12. Петровские преобразования и развитие предпринимательства
На рубеже XVII–XVIII вв. Россия стояла перед необходимостью преодоления социально-экономической отсталости по сравнению со многими западноевропейскими странами. Экономика России по-прежнему оставалась преимущественно натуральной, со слабо развитой промышленностью. Усиление крепостничества и государственного авторитаризма в отношении свободной части населения, особенно в начале XVIII в., существенным образом сдерживало возможность проявления предпринимательской активности. Подобное сдерживание было обусловлено преобладающей бедностью экономически активной части населения, что означало отсутствие имущественных условий для предпринимательства. Кроме того, крепостничество и авторитаризм власти существенно ограничивали личные права, и в том числе право на осуществление предпринимательской деятельности всех слоев населения.
Объективной необходимостью реформ в экономике является первоначальное накопление капитала, включающее формирование важнейших экономических ресурсов (рабочей силы, земли), а также денежных капиталов, достаточных для создания промышленных предприятий. Источником первоначального накопления в России, как известно, является государственный бюджет, а, следовательно, в этот период шел активный поиск новых источников накопления бюджета. Еще до Северной войны Петр установил ряд новых налогов, обратился к усиленной эксплуатации оброчных статей. Начинается усиленная монополизация наиболее выгодных предметов торговли на внутреннем и внешнем рынках.
Можно выделить особенности развития промышленного предпринимательства:
1) продолжая традиции XVII в., в первую очередь развивались отрасли, обслуживающие потребности государства. Крупные мануфактуры и заводы создавались на важных направлениях, связанных преимущественно обеспечением армии. Петру I нужна была фабрика, удовлетворяющая в первую очередь потребности военных и морских ведомств. Прибегал к госзаказам с целью получения необходимой военной фабричной продукции, отсутствовавшей на внутреннем рынке.
2) таким образом, в первую очередь стало развиваться государственное предпринимательство;
3) особое место в то время заняла уникальная форма посессионной мануфактуры и крепостная мануфактура, которые не существовали в Западной Европе и являлись естественным продолжением административно-принудительных методов государственной регламентации промышленности;
4) основной вектор петровских реформ направлялся в сторону всемерного развития производительных сил России, подъема торговли, сельского хозяйства, отечественной промышленности, укреплению экономической независимости России.
Необходимость создания промышленности и ее сырьевой базы сопровождалось усилением меркантилизма. Государство стало придерживаться политики протекционизма во внешней торговле. Для защиты отечественной промышленности он воздвиг «китайскую стену протекционизма». Постоянно запрещая ввоз из-за границы тех или иных товаров, в 1724 г. Петр установил общий протекционистский тариф, по которому товары, которые производились в России, облагались при ввозе пошлиной в 50–75 % стоимости. Петр I ввел систему принудительного труда на русских фабриках.
Реформы Петра I в разных отраслях хозяйства вызывали насущную необходимость подготовки квалифицированных кадров. С этой целью многие молодые люди из дворян и купцов направлялись для учебы за границу. Активно шла их подготовка и в России.
В годы правления Петра I существенно расширяются торговые контакты со странами Западной Европы. Иностранцы, как прежде, доминируют в европейской торговле России, опираясь на мощь своих капиталов, передовые формы организации дела и коммерческого судоходства, обширные связи на мировом рынке.
С 1711 г. начинается новое направление петровской политики: ослабление казенной предприимчивости в пользу частной. С 1717 г. царь издает целый ряд указов, относящихся к развитию мануфактурной промышленности России, из совокупности которых складываются основные принципы экономической политики Петра I:
1. Поощрение частной инициативы и предприимчивости (лица, успешно отыскивавшие руды, получали привилегии и награды; фабриканты, которые заводили какое-либо новое производство, освобождались от службы; младшим сыновьям в дворянских семьях рекомендовалось заниматься мануфактурами и торговлей).
2. Правительственное содействие образованию торговопромышленных компаний, кредитование ряда предпринимателей капиталами из казны на выгодных условиях.
3. Расширение производства промышленного сырья и полуфабрикатов, беспошлинный привоз последних из-за границы, ограничение вывоза дешевого отечественного сырья.
4. Обеспечение фабричных предпринимателей дешевой рабочей силой внутри страны, а также приглашение искусных мастеров из-за границы.
5. Облегчение сбыта готовых фабричных изделий с освобождением их от внутренних пошлин; приобретение казной непроданных товаров; ограничение ввоза изделий, производимых в достаточном количестве в России
В первой четверти XVIII в. в силу резкого увеличения численности армии и флота быстрыми темпами стала развиваться текстильная и особенно парусно-полотняная промышленность. В начале XVIII в. появились казенные текстильные предприятия.
- 1. Предмет, цели и задачи курса «об»
- 2. Взаимосвязи дисциплины «об» с другими курсами
- 3. Принципы изучения дисциплины «об»
- 4. Понятие предпринимательства и бизнеса
- 5. Субъекты, объекты и цели б
- 6. Виды б
- 7. См.Билет 5
- 8. Исторические этапы развития бизнеса в России
- 3Ий этап: XIV – XVIII вв.
- 4Ый этап: XVIII – начало XIX вв.
- 6Ой этап: начало XX века.
- 7Ой этап: предпринимательство социалистического периода.
- 8Ой этап: этап современного развития предпринимательства
- 9. Развитие бизнеса в IX – начало XII вв.
- 10. Предпринимательство на Руси в период феодальной раздробленности
- 11. Развитие предпринимательства в XIV – XVIII вв.
- 12. Петровские преобразования и развитие предпринимательства
- 13. Предпринимательство в период правления Екатерины II
- 14. Предпринимательство в первой половине XIX века.
- 15) Развитие предпринимательства в период реформ Александра II
- 16) Деловой мир России конца XIX- начала XX века
- 17) Предпринимательство социалистического периода
- 18) Кооперация 90-ых г и новый этап развития предпринимательства
- 19) Мировой кризис 2007-2010 и предпринимательство
- 20. Организационно-правовые формы предпринимательства (опф)
- 21. Хозяйственные товарищества
- 22. Общество с ограниченной ответственностью (ооо)
- По сравнению с другими юридическими лицами общество с ограниченной ответственностью имеет следующие преимущества:
- 23. Общество с дополнительной ответственностью (одо)
- Особенности:
- 24. Акционерные общества (ао)
- 25. Производственный кооператив
- 26.Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 27.Ассоциации (союзы) предпринимательских организаций.
- 28.Сущность предпринимательской среды
- 29. Внутренняя предпринимательская среда
- 30.Внешняя предпринимательская среда
- 31.Государственное регулирование и поддержка предпринимательства.
- 32. Функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- 33. Приоритетные направления и механизмы государственной поддержки предпринимательства
- 34. Цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства
- 35. Программы развития мсп
- 36.Инфраструктура поддержки развития предпринимательства
- 37.Административные барьеры, регулирующие деятельность предпринимателей.
- 38. Этапы создания собственного дела
- 39. Предпринимательская идея, её обоснование
- 40. Пути создания собственного бизнеса
- 41. Процесс покупки готового бизнеса
- 42. Организация бизнеса путем аренды предприятия
- 43. Организация бизнеса путем приобретения франшизы
- 44. Регистрация предпринимательской деятельности
- 45. Средства индивидуализации бизнеса
- 46. Выбор целевых потребителей бизнеса
- 2. Оценка потенциала рынка:
- 3. Оценка возможностей освоения сегмента рынка:
- 47. Стратегия и тактика ценообразования б
- 48. Выбор сбытовой системы
- 49. Выбор коммуникационной политики б
- 50. Сущность и значение культуры предпринимательства
- 51. Особенности предпринимательской культуры за рубежом
- 52. Предпринимательская среда: понятие и структура
- 53. Социальная ответственность предпринимателя.
- 54. Бизнес-план предпринимателя.
- 55. Структура и содержание основных разделов бп.
- 56. Этапы разработки бп.
- 57. Преимущества и недостатки предприятий малого и среднего бизнеса.
- 58. Показатели эффективности предпринимательской деятельности.