10. Предпринимательство на Руси в период феодальной раздробленности
В XIV–XV вв. происходит распадение сложившегося ранее политического и культурного единства русской земли. Если в период Киевской Руси основу хозяйственного развития составляли внешняя торговля и использование природных ресурсов, то к концу XI–XIII вв. экономика переориентировалась на сельскохозяйственное производство в рамках феодальной вотчины. Исчезают некоторые ремесла, прекращается каменное строительство, падает предпринимательская активность. Была уничтожена часть трудоспособного населения и средств производства, а уплата дани означала регулярное и длительное изъятие большой части валового продукта.
Нашествие приостановило оживленную торговую деятельность в Киевской Руси. Резко сократились традиционные внешнеэкономические связи, исчезли стимулы экономической деятельности. В монгольский период страна стала преимущественно аграрной. Князья, видевшие ранее главный источник доходов в торговле, стали уделять больше внимания земледелию и пополнению земельных и людских ресурсов. Процесс закрепощения крестьян усиливался. Страна вступала в этап развитого феодализма.
В годы татаро-монгольского ига только север Руси (новгородско-псковские земли) сохранил свою самостоятельность и культуру. Именно Новгород становится центром русского предпринимательства. Новгородские купцы имели приказчиков и постоянные лавки в столице Золотой Орды – Сарае, где продавали пушнину, свинец, олово, полотно, сукно, моржовую кость, слесарные изделия. Из Орды привозили хлеб, пряности, сушеные фрукты, дорогие ткани, жемчуг, бисер и т. д. Меха по-прежнему оставались главным русским товаром и зачастую заменяли собой деньги: мехами платили штрафы, делали пожертвования, платили за проезд, определяли различные повинности. Меха были предметом не только внешней, но и внутренней торговли. Новгородские власти стремились придерживаться протекционизма, вводили запретительные меры против неправомерных действий немецких купцов. Однако постепенно, начиная с XIV в., русские купцы оказались в экономической зависимости от этого торгового союза. После распада Киевской Руси новгородцами возводятся церковные здания по заказам бояр, церковных иерархов, иногда – князя, как вид предпринимательства.
В XIV и особенно в XV вв. в сферу торгово-промышленного обмена втягивается весьма активно русская православная церковь.
Торговые люди по-прежнему не были выделены в особое сословие: торговлей занимались не только профессионалы, но и князья, духовенство, крестьяне.
В XIV в. укрепляются позиции московских торговых людей. В XIII–XIV вв. на Руси получили распространение торговые товарищества («складничества»). Они состояли из 2–4 человек, объединенных общими деловыми интересами. Соединяя товары, складники образовывали своеобразное торговое предприятие. Один из них мог оставаться на родине, в то время как его товарищ отправлялся в торговую поездку.
Не имея морских портов и флота, Русь вынуждена была по-прежнему ограничиваться в основном сухопутным обменом с ближайшими соседями, используя для приобретения иноземных товаров посредников. В период феодальной раздробленности и становления централизованного государства получила распространение как оптовая, так и розничная торговля продукцией ремесла, сельского хозяйства, промыслов. Она осуществлялась в форме натурального обмена и товарно-денежных операций, в которых широко применялся кредит и предоплата за товары.
- 1. Предмет, цели и задачи курса «об»
- 2. Взаимосвязи дисциплины «об» с другими курсами
- 3. Принципы изучения дисциплины «об»
- 4. Понятие предпринимательства и бизнеса
- 5. Субъекты, объекты и цели б
- 6. Виды б
- 7. См.Билет 5
- 8. Исторические этапы развития бизнеса в России
- 3Ий этап: XIV – XVIII вв.
- 4Ый этап: XVIII – начало XIX вв.
- 6Ой этап: начало XX века.
- 7Ой этап: предпринимательство социалистического периода.
- 8Ой этап: этап современного развития предпринимательства
- 9. Развитие бизнеса в IX – начало XII вв.
- 10. Предпринимательство на Руси в период феодальной раздробленности
- 11. Развитие предпринимательства в XIV – XVIII вв.
- 12. Петровские преобразования и развитие предпринимательства
- 13. Предпринимательство в период правления Екатерины II
- 14. Предпринимательство в первой половине XIX века.
- 15) Развитие предпринимательства в период реформ Александра II
- 16) Деловой мир России конца XIX- начала XX века
- 17) Предпринимательство социалистического периода
- 18) Кооперация 90-ых г и новый этап развития предпринимательства
- 19) Мировой кризис 2007-2010 и предпринимательство
- 20. Организационно-правовые формы предпринимательства (опф)
- 21. Хозяйственные товарищества
- 22. Общество с ограниченной ответственностью (ооо)
- По сравнению с другими юридическими лицами общество с ограниченной ответственностью имеет следующие преимущества:
- 23. Общество с дополнительной ответственностью (одо)
- Особенности:
- 24. Акционерные общества (ао)
- 25. Производственный кооператив
- 26.Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 27.Ассоциации (союзы) предпринимательских организаций.
- 28.Сущность предпринимательской среды
- 29. Внутренняя предпринимательская среда
- 30.Внешняя предпринимательская среда
- 31.Государственное регулирование и поддержка предпринимательства.
- 32. Функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- 33. Приоритетные направления и механизмы государственной поддержки предпринимательства
- 34. Цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства
- 35. Программы развития мсп
- 36.Инфраструктура поддержки развития предпринимательства
- 37.Административные барьеры, регулирующие деятельность предпринимателей.
- 38. Этапы создания собственного дела
- 39. Предпринимательская идея, её обоснование
- 40. Пути создания собственного бизнеса
- 41. Процесс покупки готового бизнеса
- 42. Организация бизнеса путем аренды предприятия
- 43. Организация бизнеса путем приобретения франшизы
- 44. Регистрация предпринимательской деятельности
- 45. Средства индивидуализации бизнеса
- 46. Выбор целевых потребителей бизнеса
- 2. Оценка потенциала рынка:
- 3. Оценка возможностей освоения сегмента рынка:
- 47. Стратегия и тактика ценообразования б
- 48. Выбор сбытовой системы
- 49. Выбор коммуникационной политики б
- 50. Сущность и значение культуры предпринимательства
- 51. Особенности предпринимательской культуры за рубежом
- 52. Предпринимательская среда: понятие и структура
- 53. Социальная ответственность предпринимателя.
- 54. Бизнес-план предпринимателя.
- 55. Структура и содержание основных разделов бп.
- 56. Этапы разработки бп.
- 57. Преимущества и недостатки предприятий малого и среднего бизнеса.
- 58. Показатели эффективности предпринимательской деятельности.