logo
КУРС лекций МАКРОЭКОНОМИКА

Классическая школа.

Анализ отдельных проблем макроэкономического характера можно встретить в трудах практически всех выдающихся экономистов прошлого, таких как Ф. Кене, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Т. Мальтус, Л. Вальрас и другие. В наиболее законченном систематизированном виде данное направление представлено в трудах А. Маршала и др. экономистов «Кембриджской школы».

Основные постулаты классической школы.

  1. Экономика по своей природе является экономической совершенной конкуренции, любые проявления несовершенной конкуренции рассматриваются как экзогенные факторы, не меняющие сути и характера экономической природы;

  2. Цены в экономике, абсолютно гибкие (в коротком периоде). (Цены на блага и факторы достаточно сильно и оперативно реагирует на взаимные колебания);

  3. Экономические субъекты действуют рационально исходя из максимизации своей выгоды;

  4. Разделение экономике на два автономных сектора: денежный и реальный. При этом все рынки реального сектора являются равновесными. Деньги служат лишь счетной единицей и средством обращения;

  5. Экономика является само регулируемой, что обеспечивается системой встроенных стабилизаторов (гибкие цены, гибкая ставка % и гибкая номинальная ставка заработной платы);

  6. Ведущая роль в модели «совокупный спрос – совокупное предложение» отводится совокупному предложению;

  7. Так как на рынке труда равновесие устанавливается при полной занятости, то совокупное предложение фиксируется на уровне естественного выкупа (национального дохода полной занятости);

  8. Объем предложения определяется только наличными факторами производства, при этом факторы являются взаимозаменяемыми.

Характерная особенность классического подхода состоит в том, что к исследованию макроэкономических проблем широко применяются методы микроэкономического анализа.

Классический подход объективен, т.е. лишен субъективных оценок и суждений.

Появление кейнсианства существенно поколебало позиции классической школы, тем не менее данное направление постоянно развивалось, постепенно трансформируясь в неоклассическую концепцию (Р. Солоу, Т. Сарджент, Р. Лукас, Н. Уомлес и др.). Основное методологическое отличие неоклассической концепции от традиционной классики состоит в разработке теории рациональных ожиданий, объясняющей характер поведения субъектов в современной экономике.