logo
Vse_bilety_Pochti-1_1

9. Развитие бизнеса в IX – начало XII вв.

Исторически первым видом предпринимательства является торговое. Именно торговое предпринимательство послужило тем фундаментом, на котором возникли все остальные его виды (промышленное, банковское, аграрное и др.), т. е. сформировалась рыночная экономика с соответствующими типами социально-экономических систем.

Этап, охватывающий период Древней Руси, называют периодом стихийного предпринимательства, не имевшего законодательного закрепления и не испытывавшего регулирующего воздействия государства. Господствующим фактором экономической жизни формировавшегося государства являлась торговля.

Русская торговля с древних времен находилась в тесной связи с церковью. В соборах хранились важнейшие документы, относившиеся к области внешней и внутренней торговли; по Уставу Владимира церковь стала хранительницей весов и мер. Торговыми делами ведал торговый суд.

В XI–XII вв. получила распространение как оптовая, так и розничная торговля продукцией ремесла, сельского хозяйства, промыслов. В ней использовались и натуральный обмен, и товарно-денежный, в том числе, кредит и предоплата за товары.

Постепенно сформировались местные рынки (город и близлежащая сельская округа), областные (в границах княжеств) и межобластные рынки.

Специфическая особенность старинной торговли на Руси заключается в том, что внешняя торговля преобладает над внутренней. Великие водные пути способствовали развитию торговых отношений. Военные походы князей, овладение великим торговым путем, а также принятие Русью христианства создали предпосылки для установления тесных экономических, дипломатических и культурных связей Киевской Руси с Византией, являвшимися в ту эпоху центрами мировой культуры и предпринимательства.

Завершение формирования купечества на Руси как особой профессиональной и социальной группы населения относится к XI в., когда сфера его операций значительно расширилась в результате более активного подключения к внутреннему обмену не только торговли рабами и традиционными продуктами промыслов (воск, мед, пушнина, кожа), но и ремесленными изделиями. Для его обозначения в Древней Руси в основном использовались два термина: 1) «гость» как иноземный купец либо соотечественник, который профессионально занимается заморской и межобластной торговлей (позднее на Руси гости относились к зажиточной верхушке купечества); 2) «купец» в узком смысле – это торговец, участвующий во внутреннем обмене в пределах города и близлежащей округи. В широком понимании так называли всех причастных к организации торговли. С XI в. купечество пополняется за счет части городских и сельских ремесленников. Торговлей занимались также священники, монахи, крестьяне и даже холопы, выполнявшие поручения своих господ. Наряду с купцами-профессионалами на рынках древнерусских городов присутствовала более многочисленная группа мелких торговцев-ремесленников, продававших собственноручно изготовленные изделия. Ремесло по мере усложнения и усиления специализации все больше отделялось от сельского хозяйства и переходило к производству вещей не только на заказ, но и более массовых партий на рынок. В Древней Руси поощрялось не только производство продуктов для повседневных потребностей, но также и те виды ремесел, которые удовлетворяли эстетическим требованиям состоятельной части населения. В XI веке начинается становление на Руси мелкотоварного производства.

С историей становления рыночных отношений в экономике России тесно связан процесс становления правовых основ предпринимательской деятельности. Правовые предпосылки предпринимательства возникли в торговом обороте, и при отсутствии устойчивой государственной власти правовая регламентация его осуществляется главным образом в форме норм обычного права, причем на эти обычаи серьезное влияние оказали торговые обычаи других стран.

Источниками значительных материальных богатств Древнерусского государства была успешная торговля (преимущественно внешняя), а также эксплуатация лесных ресурсов. Однако внешнеэкономическая деятельность не разрушала натурального хозяйства, отсутствовала прочная экономическая основа в виде развитого производства и национального рынка, что наряду с другими причинами привело к распаду Киевской Руси и периоду существования татаро-монгольского ига.