logo
КУРС лекций МАКРОЭКОНОМИКА

Вопрос 44.

Дефицит государственного бюджета и проблема его финансирования. Государственный долг.

Бюджетный дефицит имеет место, когда расходы правительства превышают доходы бюджета.

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:

1)за счет эмиссии денег (монетизация дефицита);

2)за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

3)за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что ЦБ увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами.

Достоинства такого способа финансирования:

-рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

-эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда ЦБ покупает государственные ценные бумаги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа:

-он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется;

-это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны, высоконадежны, практически безрисковы и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки этого способа:

-по долгам надо платить. Выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем выше государственный долг, тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа, как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как сумму долга, так и проценты по долгу. Государство таким образом рефинансирует долг.

-данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию. Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

-существенным недостатком долгового способа является эффект вытеснения частных инвестиций.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа.

Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

Недостатки этого способа:

-необходимость возвращения долга и обслуживания долга;

-невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;

-необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

-при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.

Государственный долг представляет собой сумму накопленных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.

Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов.

Соответственно различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной экономической проблемой он является. Показателем бремени государственного долга является отношение абсолютной величины долга (Д) к объему ВВП (Y) (доля долга в ВВП):

d=Д/Y

или более точный показатель отношения темпов роста долга (gД) к темпам роста ВВП (gy)

ε =gД/gy

При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Серьезные проблемы большого государственного долга внутреннего заключается в том, что:

-снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производительного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

-перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

-усиливается неравенство в доходах;

-рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и снижению производственного потенциала страны;

-создается угроза высокой инфляции в будущем;

-необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

-дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением;

-может появиться двойной дефицит, при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса. Эти два вида дефицитов взаимообусловлены.

Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания и состоят в том, что:

-выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж, в результате снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики;

-бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

-при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса (особенно при режиме фиксированных валютных курсах) появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису;

-возникает угроза долгового кризиса.