logo
продолжение2

16.4. Становление кредитной системы. Этапы развития российской банковской системы

Основу кредитной системы составляет банковская система. Она представляет собой совокупность банков национальной экономики, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом и с внешней средой. В развитых странах структура кредитной системы много­уровневая.

Переход к кредитной системе, основанной на рыночных прин­ципах, в России начался с банковской реформы 1987—1990 гг. Цель реформы — отказ от монополии государства, формирование усло­вий для преобразования существующих и создания новых банков­ских институтов.

На первом этапе банковской реформы в 1987 г. сформировалась система специализированных банков, включающая Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк, которые различались видами деятельности, сферами привлечения и размеще­ния кредитных ресурсов.

Госбанк был преобразован в Центральный банк. Важнейшими функциями его стали укрепление денежного обращения в стране, обеспечение устойчивости и покупательной способности рубля, про­ведение денежно-кредитной политики, координация функций спе­циализированных банков и контроль по основным направлениям их деятельности.

Однако банковская система оставалась негибкой, сохранялось административное распределение кредитных ресурсов. По-прежнему осуществлялось простое субсидирование банками предприятий. Бан­ковская система оставалась централизованной.

Начало второго этапа реформирования банковской системы от­носится к 1988 г. Он ознаменовался возникновением новой банков­ской системы России, что было обусловлено рядом причин: зарож­дением и становлением рыночной экономики; прибыльностью бан­ковского бизнеса; стремлением регионов усилить независимость от центра; попыткой легализовать капиталы теневой экономики; поис­ком каналов для перевода средств за границу. Банковская система России превратилась в ^>луровневую, включающую Центральный банк (Банк России) и разветвленную сеть коммерческих банков.

Затем получает развитие третий уровень российской кредитной системы: небанковские кредитно-финансовые институты. Сегодня он в основном представлен страховыми компаниями и пенсионными фондами.

Страховые компании в России динамично развиваются. Появ­ление первых частных страховых компаний в стране относится к 1988 г. Их статус был определен федеральным законом «О страхова­нии». В 2002 г. была принята Концепция развития страхования в Российской Федерации, разработаны важные документы, направ­ленные на развитие страхования, совершенствование государствен­ного регулирования страховой деятельности.

К настоящему времени получил развитие рынок страховых услуг. На нем в начале 2003 г. действовали 1390 страховых компаний. В об­щем объеме страховых услуг около 40% составляет обязательное стра­хование. Что касается страхования жизни, то этот сегмент страхового рынка находится в зачаточном состоянии. Следует отметить неравно­мерное распределение страховых компаний по стране.

Активные позиции на финансовом рынке занимают государствен­ные и частные (негосударственные) пенсионные фонды — НПФ. Еже­годные доходы государственного пенсионного фонда весьма внуши­тельны. Они составляют до 50% величины федерального бюджета РФ. НПФ аккумулируют средства индивидуальных вкладчиков для после­дующих портфельных инвестиций. После кризиса 1998 г. основным объектом инвестирования стали корпоративные ценные бумаги.

Кризис был вызван комплексом внутренних и внешних причин. Важнейшая из внутренних причин состояла в том, что коммерче­ские банки оказались в решающей зависимости от состояния сис­темы государственных финансов, характеризующейся хронической нестабильностью. Бюджетный дефицит воспроизводился из года в год, что было связано с сокращением финансовой базы в результате падения объема ВВЦ, широко распространившейся практикой не­платежей в бюджет, плохой собираемостью налогов, сокрытием значительной части доходов от налогообложения. Это обусловило необходимость заимствования средств на внутренних и внешних рынках для финансирования дефицита госбюджета.

Функции механизма неинфляционного финансирования бюд­жетного дефицита стал выполнять рынок государственных кратко­срочных облигаций (ГКО). Находящиеся на расчетных и текущих счетах в коммерческих банках денежные активы предприятий, скон­центрированные в Сбербанке сбережения населения, а также эмис­сионные ресурсы Центрального банка направлялись преимуществен­но на операции с государственными ценными бумагами. Центробанк и правительство гарантировали высокую доходность вложений в ГКО. С ростом заимствований на рынке ГКО стал быстро увеличи­ваться государственный долг.

Уровень обслуживания государственного долга подобрался к кри­тической точке. Погашение выпусков государственных ценных бумаг в августе — декабре 1998 г. требовало около 20—25 млрд руб. в ме­сяц. Обязательства коммерческих банков перед иностранными кре­диторами достигли 16 млрд долл., т.е. почти сравнялись с инвалют­ными резервами Центрального банка. Экономическая политика за-.шла в тупик. В этих условиях 17 августа 1998 г. правительство объя­вило о трех группах чрезвычайных мер: введении плавающего курса рубля с его девальвацией, что обесценило госдолг; введении трехме­сячного моратория на погашение внешних долгов российских бан­ков; принудительной реструктуризации долгов по ГКО-ОФЗ.

Обострение финансового кризиса и принятые в связи с этим чрезвычайные меры вызвали банковский кризис. Доля ГКО в лик­видных активах ведущих российских банков была существенной. Эти средства оказались выведенными из обращения. Исчезла банковская ликвидность, что повергло банковскую систему в состояние комы.

В развитии банковского кризиса 1998 г. существенную роль сыг­рали и внешние причины: влияние мирового финансового кризиса, начавшегося в ноябре-декабре 1997 г., и инвестиционная зависи­мость от внешних источников.

Сильнее всего кризис ударил по крупным банкам. Ощутимые потери понесли банки, обслуживающие импортеров, мелкий и средний бизнес.

Важнейшими социально-экономическими последствиями сис­темного банковского кризиса стали: масштабное свертывание дея­тельности в наиболее рыночно «продвинутых» секторах экономики; заметное увеличение безработицы; подрыв позиций среднего класса; быстрый рост потребительских цен; существенное сокращение ре­альных доходов.

После августовского кризиса банковской системы начался совре­менный этап ее развития. На данном этапе Центральный банк пред­принимает тактические и стратегические меры по восстановлению банковской системы. К первым можно отнести проведение разовых зачетов для расшивки неплатежей, проведение многосторонних кли­рингов взаимных обязательств банков, погашение задержанных пла­тежей, выдачу банкам кредитов рефинансирования. Меры стратеги­ческого характера означали восстановление ликвидности банковской системы, увеличение капитала и ресурсной базы, создание условий, стимулирующих кредитование банками реального сектора.

Одним из основных элементов общей стратегии преодоления сис­темного банковского кризиса явилась реструктуризация банковской системы. Под реструктуризацией кредитных организаций понимается комплекс мер, направленньгх на преодоление их финансовой неустой­чивости и восстановление платежеспособности либо на ликвидацию кредитной организации в соответствии с законодательством.

Комплексная программа реструктуризации банковской системы была разработана Банком России и одобрена Правительством РФ. В соответствии с Указом Президента России организовано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Цель банков­ской реструктуризации — создание надежной, устойчивой банков­ской системы, способной не только аккумулировать и надежно хра­нить вклады населения и корпоративных клиентов, но и осуществ­лять эффективное кредитование реального сектора экономики.

Одним из направлений реструктуризации банковской системы РФ стало принятие мер по предупреждению банкротств банков. Дру­гое направление реструктуризации — отзыв лицензий у банков на осуществление банковских операций. Еще одно направление рест­руктуризации — ликвидация проблемных банков.

Главной задачей реструктуризации банковской системы была ее рекапитализация. В результате банковского кризиса 1998 г. банков­ская система потеряла 55% капитала. Низкая капитализация огра­ничивала масштабы деятельности банков, не позволяла осуществ­лять кредитование реального сектора экономики. Капитализация является одним из решающих конкурентных преимуществ, услови­ем повышения степени надежности банков и доверия к ним.

Возможны три способа рекапитализации банков: привлечение нового капитала, внесение новых средств акционерами; рост капита­ла за счет внутренних источников, за счет прибыли; увеличение ус­тавного капитала за счет переоформления обязательств банка в нем. Последний способ не требует привлечения новых средств, но и структура активов не меняется.

В целом возможности банков по мобилизации доходных источ­ников увеличения капитала весьма ограничены. Финансовые рынки не обеспечивают достаточного дохода, межбанковский рынок утра­тил спекулятивную привлекательность.

Сегодня мероприятия по реструктуризации банков, перешедших под управление АРКО после кризиса 1998 г., практически заверше­ны. Прошедшие финансовое оздоровление банки вернулись в ры­ночную среду. При этом из Книги государственной регистрации были исключены 374 банка. Основные последствия кризиса 1998 г. банковской системой преодолены.

Вместе с тем многие из поставленных целей не достигнуты. Это объясняется прежде всего тем, что уровень развития банковской системы зависит от состояния экономики в целом, степени разви­тия ее рыночных основ, структурных особенностей.