Вопрос 14.
Экономические школы теории макроэкономики.
Особенности методологии можно раскрыть, выделив отдельные экономические школы и направления экономической теории (рисунок).
Как видно из рисунка, из классической школы выделились историческая школа и кейнсианства – основные направления микроэкономического анализа. Основателем макроэкономического анализа и микроэкономического регулирования как основы экономической политики являлся видный английский экономист Дж. М. Кейнс (1883-1946). Его работа «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) принесла Кейнсу мировую известность. Она содержит теорию государственного регулирования. Теория Кейнса сменила неоклассическую теорию, анализирующую микроэкономические процессы. Необходимость макроэкономического анализа была вызвана крупными экономическими изменениями: произошла концепция производства, возникли монополии, периодически появились кризисы в экономике, безработица, инфляция. Мировой экономический кризис показал, что рыночный механизм не в состоянии решить все внутренние и внешние противоречия (1929-1930гг.). Необходимо сильное государственное регулирование экономики. Объектами регулирования по Кейнсу является совокупный спрос и, который распадается на потребительский и инвестиционный спрос. Кейнс обосновал механизм их формирования и предложил меры их государственного регулирования (вмешательства), направленного на изъятие излишних сбережений с помощью налогов, увеличение инвестиций (государственных расходов), чтобы совокупный спрос обеспечивал «полную занятость».
Историческая школа внедряла принцип историзма – изучение национальной экономики в генезисе, развитии с учетом многообразных факторов, влияющих на нее. В отличии от классиков представители исторической школы объектом и предметом изучения считали реальные экономические отношения в их государственной и исторической определенности. Исторический подход был обязателен при обосновании экономической политики.
Методология институционализма возникла в конце ХIХ начале ХХ вв. и построена на исследовании социальных и политических институтов, эволюционизма. В качестве институтов здесь выступают различного рода социальные явления – налоги, семья, государство, профсоюзы, конкуренция, частная собственность, финансовая система и другие социальные, правовые, этические явления.
Во II половине ХХ века экономисты все больше приходили к выводу о необходимости сочетания государственного и свободного рыночного регулирования и стимулирования. Была выдвинута концепция «неоклассического синтеза» (Дж. Р. Хикс, П. Самуэльсон и др.), как сочетание государственного и рыночного способов регулирования экономики. Эта концепция используется в странах с переходной экономикой и соответствует смешанному типу экономики.
Во II половине ХIХ века классическая экономическая теория была развита и усовершенствована представителями нескольких школ неоклассического направления.
Обычно выделяют три школы:
- австрийскую (Менгер, Беем - Баверк, Визер);
- лозаннскую (Вальрас, Парето);
- англо-американскую (Маршалл, Кларк).
Представители австрийской школы ввели в экономический анализ субъективно-психологический подход, сыгравший огромную роль в дальнейшем развитии экономической теории, в том числе в разработке моделей макроэкономического равновесия.
Основное направление лозаннской школы – исследование общего равновесия, которое охватывает, все рынки и в рамках которого определяются все цены на товары и факторы производства, все объемы производства товаров и предложение факторов производства.
Закон Вальраса: если при данных n рынках n-1 рынков находится в состоянии равновесия, то и последний рынок должен находиться в равновесии, поскольку не может существовать излишек спроса или предложения на товары (включая деньги).
Англо-американская школа состоит из двух самостоятельных школ.
Наиболее значительной является, безусловно, английская школа, представленная Маршаллом. Фундаментальная идея работ Маршалла состоит в том, что спрос и предложение определяют равновесные рыночные цены. Маршалл дал критику и классической, и австрийской школ, утверждая, что обе они страдают односторонним взглядом на формирование цены. Он показал, что и полезность, которой первостепенное значение придавали австрийские экономисты, и издержки производства, находившиеся в центре внимания классической теории цены, играют важную роль в механизме рыночного ценообразования. В его модели цена товара определяется силами спроса и предложения. При анализе издержек Маршалл разделял «денежные издержки производства» и «реальнее издержки производства». Маршалл впервые ввел в экономическую науку понятие эластичности спроса для описания чувствительности спроса на товар к изменениям цены. Его заслугой было также выделение принципиально различных периодов времени, в течение которых действуют силы, стремящиеся установить равновесие:
а) мгновенного (рыночного);
б) краткосрочного;
в) долгосрочного;
г) «очень длительного».
Наконец, Маршалл четко сформулировал неоклассический принцип организации хозяйственной жизни; экономика должна развиваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства. В дальнейшем его ученик Дж. Кейнс выступил с критикой этого принципа и показал его несостоятельность в новых исторических условиях.
Американская школа представлена в истории экономических учений прежде всего Дж. Кларком, которого иногда называют американским маржиналистом за самостоятельно разработанную теорию предельной производительности факторов и использование ее при исследовании распределения богатства в обществе. Согласно концепции Кларка, распределение общественного дохода регулируется «естественным законом», воздающим представителям каждой из социальных групп в соответствии с «принципом справедливости». Годовой доход общества разделяется на три крупные доли: общую сумму заработных плат, общую сумму процентов, совокупную прибыль. Соответственно это доходы труда, доходы капитала и доходы организатора производства (предпринимателя).
В целом классическую экономическую теорию характеризует использование предельного анализа для изучения ценообразования на товары, услуги и факторы производства на конъюнктурных рынках. Она подчеркивает, что рыночные цены товаров и факторов производства связаны с их редкостью. Центральной в неоклассической теории является идея находящейся в равновесии экономики совершенной конкуренции, которая была разработана в основном Л. Вальрасом. Отличительной чертой неоклассической теории является также микроэкономический подход к описанию экономики.
С конца 50-х г. ХХ в. Неоклассическая экономическая теория начинает приобретать современные формы. Первой из них стал монетаризм – система взглядов группы профессоров Чикагского университета во главе с М. Фридманом, в соответствии с которой объем национального продукта, и уровень цен изменяются в зависимости от изменения предложения денег. В разработках наиболее ярких представителей монетаризма (Шварц, Таркин, Каган, Майер, Брюкер и др.) отрицалась активная роль государства в стабилизации экономической системы.
Особую популярность монетаристская теория приобрела во 2-ой половине 70-х – начале 80-х гг., когда со всей отчетливостью обнаружилось, что кейнсианские методы макроэкономического регулирования дают сбои. Главной проблемой, волновавшей экономистов и политиков в тот период, была уже не безработица и обеспечение полной занятости, а усиливающаяся инфляция. В этих условиях возникла потребность использования новых подходов к восстановления экономического равновесия.
Путем регулирования объема денежной массы можно контролировать совокупный спрос в обществе и уровень цен. Если ранее классики относились к деньгам как к счетной единице, то монетаристы показали, что деньги являются товаром, который способен замещать множество других товаров и финансовых активов.
Ускорение или замещение темпов роста денежной массы сказывается на развитии деловой активности, циклических колебаниях производство и занятости (связь между движением денег и динамикой валового национального продукта).
Еще одним важным аспектом монетаризма является его интерес к динамике и роли ожиданий: «людям свойственно рациональное поведение и они, собирая и осмысливая информацию, формируют свои ожидания о том, что представляет для них денежный интерес».
Люди не делают систематических ошибок в прогнозировании, напротив, их взгляды относительно будущего развития являются в среднем правильными.
На этом основании авторы данной теории стремятся доказать, что любые попытки государства для краткосрочной стабилизации уровня производства и занятости заведомо неэффективны.
В 1970-е годы в США возникло новое направление классической теории – экономика предложения. Основными представителями данного направления являлись Лаффер, Риган, Фелдстайн. Их работы вписываются в рамки идейных течений либерализма, в которых в противоположность кейнсианству не только отрицается необходимость активной роли государства в стабилизации макроэкономики, но и отдается явное предпочтение предложению как фактору экономического роста. С этой целью их рекомендации обычно сводятся к мерам по сокращению налогов и увеличению конкуренции на товарных рынках и рынках труда.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Вопрос 9:
- Вопрос 10.
- Потоковые величины.
- Вопрос 11.
- Метод измерения ввп по расходам.
- Метод измерения ввп по доходам:
- Вопрос 12.
- Вопрос 13.
- Основные макроэкономические тождества.
- Вопрос 14.
- Классическая школа.
- Кейнсианская школа.
- Монетаризм.
- Вопрос 14.
- Вопрос 15.
- Вопрос 16.
- Вопрос 17.
- Вопрос 18.
- Вопрос 19.
- Вопрос 20.
- Вопрос 21.
- Вопрос 22.
- Вопрос 23.
- Вопрос 24.
- Вопрос 25.
- Вопрос 26.
- Вопрос 27.
- Вопрос 28.
- Долгосрочное равновесие денежного рынка.
- Вопрос 29.
- Вопрос 30.
- Вопрос 31.
- Вопрос 32.
- Вопрос 33.
- Вопрос 34.
- Вопрос 35.
- Вопрос 36.
- Вопрос 37.
- Вопрос 38.
- Анализ статей платежного баланса.
- Вопрос 39.
- Вопрос 40.
- Вопрос 41.
- Вопрос 42.
- Вопрос 43.
- Вопрос 44.
- Вопрос 45.
- Вопрос 46.
- Вопрос 47.
- Вопрос 48.
- Вопрос 49.
- Вопрос 50.
- Вопрос 51.
- Вопрос 52.
- Вопрос 53.