15.1. Развитие налоговой системы
В индустриально-развитых странах государственная система финансов включает государственный бюджет, местные финансы, социальные внебюджетные фонды. Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет.
Уровень расходов государственного бюджета в странах с трансформирующейся экономикой сложился еще при социализме. Что касается доходов госбюджета, то исторический опыт России, подтверждающий общую тенденцию постсоциалистического развития других стран, показывает, что после либерализации экономики на протяжении нескольких лет постоянно снижался уровень обязательных налоговых платежей. Это объясняется субъективными причинами, такими, как несовершенство законодательства, слабость налоговой администрации, отсутствие традиций добровольной уплаты налогов. Наряду с этим действовали и объективные факторы, снижающие поступление налогов в бюджет: рост уровня инфляции;
кризис системы платежей и взаимозачеты; нарушение налоговой дисциплины из-за изменения экономики в пользу частного сектора и сферы услуг; увеличение масштабов экономических операций, не отражаемых в бухгалтерском учете, и др.
Динамика налоговых поступлений в годы реформ в России показывает отсутствие жесткой зависимости доходов государства от проводимой налоговой политики. Основными факторами этой динамики выступали:
унаследованная от социализма налоговая система, характеризующаяся перекосом в сторону корпоративных налогов в ущерб подоходному налогообложению гражданам;
резкий спад производства, приведший к сокращению налогооблагаемой базы предприятий, что подтверждает наличие тесной и устойчивой зависимости налоговых поступлений от динамики ВВП;
снижение налоговой базы из-за кризиса взаимных неплатежей, когда учет осуществляется по кассовому методу, а не на момент возникновения обязательств;
отсутствие в условиях переходной экономики прямой связи между налоговой политикой и экономической активностью;
процесс бартеризации экономики, в котором активно участвовало Министерство финансов РФ, используя казначейские обязательства, налоговые освобождения, товарный кредит, различные схемы взаимозачетов и т.д. Результатом этого явилось осуществление хозяйственной деятельности при минимальных объемах денежных средств, в том числе и на расчетных счетах предприятий, что привело к росту неплатежей в госбюджет.
В экономике переходного типа в краткосрочном периоде выявилось отсутствие прямой зависимости между процессом приватизации государственных предприятий и ростом налоговых поступлений. Даже в отраслях автомобилестроения, металлургии и других, где не наблюдался спад производства, произошло снижение налоговых платежей в государственный бюджет из-за расширения масштабов налоговых льгот, противозаконного уклонения от налогов, развития кризиса неплатежей.
В 1992—1998 гг. в России налогообложение не соответствовало общепринятым принципам, таким, как определенность, экономичность налогов; удобство и простота техники их взимания; соотношение налогов и уровня платежеспособности налогоплательщиков. При этом государство стремилось снизить размер бюджетного дефицита, поэтому количество налогов и их ставки увеличивались.
Чрезмерный рост в этот период налогового бремени еще более усугублял тяжелое финансовое положение товаропроизводителей. Возникло и обострялось противоречие между высоким налогообложением отдельных предприятий и низким уровнем налоговых изъятий. В основе этого противоречия лежало неравномерное распределение налоговой нагрузки. Нагрузка на добросоветных плательщиков в основном соответствовала стандартам развитых стран. При этом велики были масштабы льгот, предоставляемых исполнительной и законодательной властью различных уровней, и значительны масштабы противозаконного уклонения от налогов. В результате подавляющая часть экономических агентов платила несоизмеримо низкие налоги, а основное налоговое бремя несли крупные промышленные предприятия из-за меньшей возможности уклонения от налогов и физические лица со средними доходами. Личные высокие доходы маскировались под корпоративные и вычитались из базы налога на прибыль, заработная плата трансформировалась в проценты, не облагаемые налогом, и т.д.
Финансовый кризис 1998 г. вскрыл нарушение допустимого предела налогообложения. Анализ практики налогообложения в 1990-е годы выявил ошибочность стратегии, направленной на обеспечение бездефицитного бюджета посредством повышения налоговой нагрузки, которая препятствует предпринимательской деятельности и ведет к банкротству предпринимателей.
Кроме того, финансовый кризис продемонстрировал краткосрочность положительного эффекта налогово-бюджетной политики, проводимой российским правительством в 1996—1997 гг., выявил перекос финансового регулирования в сторону стабилизации макроэкономических процессов в ущерб развитию реального сектора, показал, что внутренние и внешнеэкономические структурные диспропорции имеют относительно длительный и устойчивый характер и не могут быть сняты преобразованием форм собственности или системы цен. Более того, они неизбежно будут углубляться из-за быстрого ухода государства из сферы управления производством.
С 1999 г. изменилась концепция налоговой реформы в России. Была провозглашена необходимость нейтрального налогообложения, суть которого в том, чтобы не оказывать влияние на мотивы поведения предпринимателя, на выбор вида его деятельности и соответственно — вложения капитала. Такой принцип налогообложения успешно осуществляется в развитых странах.
Совершенно очевидно, что в современной России при неустойчивости экономики, необходимости ее структурных преобразований реализация этого принципа стратегически поспешна и экономически необоснованна. Наша страна не может ориентироваться на ведущие западно-европейские страны ни по уровню социально-экономического развития, ни по размерам собственности основной массы населения, ни по отношению граждан к налогообложению. В ведущихстранах Западной Европы доля ВНП, распределяемого через государственный бюджет, соста-."я;т 40—50%. Реалисты называют для России цифру в два раза меньшую. В налоговых ставках это соответствует 15—20% налога на прибыль, не более 5—7% НДС и не более 30— 35% общих начислений на заработную плату в виде подоходного и социальных налогов6. Поэтому главной проблемой российской налоговой системы является необходимость создания устойчивой и реальной налоговой базы. Речь идет о том, что каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги.
Несовершенство действующей налоговой системы, непроработанность налогового законодательства и системы государственной регистрации организаций-налогоплательщиков в значительной мере обусловливают налоговые правонарушения в России. Так, по данным Министерства РФ по налогам и сборам, по состоянию на 1 января 2003 г. так называемые организации-однодневки составляют 52% от общего количества зарегистрированных на территории Российской Федерации (1,6 млн), из них 44% (1,4 млн) не представляют налоговую отчетность, 48% (238 тыс.) организаций представляют «нулевую отчетность». Деятельность таких предприятий нередко связана с совершением тяжких преступлений и с отмыванием доходов от преступной деятельности, в результате чего перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней, снижается результативность бюджетной и налоговой политики Правительства России и субъектов РФ, подрывается экономическая безопасность нашей страны.
Налоговые органы во взаимодействии с правоохранительными и иными контролирующими органами России проводят контрольную работу в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность. Однако эта работа неэффективна, так как реальное взыскание доналичислений налогов в ходе контрольных мероприятий составляет 10—15%, а количество неотчитывающихся организаций — 52% от общего их числа. Итоговая цифра этой потерянной налоговой базы огромна и представляет собой значительный резерв отечественной налоговой системы. Поэтому в российскую налоговую систему должен быть введен принцип сохранения налоговой базы.
Одной из задач реформы финансовой системы в России было превращение бюджетного механизма в эффективный инструмент социально-экономической политики. До сих пор бюджетному механизму в системе экономических регуляторов отводится второстепенная роль: он предназначен в основном для финансирования государственного аппарата, поддержания минимальных государственных социальных гарантий и минимальной бюджетной обеспеченности.
В качестве инструментов налогового регулирования деятельности предпринимателей в России используются специальные режимы налогообложения: пониженные ставки, налоговые льготы для определенных категорий налогоплательщиков, перенесение сроков уплаты налогов и сборов на более поздний срок и др. Однако некомпетентное использование таких инструментов, игнорирование специфики социально-экономического развития России снизили их эффективность.
Реальная налоговая нагрузка по отраслям экономики неравномерна. В выгодных условиях находятся финансовая сфера, сферы торговли и обслуживания, в которых срок оборота капитала меньше и окупаемость затрат быстрее, чем в производственной. При высоком уровне доходов банковская сфера имеет низкую налоговую нагрузку (около 4% всех налоговых поступлений), в то время как доля промышленности составляет около 40%. В сельском хозяйстве, несмотря на наличие налоговых льгот, доля расходов на уплату налогов сельскохозяйственных товаропроизводителей почти в два раза превышает аналогичные расходы предпринимателей, занятых в сфере торговли и общественного питания'.
Эффективность государственной поддержки сельского хозяйства в России низкая и не обеспечивается комплексной системой мер налоговой, кредитной и ценовой политики. Кредитная политика не учитывает негативных последствий инфляции для предпринимателей, предлагая краткосрочные кредиты, которые неприемлемы в сельском хозяйстве из-за естественной длительности оборота капитала. Диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией также обусловил непривлекательность бизнеса в сельском хозяйстве. Вследствие указанных причин наиболее привлекательным стал бизнес в сфере торговли и обслуживания населения, а не в производстве.
- Глава 15
- 15.1. Развитие налоговой системы
- 1 Сидорова и. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. 2003. -№!. - с. 73-74.
- 16.1. Сущность и функции кредита
- 16.3. Развитие форм кредита
- 16.4. Становление кредитной системы. Этапы развития российской банковской системы
- 16.5. Проблемы развития банковской системы Российской Федерации в современных условиях
- Глава 17
- 17.1. Особенности спроса и предложения на денежном рынке
- 1 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2002: Статистический сборник. Госкомстат России. — м., 2002.
- 1 См.: Игнатьев см. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации//Деньги и кредит. 2003. — № 5. — с. 13.
- 1 Коэффициент монетизации — это отношение объема денежной массы в обращении к номинальному объему ввп.
- 1 См.: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000 г. I: Пер. С англ. - м., 2000. - с. 138.
- 18.1. Инфляционный характер трансформирующейся экономики: причины инфляционных процессов и их консервации
- 18.2. Антиинфляционная политика в странах с переходной экономикой
- 18.3. Новая ситуация в России
- Глава 19
- 19.1. Противоречия социальной трансформации и их отражение в экономической теории
- 1 Источник: данные Госкомстата рф/ http://www. Zanas.Ru/dep/income/ stat./ ind.Html