logo
продолжение2

18.1. Инфляционный характер трансформирующейся экономики: причины инфляционных процессов и их консервации

В трансформирующейся экономике рыночное регулирование не могло осуществляться сразу вместе с отказом от государственного социализма. В ней отсутствовали основы рыночной инфраструктуры, конкурентная среда и резервные фонды, без которых, как известно, рыночная экономика не может действовать эффективно. Не было и институциональных предпосылок, в том числе хозяйственного права, охраняющего интересы частных собственников, инвесторов.

Сфера товарного предложения не могла опираться на мобиль­ность ресурсов (еще не был создан рынок капиталов) и была неэла­стична. Это означает, что экономика была лишена факторов разви­тия, ответственных за адаптацию предложения к меняющемуся спро­су. Если ресурсы отраслей не могут перемещаться в точки роста и предложение не может реагировать на спрос, то повышенный спрос неизбежно оборачивается инфляционными процессами.

Первые шаги к рынку объективно вели по дороге инфляционно­го развития, так как незрелый рынок не мог справиться с накопив­шимися структурными деформациями.

Первый блок инфляционного давления на экономику связывается с крайней неэластичностью предложения в условиях незрелой ры­ночной среды. Предложение оставалось малоподвижным из-за своих отсталых конкурентных позиций, и прежде всего — изношенности оборудования многих отраслей, которая достигала 70%.

Провозглашение перехода к рынку не могло подкрепиться одно­моментным созданием рыночных механизмов. Глубинные диспро­порции в экономике сохранялись, ибо при отсутствии развитых ак­тивных рыночных сил они не могли своевременно гаситься. Струк­турные диспропорции стали мощнейшим источником высокой ин­фляции, которая стала важным фактором макроэкономической де­стабилизации посткоммунистических стран.

Крайне низкая эластичность предложения при переходе к рынку в значительной степени была вызвана скудностью предшествующего сберегательного процесса и недостатком свободных капиталов. Не­достаток сбережений был обусловлен и низкой доходностью прежней хозяйственной системы, а отсутствие рынка капиталов омертвляло финансовые ресурсы, создавая непреодолимые препятствия их быст­рому перемещению. В результате финансовая сфера объективно обескровливалась нехваткой свободных денежных средств, что вело к удорожанию кредитов. Этот процесс сделал кредит труднодоступным для производства, для его расширения и модернизации. Макроэко­номическая ситуация стала неблагоприятной для преобразований в производственной сфере, необходимых для преодоления структурных диспропорций в стране.

Низкая эластичность предложения при переходе к рынку как главный немонетарный фактор инфляционной угрозы была вызвана и сложностью перехода на новые дорогостоящие ресурсоемкие тех­нологии, связанные с необходимостью освоения конкурентоспособ­ных производств. Высокие требования к процессу инвестирования в этих условиях делают его трудновыполнимым в кратчайшие сроки, ибо для решения столь серьезной задачи нужны значительные нако­пления, тем более, что технический прогресс сегодня характеризуется высокой капиталоемкостью.

Итак, страны с трансформирующейся экономикой оказались в ситуации недостатка национальных накоплений и возросших требо­ваний к ресурсным источникам инвестирования. Оба процесса, про­исходящие одновременно, сделали невозможной перегруппировку структуры предложения, столь необходимую для неинфляционного развития. Сложившиеся глубокие диспропорции привели к серьез­ному общему структурному неравновесию, которое консервировалось неразвитостью рыночных механизмов, слабостью конкурентной сре­ды. Такая ситуация неизбежно обрекала страны с трансформирую­щейся экономикой на затяжной инфляционный процесс.

Второй блок инфляционного давления на экономику связан с процессом передела собственности. Приватизация, прошедшая под знаком дележа собственности ограниченным кругом политической элиты и криминальными структурами, привела в производство новых собственников, которые не стали эффективными рыночными субъек­тами. Они продемонстрировали нацеленность действий на личное обогащение за счет присвоения финансовых потоков своих предпри­ятий. Кроме того, организационный процесс перемещения прав соб­ственности исключал совмещение его с расширением производства, так как инвестирование осуществляется только самим собственником.

Приватизация в России осуществлялась на институциональном вакууме, что привело к возможности неограниченного произвола администрации предприятий и бесправию производственного кол­лектива. Бесконтрольность со стороны государства за деятельно­стью вновь организованных акционерных обществ привела во мно­гих случаях к переводу финансовых потоков этих хозяйств в карман высшего должностного лица АО. Рядовые акционеры оказались не­подготовленными к новой для них роли — участию в управлении и выработке стратегии фирмы. Все это ослабляло производственный процесс, вело к стагнации производственное предложение, затруд­няло технические и технологические новации, а значит, и консер­вировало инфляционные процессы.

Третий блок затяжной инфляции в странах с переходной эконо­мики связан с неадекватной экономической политикой государства, не искушенного в регулировании хозяйственных процессов в неустой­чивой хозяйственной среде трансформационного периода.

Осознание необходимости предотвращения спада производства и желание поддержать отечественного производителя во многих стра­нах с трансформирующейся экономикой привело к углублению кре­дитной эмиссии. В результате массированную поддержку получали неэффективные производители, продукция которых не отвечала тре­бованиям конкурентоспособности. Вследствие этого положение на товарном рынке не улучшилось, а государственные расходы возрос­ли. Увеличился и дефицит государственного бюджета. Такой дефи­цит имел и иной источник — финансирование программ, не связан­ных напрямую с умножением конечного национального продукта.

Дефицит государственного бюджета стран с переходной эконо­микой зачастую связан и с объективным процессом снижения до­ходности предприятий, не сумевших провести перепрофилирование. Такие хозяйства оказались перед лицом кризиса сбыта и не смогли полностью реализовать свою продукцию, что снизило их выручку. Снижение получаемых доходов для государства не могло не обер­нуться падением налоговых поступлений и возросшим бюджетным дефицитом. Последний для экономики считается бомбой замедлен­ного действия, так как при любой форме его покрытия провоцирует­ся новый виток инфляционной волны. Бюджетный дефицит обычно покрывается за счет дополнительной эмиссии или за счет государст­венных заимствований. Иной способ его покрытия за счет увеличе­ния тяжести налогообложения фактически применять невозможно, ибо это усилит стагнацию производства и тем самым подхлестнет инфляцию.

Эмиссия обычно ведет к мгновенному лавинообразному росту цен и приводит экономику в шоковое состояние. Бесперспективность такой политики Россия ощутила на себе на рубеже 1980—1990-х годов, что заставило ее отказаться от массированной эмиссии и искать иные источники покрытия бюджетного дефицита. Ими стали привлечен­ные кредиты, а также размещение государственных ценных бумаг.

Любой вид государственных заимствований предполагает увели­чение спроса на деньги, а значит, и уровня банковского процента с последующим ростом цен. Как удорожание кредита, так и рост цен ведут к падению объемов производства и негативно влияют на инве­стиционный процесс, что усугубляет инфляционную ситуацию.

Рынок государственных ценных бумаг гасит уровень текущей инфляции, но создает предпосылки для инфляции в долгосрочном периоде. Текущая инфляция гасится потому, что такой рынок притя­гивает денежные ресурсы бизнеса и населения и тем самым умень­шает давление спроса на товарном рынке, что тормозит рост цен.

Если передышка, которую получает правительство для стабили­зационных мер в результате разрыва во времени между получением сумм заимствований и их покрытием с выплатой процентов, не ис­пользуется для подавления инфляции, то рыночная конъюнктура будет провоцировать рост инфляционной волны. Проплата долгов со стороны государства ведет к росту предложения не товаров, а денег, что в условиях спада отразится в снижении их покупатель­ной способности и подстегнет рост цен.

Кроме того, происходит удорожание кредита, поскольку у банков уменьшаются кредитные ресурсы в результате покупки ценных бу­маг, а также наблюдается вытеснение частных инвестиций за счет переключения их на рынок государственных облигаций. В результате оголяется реальный сектор и инфляционное давление усиливается.

Экономика Польши и России подтвердила выводы экономиче­ской теории об опасности использования государственного долга в качестве средства, противодействующего инфляции. Если государст­венный долг становится постоянным и единственным источником покрытия дефицита бюджета и при этом обслуживание долга проис­ходит частично за счет новых заимствований, то проблема дефицита в долгосрочном периоде отнюдь не снимается. Наоборот, она может обостриться, ибо приходится не только отдавать долги, но и выпла­чивать по ним проценты. Дефицит бюджета не только приведет к росту предложения денег, но и к обесценению национальной валю­ты, что вызовет резкое увеличение инфляции.

Внешний долг, как и внутренний, не является панацеей бюджет­ного дефицита. Он может создать условия для временного ухода от инфляционного навеса и благоприятные краткосрочные условия для развития реального сектора. Но если государство (как было в Поль­ше и в России) не использует время для реформирования хозяйства, оно попадает в так называемую долговую ловушку. Долг начинает истощать экономику, вытягивать из нее инвестиционные ресурсы, необходимые для формирования эффективного структурного равно­весия, углубляя стагнацию производства. В долгосрочном периоде внешний долг может усугубить стагнацию в связи с тем, что обслу­живание долга происходит в иностранной валюте, и при внутренней инфляции цена расплаты по внешним долгам возрастает.

Следует отметить, что государственные заимствования как хозяй­ственный маневр применялись довольно успешно в развитых странах. Государственный долг превращался в производственные ресурсы, ко­торые при высокой эластичности предложения выводили страну на дорогу сбалансированного экономического роста. Подобный хозяйст­венный маневр осуществлялся на основе знаменитых кейнсианских антиинфляционных программ. Однако взятые на вооружение кейнси-анские рецепты в переходной экономике не могли дать столь пози­тивного результата. Россия наиболее отчетливо продемонстрировала неправомерность применения этих ставших стандартными рецептов экономической политики, ибо они предполагали действие активных рыночных механизмов саморегуляции в условиях эластичности пред­ложения. Отсутствие этих условий превратило экономическую поли­тику в проинфляционную, хотя цели ее были противоположными.

Рецепты стабилизации экономики, основанные на использовании сжатия денежной массы, усилили стагнацию, падение производства, сокращение совокупного спроса. Неэластичность предложения углуб­лялась. При этом возможности для перегруппировок ресурсов отодви­гались, поскольку сами ресурсы сокращались из-за углубления спада. Подобный стандартный рецепт финансовой стабилизации, усугубляя спад, одновременно становился источником последующей инфляции.

Экономическая политика государств с трансформирующейся эко­номикой объективно была поставлена в условия, когда рецептура за­падной цивилизации не давала желаемого позитивного успеха, а для применения сугубо национальной стабилизационной программы не было главного условия — понимания сути происходящих событий.

История не накопила достаточного опыта обобщений о законо­мерностях развития национального хозяйства посткоммунистических стран. Поэтому экономическая политика не всегда могла опережать события, что является условием принятия эффективных предупреж­дающих мер. Зачастую она походила на пожарную команду, которая не способна была создавать условия для желаемых безопасных усло­вий жизнедеятельности и вынуждалась постоянно тушить разгораю­щиеся непредвиденные «пожары» в экономике. Такая вынужденная политика объективно становилась близорукой и дорогостоящей. Она обрастала неизбежными ошибками, а каждая из них формировала хозяйственные диспропорции, вела к разбалансированию экономики и создавала условия для нагнетания инфляции.

Сегодняшнее понимание процессов сбалансирования нацио­нального хозяйства переходной экономики строится на осознании необходимости перестройки всего хозяйственного механизма, а не только его финансовой составляющей.

Активное действие рыночных регуляторов, без которых невоз­можно добиться эластичного предложения, предполагает реформи­рование микроэкономических условий хозяйствования, реформиро­вание предприятий, налаживание и цементирование конкурентной среды. Подобные изменения могут покоиться на массированных институциональных преобразованиях, которые по своей сути носят долгосрочный характер. Нарастание инфляционной волны проис­ходит постоянно в силу сохранения ее причин, а экономика начи­нает ощущать ее углубляющиеся негативные последствия. Поэтому государство не может ослабить борьбу с текущей инфляцией в на­дежде на то, что когда-то образуется эффективная рыночная среда, которая сама по себе приведет к общему структурному равновесию.

Эффекты развитого рынка появятся не так скоро, как этого бы хотелось, а структурные деформации достаточно велики. Ведь они накапливались годами и десятилетиями. Борьба с инфляцией, как показал мировой опыт, должна осуществляться безотлагательно, поскольку инфляция подобно эпидемии быстро распространяется, разрушая хозяйство.

Государства с трансформирующейся экономикой вынуждены решать одновременно две задачи: устранение негативных последст­вий текущей инфляции и создание условий для предотвращения ее в дальнейшем.