18.1. Инфляционный характер трансформирующейся экономики: причины инфляционных процессов и их консервации
В трансформирующейся экономике рыночное регулирование не могло осуществляться сразу вместе с отказом от государственного социализма. В ней отсутствовали основы рыночной инфраструктуры, конкурентная среда и резервные фонды, без которых, как известно, рыночная экономика не может действовать эффективно. Не было и институциональных предпосылок, в том числе хозяйственного права, охраняющего интересы частных собственников, инвесторов.
Сфера товарного предложения не могла опираться на мобильность ресурсов (еще не был создан рынок капиталов) и была неэластична. Это означает, что экономика была лишена факторов развития, ответственных за адаптацию предложения к меняющемуся спросу. Если ресурсы отраслей не могут перемещаться в точки роста и предложение не может реагировать на спрос, то повышенный спрос неизбежно оборачивается инфляционными процессами.
Первые шаги к рынку объективно вели по дороге инфляционного развития, так как незрелый рынок не мог справиться с накопившимися структурными деформациями.
Первый блок инфляционного давления на экономику связывается с крайней неэластичностью предложения в условиях незрелой рыночной среды. Предложение оставалось малоподвижным из-за своих отсталых конкурентных позиций, и прежде всего — изношенности оборудования многих отраслей, которая достигала 70%.
Провозглашение перехода к рынку не могло подкрепиться одномоментным созданием рыночных механизмов. Глубинные диспропорции в экономике сохранялись, ибо при отсутствии развитых активных рыночных сил они не могли своевременно гаситься. Структурные диспропорции стали мощнейшим источником высокой инфляции, которая стала важным фактором макроэкономической дестабилизации посткоммунистических стран.
Крайне низкая эластичность предложения при переходе к рынку в значительной степени была вызвана скудностью предшествующего сберегательного процесса и недостатком свободных капиталов. Недостаток сбережений был обусловлен и низкой доходностью прежней хозяйственной системы, а отсутствие рынка капиталов омертвляло финансовые ресурсы, создавая непреодолимые препятствия их быстрому перемещению. В результате финансовая сфера объективно обескровливалась нехваткой свободных денежных средств, что вело к удорожанию кредитов. Этот процесс сделал кредит труднодоступным для производства, для его расширения и модернизации. Макроэкономическая ситуация стала неблагоприятной для преобразований в производственной сфере, необходимых для преодоления структурных диспропорций в стране.
Низкая эластичность предложения при переходе к рынку как главный немонетарный фактор инфляционной угрозы была вызвана и сложностью перехода на новые дорогостоящие ресурсоемкие технологии, связанные с необходимостью освоения конкурентоспособных производств. Высокие требования к процессу инвестирования в этих условиях делают его трудновыполнимым в кратчайшие сроки, ибо для решения столь серьезной задачи нужны значительные накопления, тем более, что технический прогресс сегодня характеризуется высокой капиталоемкостью.
Итак, страны с трансформирующейся экономикой оказались в ситуации недостатка национальных накоплений и возросших требований к ресурсным источникам инвестирования. Оба процесса, происходящие одновременно, сделали невозможной перегруппировку структуры предложения, столь необходимую для неинфляционного развития. Сложившиеся глубокие диспропорции привели к серьезному общему структурному неравновесию, которое консервировалось неразвитостью рыночных механизмов, слабостью конкурентной среды. Такая ситуация неизбежно обрекала страны с трансформирующейся экономикой на затяжной инфляционный процесс.
Второй блок инфляционного давления на экономику связан с процессом передела собственности. Приватизация, прошедшая под знаком дележа собственности ограниченным кругом политической элиты и криминальными структурами, привела в производство новых собственников, которые не стали эффективными рыночными субъектами. Они продемонстрировали нацеленность действий на личное обогащение за счет присвоения финансовых потоков своих предприятий. Кроме того, организационный процесс перемещения прав собственности исключал совмещение его с расширением производства, так как инвестирование осуществляется только самим собственником.
Приватизация в России осуществлялась на институциональном вакууме, что привело к возможности неограниченного произвола администрации предприятий и бесправию производственного коллектива. Бесконтрольность со стороны государства за деятельностью вновь организованных акционерных обществ привела во многих случаях к переводу финансовых потоков этих хозяйств в карман высшего должностного лица АО. Рядовые акционеры оказались неподготовленными к новой для них роли — участию в управлении и выработке стратегии фирмы. Все это ослабляло производственный процесс, вело к стагнации производственное предложение, затрудняло технические и технологические новации, а значит, и консервировало инфляционные процессы.
Третий блок затяжной инфляции в странах с переходной экономики связан с неадекватной экономической политикой государства, не искушенного в регулировании хозяйственных процессов в неустойчивой хозяйственной среде трансформационного периода.
Осознание необходимости предотвращения спада производства и желание поддержать отечественного производителя во многих странах с трансформирующейся экономикой привело к углублению кредитной эмиссии. В результате массированную поддержку получали неэффективные производители, продукция которых не отвечала требованиям конкурентоспособности. Вследствие этого положение на товарном рынке не улучшилось, а государственные расходы возросли. Увеличился и дефицит государственного бюджета. Такой дефицит имел и иной источник — финансирование программ, не связанных напрямую с умножением конечного национального продукта.
Дефицит государственного бюджета стран с переходной экономикой зачастую связан и с объективным процессом снижения доходности предприятий, не сумевших провести перепрофилирование. Такие хозяйства оказались перед лицом кризиса сбыта и не смогли полностью реализовать свою продукцию, что снизило их выручку. Снижение получаемых доходов для государства не могло не обернуться падением налоговых поступлений и возросшим бюджетным дефицитом. Последний для экономики считается бомбой замедленного действия, так как при любой форме его покрытия провоцируется новый виток инфляционной волны. Бюджетный дефицит обычно покрывается за счет дополнительной эмиссии или за счет государственных заимствований. Иной способ его покрытия за счет увеличения тяжести налогообложения фактически применять невозможно, ибо это усилит стагнацию производства и тем самым подхлестнет инфляцию.
Эмиссия обычно ведет к мгновенному лавинообразному росту цен и приводит экономику в шоковое состояние. Бесперспективность такой политики Россия ощутила на себе на рубеже 1980—1990-х годов, что заставило ее отказаться от массированной эмиссии и искать иные источники покрытия бюджетного дефицита. Ими стали привлеченные кредиты, а также размещение государственных ценных бумаг.
Любой вид государственных заимствований предполагает увеличение спроса на деньги, а значит, и уровня банковского процента с последующим ростом цен. Как удорожание кредита, так и рост цен ведут к падению объемов производства и негативно влияют на инвестиционный процесс, что усугубляет инфляционную ситуацию.
Рынок государственных ценных бумаг гасит уровень текущей инфляции, но создает предпосылки для инфляции в долгосрочном периоде. Текущая инфляция гасится потому, что такой рынок притягивает денежные ресурсы бизнеса и населения и тем самым уменьшает давление спроса на товарном рынке, что тормозит рост цен.
Если передышка, которую получает правительство для стабилизационных мер в результате разрыва во времени между получением сумм заимствований и их покрытием с выплатой процентов, не используется для подавления инфляции, то рыночная конъюнктура будет провоцировать рост инфляционной волны. Проплата долгов со стороны государства ведет к росту предложения не товаров, а денег, что в условиях спада отразится в снижении их покупательной способности и подстегнет рост цен.
Кроме того, происходит удорожание кредита, поскольку у банков уменьшаются кредитные ресурсы в результате покупки ценных бумаг, а также наблюдается вытеснение частных инвестиций за счет переключения их на рынок государственных облигаций. В результате оголяется реальный сектор и инфляционное давление усиливается.
Экономика Польши и России подтвердила выводы экономической теории об опасности использования государственного долга в качестве средства, противодействующего инфляции. Если государственный долг становится постоянным и единственным источником покрытия дефицита бюджета и при этом обслуживание долга происходит частично за счет новых заимствований, то проблема дефицита в долгосрочном периоде отнюдь не снимается. Наоборот, она может обостриться, ибо приходится не только отдавать долги, но и выплачивать по ним проценты. Дефицит бюджета не только приведет к росту предложения денег, но и к обесценению национальной валюты, что вызовет резкое увеличение инфляции.
Внешний долг, как и внутренний, не является панацеей бюджетного дефицита. Он может создать условия для временного ухода от инфляционного навеса и благоприятные краткосрочные условия для развития реального сектора. Но если государство (как было в Польше и в России) не использует время для реформирования хозяйства, оно попадает в так называемую долговую ловушку. Долг начинает истощать экономику, вытягивать из нее инвестиционные ресурсы, необходимые для формирования эффективного структурного равновесия, углубляя стагнацию производства. В долгосрочном периоде внешний долг может усугубить стагнацию в связи с тем, что обслуживание долга происходит в иностранной валюте, и при внутренней инфляции цена расплаты по внешним долгам возрастает.
Следует отметить, что государственные заимствования как хозяйственный маневр применялись довольно успешно в развитых странах. Государственный долг превращался в производственные ресурсы, которые при высокой эластичности предложения выводили страну на дорогу сбалансированного экономического роста. Подобный хозяйственный маневр осуществлялся на основе знаменитых кейнсианских антиинфляционных программ. Однако взятые на вооружение кейнси-анские рецепты в переходной экономике не могли дать столь позитивного результата. Россия наиболее отчетливо продемонстрировала неправомерность применения этих ставших стандартными рецептов экономической политики, ибо они предполагали действие активных рыночных механизмов саморегуляции в условиях эластичности предложения. Отсутствие этих условий превратило экономическую политику в проинфляционную, хотя цели ее были противоположными.
Рецепты стабилизации экономики, основанные на использовании сжатия денежной массы, усилили стагнацию, падение производства, сокращение совокупного спроса. Неэластичность предложения углублялась. При этом возможности для перегруппировок ресурсов отодвигались, поскольку сами ресурсы сокращались из-за углубления спада. Подобный стандартный рецепт финансовой стабилизации, усугубляя спад, одновременно становился источником последующей инфляции.
Экономическая политика государств с трансформирующейся экономикой объективно была поставлена в условия, когда рецептура западной цивилизации не давала желаемого позитивного успеха, а для применения сугубо национальной стабилизационной программы не было главного условия — понимания сути происходящих событий.
История не накопила достаточного опыта обобщений о закономерностях развития национального хозяйства посткоммунистических стран. Поэтому экономическая политика не всегда могла опережать события, что является условием принятия эффективных предупреждающих мер. Зачастую она походила на пожарную команду, которая не способна была создавать условия для желаемых безопасных условий жизнедеятельности и вынуждалась постоянно тушить разгорающиеся непредвиденные «пожары» в экономике. Такая вынужденная политика объективно становилась близорукой и дорогостоящей. Она обрастала неизбежными ошибками, а каждая из них формировала хозяйственные диспропорции, вела к разбалансированию экономики и создавала условия для нагнетания инфляции.
Сегодняшнее понимание процессов сбалансирования национального хозяйства переходной экономики строится на осознании необходимости перестройки всего хозяйственного механизма, а не только его финансовой составляющей.
Активное действие рыночных регуляторов, без которых невозможно добиться эластичного предложения, предполагает реформирование микроэкономических условий хозяйствования, реформирование предприятий, налаживание и цементирование конкурентной среды. Подобные изменения могут покоиться на массированных институциональных преобразованиях, которые по своей сути носят долгосрочный характер. Нарастание инфляционной волны происходит постоянно в силу сохранения ее причин, а экономика начинает ощущать ее углубляющиеся негативные последствия. Поэтому государство не может ослабить борьбу с текущей инфляцией в надежде на то, что когда-то образуется эффективная рыночная среда, которая сама по себе приведет к общему структурному равновесию.
Эффекты развитого рынка появятся не так скоро, как этого бы хотелось, а структурные деформации достаточно велики. Ведь они накапливались годами и десятилетиями. Борьба с инфляцией, как показал мировой опыт, должна осуществляться безотлагательно, поскольку инфляция подобно эпидемии быстро распространяется, разрушая хозяйство.
Государства с трансформирующейся экономикой вынуждены решать одновременно две задачи: устранение негативных последствий текущей инфляции и создание условий для предотвращения ее в дальнейшем.
- Глава 15
- 15.1. Развитие налоговой системы
- 1 Сидорова и. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. 2003. -№!. - с. 73-74.
- 16.1. Сущность и функции кредита
- 16.3. Развитие форм кредита
- 16.4. Становление кредитной системы. Этапы развития российской банковской системы
- 16.5. Проблемы развития банковской системы Российской Федерации в современных условиях
- Глава 17
- 17.1. Особенности спроса и предложения на денежном рынке
- 1 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2002: Статистический сборник. Госкомстат России. — м., 2002.
- 1 См.: Игнатьев см. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации//Деньги и кредит. 2003. — № 5. — с. 13.
- 1 Коэффициент монетизации — это отношение объема денежной массы в обращении к номинальному объему ввп.
- 1 См.: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000 г. I: Пер. С англ. - м., 2000. - с. 138.
- 18.1. Инфляционный характер трансформирующейся экономики: причины инфляционных процессов и их консервации
- 18.2. Антиинфляционная политика в странах с переходной экономикой
- 18.3. Новая ситуация в России
- Глава 19
- 19.1. Противоречия социальной трансформации и их отражение в экономической теории
- 1 Источник: данные Госкомстата рф/ http://www. Zanas.Ru/dep/income/ stat./ ind.Html