Вопрос 6.
Макроэкономические функции государства.
Государственное регулирование экономических процессов обусловлено объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.
Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Не смотря на разгосударствление и приватизацию, государство продолжает оставаться собственником подавляющей части средств производства и имущества страны, а это ему дает экономическое право вмешиваться в хозяйственные процессы. Она реально влияет на состояние дел на рынке, формирования спроса ми предложения, перераспределения доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения.
Решение названных задач осуществляется посредством выполнения государством определенных функций:
- правовая функция государства связана с законодательным оформлением статуса субъекта производственных отношений, установлением норм и правил хозяйствования, формирование организационной структуры управления, правовым оформлением правил создания и ликвидации предприятий и т.д.
- производственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей нужными материальными и духовными благами, а также условиями их образования, производственного обучения и жизни. Государство способствует ускорению НТП, заботится о включении хозяйственных звеньев экономики в мировые хозяйственные связи и повышение конкурентоспособности их товаров на внешнем рынке.
- прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденции и направлений структурной перестройки, формирование механизма рыночного хозяйствования, обеспечение занятости населения и регулирования безработицы.
- регулирующая роль государства самая обширная и разносторонняя функция. В ходе ее выполнения государство использует прямые и косвенные методы, формирует инфрастуктуру, поддерживает сбалансированность общественного производства, для чего широко привлекает такие методы воздействия, как финансово-кредитные, налоговые, ценовые, проводит активную экспортно-импортную политику. Государство берет на себя и организацию оборота ценных бумаг. Обеспечивает присвоение дивидендов, активизирует расширение сферы предпринимательской деятельности, обеспечивает текущие потребности населения. Особому контролю при переходе к рынку РБ должны подлежать ценообразование, заработная плата и пенсионное обеспечение, контроль за ценами. Государство ослабило контроль за производственной деятельностью предприятий, по этому товарное обеспечение денег отстает от количественного роста денежных знаков, усиливая процесс инфляции.
Методы регулирования можно условно подразделить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных мерах воздействия. Что касается косвенных, то они могут носить административный характер, но чаще экономический. Если говорить о конкретных методах государственного регулирования рыночной экономики, следует назвать антимонопольную политику, ценообразование, налоговую инспекцию и систему государственных заказов, налоговую систему.
В период формирования рыночных отношений важное значение приобретает антимонопольная политика, обеспечение которой осуществляется по средством разгосударствления и приватизации. Кроме того, преодолению монопольных тенденций способствуют внешнеэкономические связи, стимулирующие повышение качества изделий и снижение издержек производства с учетом мирового опыта.
В политике цен государство при приходе к рынку исходит из отказа от администрирования в области ценообразования. Цены должны устанавливаться под воздействием рыночной конъюнктуры, а государство должно осуществлять наблюдение за движением цен и производить их корректировку.
Важным моментом является налоговая политика. Сейчас используются многие виды налогов, но основными выступают НДС, налог на прибыль совместных предприятий и предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, налог за пользование природными ресурсами, налог на недвижимость с юридических лиц и т.д.
Проведение реформ ценообразования и налоговой реформы требует развитие налоговых инспекций. В их функции входит контроль за расходованием доходной части государственного бюджета на всех уровнях хозяйствования, реализации налоговой системы, ревизии финансовой деятельности предприятий, оказание помощи предприятиям в обработке механизма исчисления и отчисления налогов.
С помощью системы государственных заказов государство может влиять как на объем и структуру производства, так и на объем и структуру спроса, формируя потребности рынка. Государственный заказ должен иметь коммерческий характер, договорную основу и способствовать формированию хозяйственных долгосрочных связей на взаимовыгодной основе.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Вопрос 9:
- Вопрос 10.
- Потоковые величины.
- Вопрос 11.
- Метод измерения ввп по расходам.
- Метод измерения ввп по доходам:
- Вопрос 12.
- Вопрос 13.
- Основные макроэкономические тождества.
- Вопрос 14.
- Классическая школа.
- Кейнсианская школа.
- Монетаризм.
- Вопрос 14.
- Вопрос 15.
- Вопрос 16.
- Вопрос 17.
- Вопрос 18.
- Вопрос 19.
- Вопрос 20.
- Вопрос 21.
- Вопрос 22.
- Вопрос 23.
- Вопрос 24.
- Вопрос 25.
- Вопрос 26.
- Вопрос 27.
- Вопрос 28.
- Долгосрочное равновесие денежного рынка.
- Вопрос 29.
- Вопрос 30.
- Вопрос 31.
- Вопрос 32.
- Вопрос 33.
- Вопрос 34.
- Вопрос 35.
- Вопрос 36.
- Вопрос 37.
- Вопрос 38.
- Анализ статей платежного баланса.
- Вопрос 39.
- Вопрос 40.
- Вопрос 41.
- Вопрос 42.
- Вопрос 43.
- Вопрос 44.
- Вопрос 45.
- Вопрос 46.
- Вопрос 47.
- Вопрос 48.
- Вопрос 49.
- Вопрос 50.
- Вопрос 51.
- Вопрос 52.
- Вопрос 53.