logo
КУРС лекций МАКРОЭКОНОМИКА

Вопрос 42.

Государственный бюджет и его роль в регулировании макроэкономики.

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (Парламентом, Государственной Думой, Конгрессом и т.д.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты.

В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходные и доходные части его могут быть использованы в целях регулирования экономики.

Средства местных бюджетов предназначены для решения задач, отнесенных к компетенции местных органов власти. Значительная доля их, как правило, направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры региона.

Важнейшим принципом построения бюджета является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все государственные расходы и доходы. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей. Принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении.

Бюджет выполняет следующие функции:

1.распределительную. Через госбюджет перераспределяется от 20% до 60% национального дохода;

2.контрольную. Движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать;

3.регулирующую. Изменение расходов и доходов госбюджета позволит смягчить спад правительства, снизить уровень безработицы, т.е. стабилизировать экономику.

Обычно бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюджетного года не совпадают с календарными.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. Расходы государства могут быть разделены по целям:

1.расходы на политические цели – обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.д.), содержание аппарата управления государством;

2.расходы на экономические цели – содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;

3.расходы на социальные цели – социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

-государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

-трансферты (их стоимость не включается в ВВп, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);

-выплаты процентов по государственным облигациям, т.е. обслуживание государственного долга (эти расходы также не входят в ВВП, т.к. выплачиваются из доходов госбюджета).

При этом государственные закупки товаров и услуг состоят из:

-расходов на государственное потребление;

-государственных инвестиций.

Основные источники доходов государства – это:

1.налоги (включая взносы на социальное страхование);

2.прибыль государственных предприятий;

3.сеньораж (доход от эмиссии денег);

4.средства от продажи государственных ценных бумаг;

5.доходы от приватизации и др.

Разница между доходами и расходами государства составляют сальдо государственного бюджета. В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1.сбалансированный бюджет (δ=0);

2.профицит (δ>0);

3.дефицит (δ<0).

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде дохода бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается.

При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 8% до 9%. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50% всех поступлений.