logo
продолжение2

1 См.: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000 г. I: Пер. С англ. - м., 2000. - с. 138.

Информационный эффект данного решения для участников фи­нансового рынка состоит в том, что задается тенденция стоимости кредитных ресурсов. Банк России осуществлял данные меры в целях стимулирования кредитования коммерческими банками и инвесто­рами реального сектора экономики. Правда, нельзя не учитывать, что в современных условиях ставка рефинансирования оказывает ограниченное влияние на уровень процентных ставок в экономике России.

Влияние Банка России на процентные ставки в настоящее время в основном ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по совершенствованию банковской системы. Вместе с тем в международной практике хорошо известны и другие эффективные регуляторы денежных потоков.

Несбалансированность денежного рынка в трансформирующейся экономике, относительно слабое развитие рыночных инструментов регулирования также требуют непосредственного государственного регулирования процентных ставок и денежных потоков. Необходи­мость в использовании данной формы регулирования уменьшается по мере достижения макроэкономического равновесия, сбалансиро­ванного развития финансового и реального секторов экономики.

Массовое бегство капиталов из России, низкий уровень инвести­ций в реальном секторе являются следствием недостаточно активной политики государства по организации денежных потоков в нацио­нальной экономике. Прирост денежного предложения определяется в значительной степени размерами утечки капиталов. Последняя ока­зывает понижательное давление на курс национальной валюты и по­вышает темпы инфляции. Поэтому беспрепятственный отток капи­талов накладывает существенные ограничения на размеры допусти­мой денежной эмиссии.

Развитые и развивающиеся страны накопили интересный опыт в данной области. Во Франции и Японии после Второй мировой вой­ны, в Индии, Китае и странах Юго-Восточной Азии утечка капита­лов пресекалась в целях аккумулирования и инвестирования нацио­нального капитала. Это позволило обеспечить в дальнейшем эконо­мический рост. Более того, многие страны Юго-Восточной Азии ввели ограничения не только на вывоз, но и на ввоз спекулятивно­го капитала.

Для стран с переходной экономикой данные ограничения необхо­димы, поскольку действия глобальных спекулянтов, направленные на получение сверхприбылей на основе дестабилизации рынка ценных бумаг, могут иметь серьезные последствия для экономики целых стран.

Ввоз иностранного спекулятивного капитала создает повыша­тельную волну на рынке ценных бумаг, что провоцирует повышение реального обменного курса национальной валюты. Иностранные спекулянты скупают национальные активы в начальной фазе «при­лива» и продают их в ее конечной фазе, обменивают возросший ка­питал на свободно конвертируемую валюту и вывозят ее из страны. За «приливом» следует массовое обесценение национальных ценных бумаг, девальвация национальной валюты. Иностранный спекуля­тивный капитал возвращается для скупки дешевых активов и опять начинает игру на повышение. В результате рынок ценных бумаг, ва­лютный рынок и положите экономики в целом дестабилизируются.

Каналы денежного предложения должны быть переориентированы на подъем инвестиционной активности и стимулирование экономи­ческого роста. Денежная эмиссия должна авансировать экономиче­ский рост. В настоящее время объем допустимого роста денежной массы рассчитывается пропорционально прогнозируемому увеличе­нию ВВП и обратно пропорционально ожидаемым изменениям ско­рости обращения денег. Вместе с тем как увеличение ВВП, так и скорость денежного обращения, в свою очередь, зависят от механиз­ма денежной эмиссии. Поэтому в расчет допустимого роста денеж­ной массы целесообразно ввести изменения, обусловленные обрат­ным влиянием прироста денежной массы на динамику ВВП и ско­рость денежного обращения. Величина денежной массы должна пла­нироваться дифференцированно по различным каналам денежного предложения.

Денежная эмиссия должна вестись по четырем основным каналам:

До недавнего времени в России использовались в основном пер­вые два канала, что замыкало денежную эмиссию на сферу финансо­вых спекуляций с высокой скоростью обращения денег. Поэтому де­нежная эмиссия сразу вызывала поступление дополнительных средств на спекулятивные валютно-финансовые рынки, что оказывало по­нижающее давление на курс рубля и увеличивало темпы инфляции.

В отличие от первых двух каналов два других не дают столь ощу­тимого давления на курс рубля и роста инфляции. Денежная эмис­сия на финансирование бюджетного дефицита, даже если она идет на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, вызы­вает увеличение спроса преимущественно на товары и лишь в малой доле — на приобретение валюты. Повышение совокупного спроса в условиях низкой загруженности производственных мощностей при условии проведения эффективной антимонопольной политики должно дать прежде всего импульс к расширению производства, и в значительно меньшей мере — к повышению цен.

Минимальный инфляционный эффект может дать денежная эмиссия, направляемая на финансирование производственных инве­стиций через кредитование институтов развития, поскольку скорость оборота эмитируемых денег будет соответствовать производственно­му циклу изготовления соответствующего оборудования.

Таким образом, денежно-кредитная политика переходной эконо­мики должна быть нацелена на подъем инвестиционной активности в реальном секторе. В сфере денежного предложения должны быть созданы каналы и механизмы притока капиталов в данный сектор, поскольку инвестиции в производственной сфере осуществляются В основном путем самофинансирования, а этого недостаточно для обеспечения устойчивого роста.

Денежное предложение должно обеспечивать необходимый объем кредитных ресурсов по процентным ставкам, доступным для реаль­ного сектора. Данный ориентир денежно-кредитной политики в большей степени соответствует инвестиционной ориентации, чем монетаристские методы планирования денежного предложения по­средством установления количественных показателей прироста де­нежной базы. При спаде производства планирование денежной базы на основе экстраполяционного прогноза динамики производства мо­жет способствовать углублению кризиса, поскольку сжатие реальной денежной массы и рост процентных ставок провоцируют кризис пла­тежей, усиливают демонетизацию экономики и тем самым еще более подавляют инвестиционную активность.

Поэтому предпочтителен механизм денежного предложения, ос­нованный на установлении ориентировочных уровней процентных ставок. Объем денежного предложения должен обеспечивать данные уровни. Последние не должны превышать уровень доходности про­изводственной сферы, поскольку только в этом случае кредиты будут доступны реальному сектору.

Правда, следует учитывать, что данная методология предложе­ния денег таит в себе опасность повышения темпов инфляции в результате наводнения экономики дешевыми деньгами, концентри­рующимися в секторе доходных финансовых спекуляций и не иду­щих в реальный сектор. Поэтому необходимы меры, ограждающие экономику от подобных последствий.

Механизм денежного предложения, основанный на регулировании процентных ставок, должен способствовать устранению диспропорций в национальной экономике, которая проявляется в различной рента­бельности секторов экономики. Для этого следует использовать льгот­ные кредиты для отраслей с низким уровнем рентабельности, таких, как сельское хозяйство, легкая промышленность, транспортное маши­ностроение, а также льготное кредитование инвестиционных проектов.

В целом совершенствование системы денежного регулирования предполагает:

• снижение доходности государственных ценных бумаг до уров­ня, не превышающего уровень рентабельности в реальном секторе.

17.3. Валютный курс — один из приоритетов макроэкономической политики

По мере реформирования национальных денежно-кредитных систем происходило усиление роли валютного курса как одного из приоритетов макроэкономической политики. Оно ббусловлено сле­дующими причинами.

  1. Валютный курс призван смягчить негативные последствия реформы внешней торговли. Снижение курса национальной валю­ты ведет к удорожанию импортных товаров. Это согласуется с по­литикой либерализации внешней торговли, отменой количествен­ных ограничений на импорт.

  2. Динамика валютного курса в значительной степени способст­вует выравниванию баланса по текущим операциям и платежного ба­ланса в целом, что нередко составляет для стран с трансформирую­щейся экономикой достаточно острую проблему. Либерализация цен сопровождается усилением инфляционных процессов, что ведет к по­тере конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рын­ках. В этих условиях девальвация национальной валюты способствует восстановлению конкурентоспособности отечественных товаров.

Вместе с тем в случае девальвации национальной валюты в импор-тозависимой экономике можно ожидать увеличения издержек отечест­венных изготовителей, использующих импортное сырье. Следствием этого будут повышение темпов инфляции, снижение конкурентоспо­собности отечественных товаров, ухудшение состояния баланса теку­щих операций. Восстановить конкурентоспособность помогут только решение стратегической задачи повышения инвестиционной активно­сти в национальной экономике, ее отраслевая перестройка, обеспече­ние устойчивого роста. Поэтому следует учитывать, что девальвация национальной валюты служит сильнодействующей тактической ме­рой, приемлемой только для определенных экономических условий.

3. Поскольку равновесный валютный курс является результатом взаимодействия спроса и предложения на валютном рынке, его важ- ной функцией в условиях трансформирующейся экономики служит восстановление нормального соотношения цен, избавление от пере- косов в данной сфере, унаследованных от командно-администра- тивной системы.

Либерализация внешней торговли призвана оказать положительное влияние на отечественного изготовителя, поскольку ориентирует его на мировые цены, которые он вынужден теперь учитывать при реше­нии вопросов о том, что производить, в каких количествах и по каким ценам предлагать на рынке. Это касается производителей не только товаров, непосредственно являющихся объектом международной тор­говли, но также производителей, имеющих с ними производственные связи. Так, постепенно структура цен в национальной экономике пе­рестраивается в соответствии с мировой структурой относительных цен. Валютный курс в данном процессе играет немаловажную роль, поскольку через него мировой уровень цен выражается в националь­ной валюте.

4. Для трансформирующейся экономики особенно важна ста­бильность валютного курса. Она в значительной степени определяет состояние экономики в целом, поскольку оказывает существенное влияние на все основные макроэкономические показатели. От нее зависят характер инфляционных ожиданий экономических субъек­тов, инвестиционный климат в стране и т.д. Правильность выбора режима валютного курса в значительной степени определяет воз­можность преодоления переживаемых экономикой трудностей.

К факторам, оказывающим влияние на выбор режима валютно­го курса, относятся: уровень экономического развития страны; раз­меры валютных резервов; зависимость от внешней торговли; сте­пень открытости экономики для иностранного капитала и т.д.

Как показывает мировой опыт, для небольших открытых эко­номик стран с высокой долей внешнеторгового оборота целесооб­разно применять фиксированный валютный курс. Для крупных за­крытых экономик с относительно высоким уровнем развития, сба­лансированной отраслевой структурой предпочтительнее гибкий валютный курс.

Вместе с тем следует учитывать, что та или иная система валют­ного регулирования может эффективно использоваться только в условиях тесной координации с другими денежно-кредитными и фискальными рычагами государственного регулирования.

Правильный выбор режима валютного курса в трансформирую­щейся экономике особенно важен потому, что ошибки в решении данного вопроса могут ухудшить и без того сложную экономиче­скую ситуацию в стране. Решение данного вопроса затруднено от­сутствием в некоторых государствах не только валютных рынков и, соответственно, опыта их регулирования, но даже полноценной на­циональной валюты.

Кроме того, в большинстве стран начало рыночного реформи­рования, когда возникает острая необходимость в адекватном но­вым условиям валютном регулировании, как правило, сопровожда­ется экономическим кризисом. Происходит разрушение сложив­шихся производственных связей, сокращается общий объем произ­водства. Это неизбежно влечет обострение ситуации во внешнеэко­номической сфере. Конкурентоспособность отечественной продук-

,аиіС ТОрГОВЬіе СВЯЗИ, ПОЭТоМд,

ции снижается, нарушаются устойчивы ^ платежног0 баланса сокращается экспорт, что ухудшает ^екватного регулировании В данной ситуации велико значение- воздеиствия государств, валютного курса как мошцого инстрУ^ ПОНижение курса На на состояние платежного баланса, поск иях стимулирует экс* циональной валюты при прочих равНЬ1Л '

порт и сокращает импорт. активно проводилась де

В начале проведения рыночных Ре<р0КуЛучШения состояния пла~ вальвация национальных валют в ис^« есгвенно система мн0Же~ тежного баланса. Использовалась пре^-экспортеров в неравное по" ственных валютных курсов. Она ставила вы ^ цто сокра1а " ложение, побуждала их скрывать вал«°™ и тем самым СПОсобство приток валюты в государственные реЗеР"

вало расцвету «черного» рынка валют»- валютных курсов к СИСт

Переход от системы множественные от указанных негатиа гибкого валютного курса позволил и*»» тию валютного рынк*" ных моментов. Он дал мощный толЧ°к равный доступ на него. ' поскольку открыл экономическим агеН^экономике ИСПОЛЬзУется ре

В настоящее время в отечественН ость Банка России н " жим плавающего валютного курса. колебаний курса рубля й правлена на сглаживание значительные уровне, необходимом поддержание золотовалютных резервов .„о-кредитной политике обеспечения доверия к проводимой Ле%оссии в целях снижения де

В числе мер, предпринятых Банком проведение Единой торгсГ вальвационных ожиданий, можно наз^ евного отклонения курс" вой сессии с введением предельного ^уется необходимостью обе<Г рубля. При этом Банк России руководи по текущим операция^ печения свободной конвертируемости Р. ля направлены в больше* Меры валютного регулирования и *°н Гвоза капиТала из страны. 5 степени на ограничение незаконного »* добиться существенно^ результате проведения данных мер Неторговым каналам, а так*" сокращения утечки капиталов по ^не фпя 0т инфляции, некоторого отставания динамики курсаі р. & рубля ^ первуК) п

Динамика золотовалютных резерву ительной стабилизации ' ловину 2000 г. свидетельствовала об ности на будущее. Стабили валютной сфере и создании резерва ™исчет прямого вмешательст," зация была достигнута не столько 3* котор0е могло быстро чст<Г Банка России в ход валютных торгОв> связывания избыточной руе" щить золотовалютные резервы, а путем ь неоправданНо высокий левой ликвидности, что позволило сн

спрос на иностранную валюту. резервов позволило в щВ;

Так, повышение нормы обязатель»ь ^ давящую на валютный ре 2000 г. снизить свободную ликвИД ений экспортной ВЦру. рынок, на 20 млрд руб. Увеличение г,ик/

ки на ММВБ в условиях, когда спрос на иностранную валюту исхо­дил преимущественно от Банка России, позволило ему активно на­ращивать золотовалютные резервы. К концу марта 2000 г. золотова­лютные резервы страны возросли более чем на 40%. Благодаря этому России впервые за последние годы удалось достичь положительного показателя по чистым международным резервам в размере 0,5 млрд долл. США. На начало мая 2000 г. данный показатель возрос более чем в семь раз. Это означает, что золотовалютные резервы Банка Рос­сии и резервы Правительства РФ превысили обязательства России перед Международным валютным фондом, причем собственные российские валютные резервы возрастают. В дальнейшем эта пози­тивная тенденция продолжилась. Только за первые три месяца 2003 г. золотовалютные резервы увеличились более чем на 7 млрд долл., тогда как предполагалось, что на данную величину они возрастут за весь 2003 г.15

В целом проводимая валютная политика способствовала дости­жению относительно устойчивого равновесия между спросом на иностранную валюту и ее предложением на внутреннем валютном рынке. Наметившаяся стабилизация в валютной сфере позволила в 2000 г. проводить политику снижения ставки рефинансирования, которая задает тенденцию стоимости кредитных ресурсов. Повыше­ние доступности кредитов должно способствовать оживлению ре­ального сектора и, в конечном счете, дальнейшему увеличению зо­лотовалютных резервов.

Существуют предпосылки сохранения позитивных тенденций на валютном рынке. К ним относятся стабилизация высокого уровня цен на нефть на мировых рынках, позволяющая и в дальнейшем активно наращивать золотовалютные резервы государства, а также эффективная работа Банка России по недопущению спекулятивных атак на российский рубль.

В современных условиях Банк России при проведении денеж­но-кредитной и валютной политики стремится к достижению двух основных целей: к снижению инфляции и недопущению резкого укрепления реального курса рубля, что может привести к ухудше­нию условий для развития реального сектора экономики и сниже­нию темпов экономического роста. В силу определенной противо­речивости этих целей необходимо находить оптимальный баланс для их достижения.

ИНФЛЯЦИЯ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ СДЕРЖИВАНИЯ

В условиях трансформирующейся экономики инфляция особо опасна как для социальной, так и для экономической жизни об­щества. Как и инфляция развитого рынка, она имеет свои осо­бенности, порождаемые спецификой незрелого рынка и накоп­ленными деформациями предшествующей эпохи. Все это следует учитывать при выработке антиинфляционных мер.