1 См.: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000 г. I: Пер. С англ. - м., 2000. - с. 138.
Информационный эффект данного решения для участников финансового рынка состоит в том, что задается тенденция стоимости кредитных ресурсов. Банк России осуществлял данные меры в целях стимулирования кредитования коммерческими банками и инвесторами реального сектора экономики. Правда, нельзя не учитывать, что в современных условиях ставка рефинансирования оказывает ограниченное влияние на уровень процентных ставок в экономике России.Влияние Банка России на процентные ставки в настоящее время в основном ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по совершенствованию банковской системы. Вместе с тем в международной практике хорошо известны и другие эффективные регуляторы денежных потоков.
Несбалансированность денежного рынка в трансформирующейся экономике, относительно слабое развитие рыночных инструментов регулирования также требуют непосредственного государственного регулирования процентных ставок и денежных потоков. Необходимость в использовании данной формы регулирования уменьшается по мере достижения макроэкономического равновесия, сбалансированного развития финансового и реального секторов экономики.
Массовое бегство капиталов из России, низкий уровень инвестиций в реальном секторе являются следствием недостаточно активной политики государства по организации денежных потоков в национальной экономике. Прирост денежного предложения определяется в значительной степени размерами утечки капиталов. Последняя оказывает понижательное давление на курс национальной валюты и повышает темпы инфляции. Поэтому беспрепятственный отток капиталов накладывает существенные ограничения на размеры допустимой денежной эмиссии.
Развитые и развивающиеся страны накопили интересный опыт в данной области. Во Франции и Японии после Второй мировой войны, в Индии, Китае и странах Юго-Восточной Азии утечка капиталов пресекалась в целях аккумулирования и инвестирования национального капитала. Это позволило обеспечить в дальнейшем экономический рост. Более того, многие страны Юго-Восточной Азии ввели ограничения не только на вывоз, но и на ввоз спекулятивного капитала.
Для стран с переходной экономикой данные ограничения необходимы, поскольку действия глобальных спекулянтов, направленные на получение сверхприбылей на основе дестабилизации рынка ценных бумаг, могут иметь серьезные последствия для экономики целых стран.
Ввоз иностранного спекулятивного капитала создает повышательную волну на рынке ценных бумаг, что провоцирует повышение реального обменного курса национальной валюты. Иностранные спекулянты скупают национальные активы в начальной фазе «прилива» и продают их в ее конечной фазе, обменивают возросший капитал на свободно конвертируемую валюту и вывозят ее из страны. За «приливом» следует массовое обесценение национальных ценных бумаг, девальвация национальной валюты. Иностранный спекулятивный капитал возвращается для скупки дешевых активов и опять начинает игру на повышение. В результате рынок ценных бумаг, валютный рынок и положите экономики в целом дестабилизируются.
Каналы денежного предложения должны быть переориентированы на подъем инвестиционной активности и стимулирование экономического роста. Денежная эмиссия должна авансировать экономический рост. В настоящее время объем допустимого роста денежной массы рассчитывается пропорционально прогнозируемому увеличению ВВП и обратно пропорционально ожидаемым изменениям скорости обращения денег. Вместе с тем как увеличение ВВП, так и скорость денежного обращения, в свою очередь, зависят от механизма денежной эмиссии. Поэтому в расчет допустимого роста денежной массы целесообразно ввести изменения, обусловленные обратным влиянием прироста денежной массы на динамику ВВП и скорость денежного обращения. Величина денежной массы должна планироваться дифференцированно по различным каналам денежного предложения.
Денежная эмиссия должна вестись по четырем основным каналам:
приобретение резервной валюты и золота;
кредитование банков;
кредитование бюджета;
кредитование институтов развития.
До недавнего времени в России использовались в основном первые два канала, что замыкало денежную эмиссию на сферу финансовых спекуляций с высокой скоростью обращения денег. Поэтому денежная эмиссия сразу вызывала поступление дополнительных средств на спекулятивные валютно-финансовые рынки, что оказывало понижающее давление на курс рубля и увеличивало темпы инфляции.
В отличие от первых двух каналов два других не дают столь ощутимого давления на курс рубля и роста инфляции. Денежная эмиссия на финансирование бюджетного дефицита, даже если она идет на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, вызывает увеличение спроса преимущественно на товары и лишь в малой доле — на приобретение валюты. Повышение совокупного спроса в условиях низкой загруженности производственных мощностей при условии проведения эффективной антимонопольной политики должно дать прежде всего импульс к расширению производства, и в значительно меньшей мере — к повышению цен.
Минимальный инфляционный эффект может дать денежная эмиссия, направляемая на финансирование производственных инвестиций через кредитование институтов развития, поскольку скорость оборота эмитируемых денег будет соответствовать производственному циклу изготовления соответствующего оборудования.
Таким образом, денежно-кредитная политика переходной экономики должна быть нацелена на подъем инвестиционной активности в реальном секторе. В сфере денежного предложения должны быть созданы каналы и механизмы притока капиталов в данный сектор, поскольку инвестиции в производственной сфере осуществляются В основном путем самофинансирования, а этого недостаточно для обеспечения устойчивого роста.
Денежное предложение должно обеспечивать необходимый объем кредитных ресурсов по процентным ставкам, доступным для реального сектора. Данный ориентир денежно-кредитной политики в большей степени соответствует инвестиционной ориентации, чем монетаристские методы планирования денежного предложения посредством установления количественных показателей прироста денежной базы. При спаде производства планирование денежной базы на основе экстраполяционного прогноза динамики производства может способствовать углублению кризиса, поскольку сжатие реальной денежной массы и рост процентных ставок провоцируют кризис платежей, усиливают демонетизацию экономики и тем самым еще более подавляют инвестиционную активность.
Поэтому предпочтителен механизм денежного предложения, основанный на установлении ориентировочных уровней процентных ставок. Объем денежного предложения должен обеспечивать данные уровни. Последние не должны превышать уровень доходности производственной сферы, поскольку только в этом случае кредиты будут доступны реальному сектору.
Правда, следует учитывать, что данная методология предложения денег таит в себе опасность повышения темпов инфляции в результате наводнения экономики дешевыми деньгами, концентрирующимися в секторе доходных финансовых спекуляций и не идущих в реальный сектор. Поэтому необходимы меры, ограждающие экономику от подобных последствий.
Механизм денежного предложения, основанный на регулировании процентных ставок, должен способствовать устранению диспропорций в национальной экономике, которая проявляется в различной рентабельности секторов экономики. Для этого следует использовать льготные кредиты для отраслей с низким уровнем рентабельности, таких, как сельское хозяйство, легкая промышленность, транспортное машиностроение, а также льготное кредитование инвестиционных проектов.
В целом совершенствование системы денежного регулирования предполагает:
формирование предложения денег согласно целевым ориентирам процентных ставок, т.е. в соответствии со спросом на деньги при данных процентных ставках;
придание приоритетности государственным институтам развития среди каналов денежного предложения;
использование льготного кредитования государством наиболее перспективных отраслей реального сектора;
• снижение доходности государственных ценных бумаг до уровня, не превышающего уровень рентабельности в реальном секторе.
17.3. Валютный курс — один из приоритетов макроэкономической политики
По мере реформирования национальных денежно-кредитных систем происходило усиление роли валютного курса как одного из приоритетов макроэкономической политики. Оно ббусловлено следующими причинами.
Валютный курс призван смягчить негативные последствия реформы внешней торговли. Снижение курса национальной валюты ведет к удорожанию импортных товаров. Это согласуется с политикой либерализации внешней торговли, отменой количественных ограничений на импорт.
Динамика валютного курса в значительной степени способствует выравниванию баланса по текущим операциям и платежного баланса в целом, что нередко составляет для стран с трансформирующейся экономикой достаточно острую проблему. Либерализация цен сопровождается усилением инфляционных процессов, что ведет к потере конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках. В этих условиях девальвация национальной валюты способствует восстановлению конкурентоспособности отечественных товаров.
Вместе с тем в случае девальвации национальной валюты в импор-тозависимой экономике можно ожидать увеличения издержек отечественных изготовителей, использующих импортное сырье. Следствием этого будут повышение темпов инфляции, снижение конкурентоспособности отечественных товаров, ухудшение состояния баланса текущих операций. Восстановить конкурентоспособность помогут только решение стратегической задачи повышения инвестиционной активности в национальной экономике, ее отраслевая перестройка, обеспечение устойчивого роста. Поэтому следует учитывать, что девальвация национальной валюты служит сильнодействующей тактической мерой, приемлемой только для определенных экономических условий.
3. Поскольку равновесный валютный курс является результатом взаимодействия спроса и предложения на валютном рынке, его важ- ной функцией в условиях трансформирующейся экономики служит восстановление нормального соотношения цен, избавление от пере- косов в данной сфере, унаследованных от командно-администра- тивной системы.
Либерализация внешней торговли призвана оказать положительное влияние на отечественного изготовителя, поскольку ориентирует его на мировые цены, которые он вынужден теперь учитывать при решении вопросов о том, что производить, в каких количествах и по каким ценам предлагать на рынке. Это касается производителей не только товаров, непосредственно являющихся объектом международной торговли, но также производителей, имеющих с ними производственные связи. Так, постепенно структура цен в национальной экономике перестраивается в соответствии с мировой структурой относительных цен. Валютный курс в данном процессе играет немаловажную роль, поскольку через него мировой уровень цен выражается в национальной валюте.
4. Для трансформирующейся экономики особенно важна стабильность валютного курса. Она в значительной степени определяет состояние экономики в целом, поскольку оказывает существенное влияние на все основные макроэкономические показатели. От нее зависят характер инфляционных ожиданий экономических субъектов, инвестиционный климат в стране и т.д. Правильность выбора режима валютного курса в значительной степени определяет возможность преодоления переживаемых экономикой трудностей.
К факторам, оказывающим влияние на выбор режима валютного курса, относятся: уровень экономического развития страны; размеры валютных резервов; зависимость от внешней торговли; степень открытости экономики для иностранного капитала и т.д.
Как показывает мировой опыт, для небольших открытых экономик стран с высокой долей внешнеторгового оборота целесообразно применять фиксированный валютный курс. Для крупных закрытых экономик с относительно высоким уровнем развития, сбалансированной отраслевой структурой предпочтительнее гибкий валютный курс.
Вместе с тем следует учитывать, что та или иная система валютного регулирования может эффективно использоваться только в условиях тесной координации с другими денежно-кредитными и фискальными рычагами государственного регулирования.
Правильный выбор режима валютного курса в трансформирующейся экономике особенно важен потому, что ошибки в решении данного вопроса могут ухудшить и без того сложную экономическую ситуацию в стране. Решение данного вопроса затруднено отсутствием в некоторых государствах не только валютных рынков и, соответственно, опыта их регулирования, но даже полноценной национальной валюты.
Кроме того, в большинстве стран начало рыночного реформирования, когда возникает острая необходимость в адекватном новым условиям валютном регулировании, как правило, сопровождается экономическим кризисом. Происходит разрушение сложившихся производственных связей, сокращается общий объем производства. Это неизбежно влечет обострение ситуации во внешнеэкономической сфере. Конкурентоспособность отечественной продук-
,аиіС ТОрГОВЬіе СВЯЗИ, ПОЭТоМд,
ции снижается, нарушаются устойчивы ^ платежног0 баланса сокращается экспорт, что ухудшает ^екватного регулировании В данной ситуации велико значение- воздеиствия государств, валютного курса как мошцого инстрУ^ ПОНижение курса На на состояние платежного баланса, поск иях стимулирует экс* циональной валюты при прочих равНЬ1Л '
порт и сокращает импорт. активно проводилась де
В начале проведения рыночных Ре<р0КуЛучШения состояния пла~ вальвация национальных валют в ис^« есгвенно система мн0Же~ тежного баланса. Использовалась пре^-экспортеров в неравное по" ственных валютных курсов. Она ставила вы ^ цто сокра1а " ложение, побуждала их скрывать вал«°™ и тем самым СПОсобство приток валюты в государственные реЗеР"
вало расцвету «черного» рынка валют»- валютных курсов к СИСт
Переход от системы множественные от указанных негатиа гибкого валютного курса позволил и*»» тию валютного рынк*" ных моментов. Он дал мощный толЧ°к равный доступ на него. ' поскольку открыл экономическим агеН^экономике ИСПОЛЬзУется ре
В настоящее время в отечественН0И ость Банка России н " жим плавающего валютного курса. колебаний курса рубля й правлена на сглаживание значительные уровне, необходимом поддержание золотовалютных резервов .„о-кредитной политике обеспечения доверия к проводимой Ле%оссии в целях снижения де
В числе мер, предпринятых Банком проведение Единой торгсГ вальвационных ожиданий, можно наз^ евного отклонения курс" вой сессии с введением предельного ^уется необходимостью обе<Г рубля. При этом Банк России руководи по текущим операция^ печения свободной конвертируемости Р. ля направлены в больше* Меры валютного регулирования и *°н Гвоза капиТала из страны. 5 степени на ограничение незаконного »* добиться существенно^ результате проведения данных мер Неторговым каналам, а так*" сокращения утечки капиталов по ^не фпя 0т инфляции, некоторого отставания динамики курсаі р. & рубля ^ первуК) п
Динамика золотовалютных резерву ительной стабилизации ' ловину 2000 г. свидетельствовала об ности на будущее. Стабили валютной сфере и создании резерва ™исчет прямого вмешательст," зация была достигнута не столько 3* котор0е могло быстро чст<Г Банка России в ход валютных торгОв> связывания избыточной руе" щить золотовалютные резервы, а путем ь неоправданНо высокий левой ликвидности, что позволило сн
спрос на иностранную валюту. резервов позволило в щВ;
Так, повышение нормы обязатель»ь ^ давящую на валютный ре 2000 г. снизить свободную ликвИД ений экспортной ВЦру. рынок, на 20 млрд руб. Увеличение г,ик/
ки на ММВБ в условиях, когда спрос на иностранную валюту исходил преимущественно от Банка России, позволило ему активно наращивать золотовалютные резервы. К концу марта 2000 г. золотовалютные резервы страны возросли более чем на 40%. Благодаря этому России впервые за последние годы удалось достичь положительного показателя по чистым международным резервам в размере 0,5 млрд долл. США. На начало мая 2000 г. данный показатель возрос более чем в семь раз. Это означает, что золотовалютные резервы Банка России и резервы Правительства РФ превысили обязательства России перед Международным валютным фондом, причем собственные российские валютные резервы возрастают. В дальнейшем эта позитивная тенденция продолжилась. Только за первые три месяца 2003 г. золотовалютные резервы увеличились более чем на 7 млрд долл., тогда как предполагалось, что на данную величину они возрастут за весь 2003 г.15
В целом проводимая валютная политика способствовала достижению относительно устойчивого равновесия между спросом на иностранную валюту и ее предложением на внутреннем валютном рынке. Наметившаяся стабилизация в валютной сфере позволила в 2000 г. проводить политику снижения ставки рефинансирования, которая задает тенденцию стоимости кредитных ресурсов. Повышение доступности кредитов должно способствовать оживлению реального сектора и, в конечном счете, дальнейшему увеличению золотовалютных резервов.
Существуют предпосылки сохранения позитивных тенденций на валютном рынке. К ним относятся стабилизация высокого уровня цен на нефть на мировых рынках, позволяющая и в дальнейшем активно наращивать золотовалютные резервы государства, а также эффективная работа Банка России по недопущению спекулятивных атак на российский рубль.
В современных условиях Банк России при проведении денежно-кредитной и валютной политики стремится к достижению двух основных целей: к снижению инфляции и недопущению резкого укрепления реального курса рубля, что может привести к ухудшению условий для развития реального сектора экономики и снижению темпов экономического роста. В силу определенной противоречивости этих целей необходимо находить оптимальный баланс для их достижения.
В условиях трансформирующейся экономики инфляция особо опасна как для социальной, так и для экономической жизни общества. Как и инфляция развитого рынка, она имеет свои особенности, порождаемые спецификой незрелого рынка и накопленными деформациями предшествующей эпохи. Все это следует учитывать при выработке антиинфляционных мер.
- Глава 15
- 15.1. Развитие налоговой системы
- 1 Сидорова и. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. 2003. -№!. - с. 73-74.
- 16.1. Сущность и функции кредита
- 16.3. Развитие форм кредита
- 16.4. Становление кредитной системы. Этапы развития российской банковской системы
- 16.5. Проблемы развития банковской системы Российской Федерации в современных условиях
- Глава 17
- 17.1. Особенности спроса и предложения на денежном рынке
- 1 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2002: Статистический сборник. Госкомстат России. — м., 2002.
- 1 См.: Игнатьев см. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации//Деньги и кредит. 2003. — № 5. — с. 13.
- 1 Коэффициент монетизации — это отношение объема денежной массы в обращении к номинальному объему ввп.
- 1 См.: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000 г. I: Пер. С англ. - м., 2000. - с. 138.
- 18.1. Инфляционный характер трансформирующейся экономики: причины инфляционных процессов и их консервации
- 18.2. Антиинфляционная политика в странах с переходной экономикой
- 18.3. Новая ситуация в России
- Глава 19
- 19.1. Противоречия социальной трансформации и их отражение в экономической теории
- 1 Источник: данные Госкомстата рф/ http://www. Zanas.Ru/dep/income/ stat./ ind.Html