logo
продолжение2

18.3. Новая ситуация в России

Наметившийся экономический рост сформировал естественный процесс противодействия инфляции. Он включает несколько стаби­лизационных блоков.

  1. Развитие реального сектора экономики привело к увеличению товарного предложения, что усилило позиции стабилизационных процессов.

  2. Курс правительства на снижение налогового бремени, соеди­ненный с более действенным валютным контролем, вызвал умень­шение оттока капитала из страны. Этот факт вселяет надежды на дальнейшую активизацию инвестиционного процесса. Значит, ан­тиинфляционное давление со стороны роста предложения и дальше должно укрепляться.

  3. Экономический рост привел к увеличению кредитных ресурсов коммерческих банков, что позволило им проводить стратегию фи­нансирования экономического роста. Чем активнее будет проходить этот процесс, тем сильнее станет воспроизводиться антиинфляци­онный процесс. В то же время увеличение предложения денег соз­дает базу для снижения уровня банковского процента, что станет стимулировать инвестиционный спрос и способствовать дальней­шему росту товарного предложения.

  4. Складывающиеся антиинфляционные тенденции развития внутреннего рынка получили подкрепление во внешнеэкономической сфере. Внешнеэкономические факторы хозяйственной конъюнктуры, ранее обесценивающие национальную валюту, теперь стали работатьна укрепление курса национальной валюты. Возрос активный торго­вый баланс за счет увеличения объемов экспорта и повышения ми­ровых цен на него, уменьшился отток национального капитала.

Однако определенные стороны взаимоотношения России с ос­тальным миром могут создавать инфляционные угрозы. Их могут спровоцировать:

• расширяющийся импорт после вступления в ВТО;

• возможная уступка требованиям со стороны международных организаций повысить внутренние цены на энергоносители.

Вступление России в ВТО будет означать подчинение правилам этой организации в отношении величины таможенных пошлин. Их придется снизить до уровня 3,8% от таможенной цены. В России этот уровень значительно выше. Снижение таможенных пошлин будет стимулировать приток импортных товаров. В таких условиях обмен растущих доходов на товарную массу будет происходить все больше на основе разбухающих импортных потоков17. Подобная си­туация естественно укрепит пассивные позиции торгового баланса и будет оказывать давление на понижение курса национальной ва­люты. Результатом действия этих процессов станет укрепление ин­фляционных сил в экономике.

Международные организации, оценивающие позиции страны на внешних рынках, отмечают относительно низкий уровень цен экспор­тируемой электроэнергии. Они рекомендуют их увеличить, считая, что Россия завоевывает рынки с помощью демпинга. Подобный упрек является необоснованным. Цены на российскую электроэнергию включают в качестве издержек более низкую по сравнению с Европой заработную плату. Непонятно, почему в угоду своим конкурентам Рос­сия должна увеличить свои внутренние цены на продукцию базовой отрасли. Естественно, подорожание электроэнергии приведет к волне инфляции издержек. Мы с трудом от нее избавились, с тем чтобы опять надеть на себя подобную экономическую петлю.

К таким же результатам приведут рекомендации осуществить структурный маневр за счет снижения ценового пресса, который испытывает так называемый нерыночный сектор, к которому отно­сят естественные монополии. Либерализация этого рынка должна привести к росту цен на его продукцию, в том числе на газ и элек­троэнергию. Значительное увеличение тарифов на электроэнергию (в два раза против уровня 2001 г.) и на газ (в 2,5 раза) даст мощный стимул для инфляции издержек и приведет к увеличению убыточ­ности многих предприятий, к приостановке инвестиционного про­цесса в тех структурах, где он начался. Страна получит инфляцию, отягощенную спадом производства.

Одновременно в развитии стабилизационных антиинфляцион­ных блоков имеются существенные резервы. Отметим важнейшие, связанные с развитием внутреннего рынка.

  1. Правительство не смогло сформировать эффективную форму сбережений населения. Значительная часть из них не участвует в де­нежном обороте, что существенно обескровливает кредитные ресур­сы коммерческих банков, удорожает кредит и делает его малодос­тупным. Процесс насыщения товарного предложения как фундамен­тальная антиинфляционная мера серьезно замедляется.

  2. Не удалось создать механизма перераспределения накоплений из высокорентабельного экспортного сектора в отрасли, работающие на внутренний рынок. Конкурентоспособность внутреннего сектора без инвестиций может только падать. В этих условиях увеличение дохо­дов, сопровождающее рост ВВП, будет покрываться импортом, кото­рый потянет за собой инфляционный шлейф повышающихся цен. Механизм межотраслевого перераспределения доходов должен обес­печить диверсификацию отечественного производства, его устойчи­вость и антиинфляционную направленность. Подобные задачи ре­шать исключительно либеральными методами невозможно. Они должны опираться на структурные реформы.

  3. Не удалось создать эффективное антимонопольное регулирование экономики, которое обладает и антиинфляционным действием. Между тем потребность в этом направлении экономической политики воз­растает, поскольку расширение емкости совокупного спроса, харак­терное для экономического роста, создает более широкие возможно­сти для монополистических структур по взвинчиванию цен. Пока же антимонопольная политика замкнута процессом регулирования есте­ственных монополий, что явно недостаточно. Врастание властных структур в частный бизнес, которое сейчас наблюдается, делает ан­тимонопольную политику беззубой, поскольку она старается избегать конфликтов с властью. Население будет расплачиваться за это поте­рями в благосостоянии за счет более высоких цен.

Итак, борьба с инфляцией в условиях экономического роста пе­рестала замыкаться исключительно монетарными направлениями. Лозунг «структурную инфляцию могут победить структурные рефор­мы» стал актуальным.