Вопрос 44.
Дефицит государственного бюджета и проблема его финансирования. Государственный долг.
Бюджетный дефицит имеет место, когда расходы правительства превышают доходы бюджета.
Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:
1)за счет эмиссии денег (монетизация дефицита);
2)за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);
3)за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).
Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета.
Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что ЦБ увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами.
Достоинства такого способа финансирования:
-рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;
-эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда ЦБ покупает государственные ценные бумаги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.
Главный недостаток эмиссионного способа состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Достоинства этого способа:
-он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется;
-это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны, высоконадежны, практически безрисковы и достаточно доходны (по ним платится процент).
Недостатки этого способа:
-по долгам надо платить. Выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем выше государственный долг, тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа, как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как сумму долга, так и проценты по долгу. Государство таким образом рефинансирует долг.
-данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию. Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.
-существенным недостатком долгового способа является эффект вытеснения частных инвестиций.
Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа.
Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.
Недостатки этого способа:
-необходимость возвращения долга и обслуживания долга;
-невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;
-необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;
-при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.
Государственный долг представляет собой сумму накопленных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.
Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов.
Соответственно различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.
По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной экономической проблемой он является. Показателем бремени государственного долга является отношение абсолютной величины долга (Д) к объему ВВП (Y) (доля долга в ВВП):
d=Д/Y
или более точный показатель отношения темпов роста долга (gД) к темпам роста ВВП (gy)
ε =gД/gy
При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.
Серьезные проблемы большого государственного долга внутреннего заключается в том, что:
-снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производительного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
-перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
-усиливается неравенство в доходах;
-рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и снижению производственного потенциала страны;
-создается угроза высокой инфляции в будущем;
-необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;
-дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением;
-может появиться двойной дефицит, при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса. Эти два вида дефицитов взаимообусловлены.
Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания и состоят в том, что:
-выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж, в результате снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики;
-бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;
-при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса (особенно при режиме фиксированных валютных курсах) появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису;
-возникает угроза долгового кризиса.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Вопрос 4.
- Вопрос 5.
- Вопрос 6.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Вопрос 9:
- Вопрос 10.
- Потоковые величины.
- Вопрос 11.
- Метод измерения ввп по расходам.
- Метод измерения ввп по доходам:
- Вопрос 12.
- Вопрос 13.
- Основные макроэкономические тождества.
- Вопрос 14.
- Классическая школа.
- Кейнсианская школа.
- Монетаризм.
- Вопрос 14.
- Вопрос 15.
- Вопрос 16.
- Вопрос 17.
- Вопрос 18.
- Вопрос 19.
- Вопрос 20.
- Вопрос 21.
- Вопрос 22.
- Вопрос 23.
- Вопрос 24.
- Вопрос 25.
- Вопрос 26.
- Вопрос 27.
- Вопрос 28.
- Долгосрочное равновесие денежного рынка.
- Вопрос 29.
- Вопрос 30.
- Вопрос 31.
- Вопрос 32.
- Вопрос 33.
- Вопрос 34.
- Вопрос 35.
- Вопрос 36.
- Вопрос 37.
- Вопрос 38.
- Анализ статей платежного баланса.
- Вопрос 39.
- Вопрос 40.
- Вопрос 41.
- Вопрос 42.
- Вопрос 43.
- Вопрос 44.
- Вопрос 45.
- Вопрос 46.
- Вопрос 47.
- Вопрос 48.
- Вопрос 49.
- Вопрос 50.
- Вопрос 51.
- Вопрос 52.
- Вопрос 53.