1 Источник: данные Госкомстата рф/ http://www. Zanas.Ru/dep/income/ stat./ ind.Html
В современной экономической теории существует несколько точек зрения на способы преодоления этих противоречий в трансформирующейся экономике.Либеральная концепция. Ученые и политики, придерживающиеся либеральных взглядов, счыа^т, что разрешение данного противоречия возможно только путем раскрытия социальных преимуществ рынка. Социальные эффекты конкурентного рынка, по образному выражению создателя концепции социального рыночного хозяйства А. Мюллер-Армака, «всегда вызывали удивление», что было вызвано способностью рынка как нейтрального к социальным ценностям механизма содействовать балансу интересов разрозненных экономических субъектов и приводить к росту благосостояния общества в целом20.
Такой подход позволяет рассматривать социальные эффекты рынка как побочные эффекты в функционировании безразличного к этическим нормам рыночного механизма, когда экономические субъекты, рассчитывая на один результат (личная выгода), в итоге взаимодействия получают более расширенный и весомый результат в виде роста не только личного, но и общественного благосостояния.
Синергический социальный эффект конкурентного рынка, благодаря которому в развитых странах был достигнут исключительно высокий уровень индивидуального и общественного благосостояния, объясняется как координационной эффективностью рынка, так и его эффективностью распределения, которая позволяет ему так распределять ограниченные ресурсы, чтобы достигать при помощи свободного ценообразования максимального выпуска необходимой потребителям продукции, наиболее полно удовлетворяющей их потребности, при минимальных альтернативных издержках.
В результате такого распределения ресурсов в соответствии с равнодействующей потребностей всех членов общества достигаются наиболее оптимальные при данных ресурсах параметры индивидуального и общественного благосостояния, или, другими словами, достигается социальная эффективность рынка в потреблении. С данным социальным измерением рынка, несмотря на многочисленные разногласия по другим вопросам, согласны ученые практически всех направлений экономической теории. Большинство из них считают, что рыночную экономику уже только потому следует характеризовать как социальную, что ее конкурентный механизм ориентирован на удовлетворение потребностей людей. Это отвечает как фундаментальной цели экономики, так и ее гуманной цели — производству достаточного количества товаров и услуг, необходимых для достойного существования человека, поскольку, по словам основателя ор-долиберального направления в экономической теории В. Ойкена, «...смягчение напряженности между потребностями и их удовлетворением...всегда соответствует общему интересу»21.
Основываясь на данных взглядах, неолибералы считают, что в условиях трансформирующейся экономики уже достигнуты существенные результаты по решению проблемы благосостояния и достигнута ситуация Парето-улучшения, когда вследствие проведенных рыночных реформ происходит улучшение благосостояния всех индивидов. Так, один из первых западных исследователей феномена переходной экономики А. Ослунд писал: «Благосостояние людей улучшается, поскольку с введением рыночной экономики уменьшаются затраты на поиски товаров и стояние в очередях..., а также за счет более гуманного распределения ресурсов, при котором большая часть направляется на потребление...»22.
Для того чтобы обосновать данную точку зрения на фоне явного ухудшения практически всех показателей уровня жизни (доходы населения и его денежные сбережения, оплата труда, занятость, потребление материальных благ и услуг и др.), либералы прибегают к альтернативным оценкам благосостояния. Они считают, что сравнение текущего уровня благосостояния с его дореформенным уровнем в развитых рыночных странах является методологической ошибкой. Необходимы сравнения с той ситуацией, в которой общество оказалось бы не проводя рыночные реформы, или с той, к которой ее привела бы лучшая альтернативная политика при тех же стартовых условиях. «Тогда было бы противоестественно отвергать конкретную политику только потому, что ее реализация сопровождалась ухудшением ситуации в какой-либо области», — считает «отец» польских реформ Лешек Бальцерович23.
Обобщим представления о результатах первого десятилетия радикальных реформ с точки зрения динамики благосостояния представителей различных направлений западной неоклассической науки (монетаристов, неолибералов и др.), которые настаивают на том, что нельзя воспринимать даже промежуточные результаты рыночных реформ как однозначно ухудшившие благосостояние граждан по сравнению с началом реформ, так как:
1) существуют значительные группы населения, которые улучшили свое благосостояние при переходе к рынку. Это наиболее инициативные, образованные, предприимчивые люди, которые воспользовались преимуществами рыночной системы, дающей больший выбор сфер деятельности, приложения способностей и капитала, по сравнению с централизованной экономикой, в которой их доходы были фиксированы единственным работодателем — государством;
все потребители бе^ исключения также повысили свое благосостояние, поскольку устранение дефицита товаров и услуг привело к возможности расширения потребительского выбора, а следовательно, и к повышению уровня удовлетворения потребностей. В условиях роста цен данное преимущество рынка также сохраняется, поскольку соблюдается критерий равнодоступности благ для всех, в то время как в условиях дефицита только отдельные группы граждан (партийная номенклатура, торговые работники) имели доступ к дефицитным благам;
в области образования люди имеют большую свободу выбора средних и высших учебных'заведений, методик обучения, учебных предметов, курсов профессионального обучения и переподготовки, что позволяет им принимать самостоятельные решения относительно будущей работы, квалификации, профессии в соответствии со сложившейся конъюнктурой на рынке труда, и тем самым воздействовать на свою потенциальную производительность, регулируя будущий доходный статус;
в области медицины расширившийся спектр частных и государственных услуг, улучшение качества обслуживания за счет возросшей конкуренции приводят к росту эффективности потребления этих услуг, что также увеличивает благосостояние граждан в переходный период;
низкое качество данных, касающихся измерения реальных доходов, и серьезные пробелы в статистике уровня жизни занижают данные о положительных сдвигах в благосостоянии граждан в странах с трансформирующейся экономикой;
официально отрицается тот факт, что проблема бедности существовала в значительных объемах и в централизованно управляемой экономике, поэтому нельзя всю вину за рост бедности возлагать на рыночные реформы.
Этатистская (государственная) концепция. Оппоненты либеральных взглядов на результаты рыночных реформ считают, что снижение всех показателей благосостояния (ВВП на душу населения, реальных доходов населения, качества жизни) при росте показателей неравенства в распределении доходов свидетельствует о Парето-неопределенном состоянии экономики в области благосостояния после трансформационных сдвигов, когда одни группы населения улучшили свое благосостояние за счет других. Так, если в России до начала реформ в 1990 г. 20% самых состоятельных граждан присваивали 29,2% всех доходов, а 20% беднейшего населения — 9,8%, то к 2002 г. доля верхних 20% в совокупных доходах возросла до 47%, а нижнего снизилась до 5,9%'.
1' Российский экономический журнал. 1995. — № 2. — С. 48.
2 ЭКО. 1996. - № 8. - С. 97,98.
3 Российский экономический журнал. 2000. — № 1. —С. 59.
4 Эксперт. 1996. - № 2. - С. 20.
5 Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 6. — С. 130.
6 Ильин A.B. Сохранение налоговой базы — отраслевой принцип Российского налогового законодательства // Финансы. 2003. — №9. — С. 28.
7 Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге // Экономист. 2003. С. 46.
8 См.: Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1998 год//Вопросы экономики. 1997. — № 12. — С. 44.
9 Кейнс Дж.М. Избранные произведения. — М.: Экономика, 1993. — С. 453.
10 См.:Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000 г. I: Пер. с англ. - М., 2000. - С. 138.
11 См.: Социально-экономическое положение России: январь—июль 2003 года. — М.: Госкомстат, 2003. - С. 208.
12См.: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2002 г. IV: Пер. с англ. - М., 2002. - С. 169.
13 См.: Илларионов А. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики. 1996. — № 12.
14 См.: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2002 г. IV: Пер. с англ. - М., 2000. — С. 167.
15 Выступление Председателя Банка России С.М.Игнатьева на IV Международной научной конференции «Модернизация экономики России: социальный контекста/Деньги и кредит. 2003. — № 8. — С. 4.
16 См.: Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. — М.: изд. МГУ, ИНФРА-М, 1997. - С. 597.
17 Имеющиеся прогнозы на 2005 г. отмечают, что темп роста импорта составит 110% темпов роста ВВП в долларовом выражении. См.: Вопросы экономики. 2003. — № 5. — С. 38.
18 От кризиса к росту (опыт стран с переходной экономикой). — М., 1998. — С. 34.
19 Человеческие и социальные индикаторы экономического развития. — М., 2002. — С. 16.
20 Мюллер-Армак А. Принципы социального рыночного хозяйства. В кн.: Социальное рыночное хозяйство. — СПб., 1999. — С. 269.
21 Ойкен В. Основные принципы экономической политики. — М., 1995. — С. 121.
22 Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России. — М., 1994. — С. 136.
23 Бальцерович Л. Социализм, капитализм, трансформация. — М., 1999. — С. 267.
' Российский статистический ежегодник. — М., 2002. — С. 67.
- Глава 15
- 15.1. Развитие налоговой системы
- 1 Сидорова и. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. 2003. -№!. - с. 73-74.
- 16.1. Сущность и функции кредита
- 16.3. Развитие форм кредита
- 16.4. Становление кредитной системы. Этапы развития российской банковской системы
- 16.5. Проблемы развития банковской системы Российской Федерации в современных условиях
- Глава 17
- 17.1. Особенности спроса и предложения на денежном рынке
- 1 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2002: Статистический сборник. Госкомстат России. — м., 2002.
- 1 См.: Игнатьев см. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации//Деньги и кредит. 2003. — № 5. — с. 13.
- 1 Коэффициент монетизации — это отношение объема денежной массы в обращении к номинальному объему ввп.
- 1 См.: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000 г. I: Пер. С англ. - м., 2000. - с. 138.
- 18.1. Инфляционный характер трансформирующейся экономики: причины инфляционных процессов и их консервации
- 18.2. Антиинфляционная политика в странах с переходной экономикой
- 18.3. Новая ситуация в России
- Глава 19
- 19.1. Противоречия социальной трансформации и их отражение в экономической теории
- 1 Источник: данные Госкомстата рф/ http://www. Zanas.Ru/dep/income/ stat./ ind.Html