствования,

 режим недискриминации,

 национальный режим,

 преференциальность,

 тарифный режим,

 принцип последовательности тарифных уступок,

 принцип связанности,

 принцип «прозрачности» (транспарентности).