13. Предпринимательство в период правления Екатерины II
В послепетровский период усилились злоупотребления в сфере экономики со стороны членов правительства и их приближенных. При этом частые смены правительств каждый раз приводили к власти новую группу желающих обогатиться за государственный счет, рос темп обогащения.
Именно с эпохи правления Екатерины II начинается подлинное развитие промышленного предпринимательства в России.
К числу заслуг Екатерины II в плане развития российского предпринимательства следует отнести:
1) уничтожение государственных монополий в сфере торговли и промышленности; легализация частной собственности на средства производства (по современному – приватизация);
2) формирование «среднего сословия» в России, т. е. отечественной буржуазии;
3) предоставление третьему сословию полной экономической свободы в предпринимательских начинаниях;
4) переориентация промышленности с удовлетворения военных заказов на народное потребление, как сказали бы сегодня – конверсия;
5) расширение емкости внутреннего рынка вширь (за счет завоеванных громадных территорий) и вглубь (за счет возросших потребностей населения).
Екатерина II отказалась от петровского регламентирования промышленной деятельности, считая, что только в частных руках фабрика заработает с пользой для государства.
Расширяется дворянское предпринимательство. Используя труд крепостных крестьян, дворяне устраивают у себя в имениях небольшие предприятия – мельницы, сукновальни, различные мастерские. По мере развития внутреннего рынка в него вовлекаются многие крестьяне. Помещики не препятствовали этому, так как значительная часть прибыли торговых крестьян в виде оброка доставалась их владельцам. Реформы Екатерины II также значительно расширили социальную базу предпринимательства, позволив даже в условиях крепостного права активным людям с выгодой заниматься экономической деятельностью. Не случайно родоначальники многих «новых» (первой волны) предпринимательских династий начинали свою деятельность в конце XVIII в., находясь в крепостной зависимости, – те же Морозовы, Прохоровы, Губонины.
Императрица провозглашает, что занятие промыслами отныне доступно для каждого, и подтверждает свое стремление к развитию внутренней конкуренции отменой учрежденной еще Петром I Мануфактур-коллегии и Коммерц-коллегии. С 1739 г. начинается массовая передача казенных заводов в частные руки.
Екатерина II относилась резко отрицательно к предпринимательским увлечениям дворянства, запретив специальным указом (1790 г.) записываться ему в купеческие гильдии. Более терпимо относилась Екатерина II к занятиям дворян промышленным предпринимательством, тем более что своими указами она открыла широкие возможности для этого.
Екатерина II в 1766–1767 гг. издала ряд указов, разрешающих создание текстильных мануфактур без регистрации, и наиболее энергичные и дальновидные из оброчных крестьян, нажившие участием в промыслах некоторые капиталы, проявили деятельность по организации больших фабрик в помещичьих вотчинах. Крепостная буржуазия быстро росла количественно, успешно осваивая все более сложные виды промышленного производства. В своей предпринимательской деятельности она ориентировалась на крестьянский спрос, на рынок городских предместий. Фактически полностью в руках крепостных промышленников оказалась целая отрасль промышленного производства – текстильная, столицей которой стала вотчина графов Шереметевых – село Иваново.
Так как крепостные предприниматели по закону не имели права владеть фабриками, то во многих случаях они записывали фабрики на имя своих помещиков, выплачивая тем крупные проценты с прибыли. В обмен на это крепостные фабриканты получали полную экономическую свободу, которую они использовали для развития промышленного производства и умножения собственных капиталов.
Правительственные указы, направленные на стимулирование конкурентной борьбы между купцами не только в торговой, но и в промышленной сфере, при одновременном введении для них новых льгот, благоприятствовали развитию деловой инициативы в купеческой среде. К концу царствования Екатерины II укрепляется положение, прежде всего, предпринимательских структур. Именно во второй половине XVIII в. завершается становление предпринимательства в сфере промышленности, основанной на наемном труде и ориентированной на широкий рынок. В дальнейшем оно неуклонно и необратимо развивается в условиях сохранения в стране крепостнической системы.
В самой торговой деятельности российских купцов XVIII – начала XIX вв. сохранялись черты, характерные еще для допетровской эпохи: отсутствие специализации, многообразие товаров в обороте, сочетание разных видов коммерческой деятельности, стихийность и сезонность, использование ярмарок даже для крупных оптовых сделок. Во второй половине XVIII и начале XIX вв. ярмарки в России достигают расцвета.
Вообще же вторая половина XVIII в. была отмечена высокими темпами роста крупных промышленных предприятий. К концу века Россия имела самые различные отрасли промышленности, обеспечивающие почти полностью важнейшие потребности страны. Однако общая рутинность хозяйства, незаинтересованность государства во внедрении технических новшеств в производство приводили к тому, что в конце XVIII в. Россия стала постепенно отставать от передовых государств, уже завершивших промышленный переворот (таких как Англия, Голландия).
- 1. Предмет, цели и задачи курса «об»
- 2. Взаимосвязи дисциплины «об» с другими курсами
- 3. Принципы изучения дисциплины «об»
- 4. Понятие предпринимательства и бизнеса
- 5. Субъекты, объекты и цели б
- 6. Виды б
- 7. См.Билет 5
- 8. Исторические этапы развития бизнеса в России
- 3Ий этап: XIV – XVIII вв.
- 4Ый этап: XVIII – начало XIX вв.
- 6Ой этап: начало XX века.
- 7Ой этап: предпринимательство социалистического периода.
- 8Ой этап: этап современного развития предпринимательства
- 9. Развитие бизнеса в IX – начало XII вв.
- 10. Предпринимательство на Руси в период феодальной раздробленности
- 11. Развитие предпринимательства в XIV – XVIII вв.
- 12. Петровские преобразования и развитие предпринимательства
- 13. Предпринимательство в период правления Екатерины II
- 14. Предпринимательство в первой половине XIX века.
- 15) Развитие предпринимательства в период реформ Александра II
- 16) Деловой мир России конца XIX- начала XX века
- 17) Предпринимательство социалистического периода
- 18) Кооперация 90-ых г и новый этап развития предпринимательства
- 19) Мировой кризис 2007-2010 и предпринимательство
- 20. Организационно-правовые формы предпринимательства (опф)
- 21. Хозяйственные товарищества
- 22. Общество с ограниченной ответственностью (ооо)
- По сравнению с другими юридическими лицами общество с ограниченной ответственностью имеет следующие преимущества:
- 23. Общество с дополнительной ответственностью (одо)
- Особенности:
- 24. Акционерные общества (ао)
- 25. Производственный кооператив
- 26.Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 27.Ассоциации (союзы) предпринимательских организаций.
- 28.Сущность предпринимательской среды
- 29. Внутренняя предпринимательская среда
- 30.Внешняя предпринимательская среда
- 31.Государственное регулирование и поддержка предпринимательства.
- 32. Функции и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
- 33. Приоритетные направления и механизмы государственной поддержки предпринимательства
- 34. Цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства
- 35. Программы развития мсп
- 36.Инфраструктура поддержки развития предпринимательства
- 37.Административные барьеры, регулирующие деятельность предпринимателей.
- 38. Этапы создания собственного дела
- 39. Предпринимательская идея, её обоснование
- 40. Пути создания собственного бизнеса
- 41. Процесс покупки готового бизнеса
- 42. Организация бизнеса путем аренды предприятия
- 43. Организация бизнеса путем приобретения франшизы
- 44. Регистрация предпринимательской деятельности
- 45. Средства индивидуализации бизнеса
- 46. Выбор целевых потребителей бизнеса
- 2. Оценка потенциала рынка:
- 3. Оценка возможностей освоения сегмента рынка:
- 47. Стратегия и тактика ценообразования б
- 48. Выбор сбытовой системы
- 49. Выбор коммуникационной политики б
- 50. Сущность и значение культуры предпринимательства
- 51. Особенности предпринимательской культуры за рубежом
- 52. Предпринимательская среда: понятие и структура
- 53. Социальная ответственность предпринимателя.
- 54. Бизнес-план предпринимателя.
- 55. Структура и содержание основных разделов бп.
- 56. Этапы разработки бп.
- 57. Преимущества и недостатки предприятий малого и среднего бизнеса.
- 58. Показатели эффективности предпринимательской деятельности.