logo
Федеральное агентство по образованию

Error: Reference source not foundВ экономической литературе обычно отмечают четыре принципиальные задачи (своего рода конкретно-целевую группу):

 Экономический рост;

 Полная занятость;

 Стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

 Внешнеэкономическое равновесие.

Реализация отмеченных выше и других целей возможна лишь при использовании совокупности мер образующих механизм государственного воздействия на экономику. Определим структуру этих инструментов (средств). В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов классификации применяемых мер.

По способу функционирования различают методы:

 Прямого воздействия

 Косвенного воздействия

По организационно-институциональному различают методы:

 Административные: меры запрета, разрешения, принуждения (стандарты, нормы, лицензии);

 Экономические: фискальные (налоговую, бюджетную), кредитно-денежные.

 Институциональные.

Подведем промежуточный итог выше сказанному. Определив экономическую политику как искусство управления необходимо выделять:

1. цель и задачи управления

2. субъект управления

3. объект управления

4. инструменты управления

Набор конкретных целей, инструментов, объекта регулирования и субъекта будут определять формы и направления экономической политики:

Остановимся более подробно на некоторых формах и направлениях государственной – экономической политики.

Фискальная политика называемая также бюджетно-налоговая, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансово-бюджетной политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов. В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, увлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.

Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения бюджетно-налоговой политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Налоговая политика (политика доходов) – часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступления денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики. Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого придела, желание и возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого продукта, взиманием налогов. Высокие налоги подтачивают само налоговое дерево, которое их питает. Наглядно это демонстрирует кривая Лаффера.

Так что в основу государственной налоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки.

При этом необходимо соблюдать современные принципы налогообложения:

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика.

  2. Обязательность уплаты налогов

  3. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

П од налогами и сборами понимаются обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня (принцип фискального федерализма) или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Рассмотрим налоговую систему на примере налоговой системы РФ. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.