16.4. Становление кредитной системы. Этапы развития российской банковской системы
Основу кредитной системы составляет банковская система. Она представляет собой совокупность банков национальной экономики, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом и с внешней средой. В развитых странах структура кредитной системы многоуровневая.
Переход к кредитной системе, основанной на рыночных принципах, в России начался с банковской реформы 1987—1990 гг. Цель реформы — отказ от монополии государства, формирование условий для преобразования существующих и создания новых банковских институтов.
На первом этапе банковской реформы в 1987 г. сформировалась система специализированных банков, включающая Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк, которые различались видами деятельности, сферами привлечения и размещения кредитных ресурсов.
Госбанк был преобразован в Центральный банк. Важнейшими функциями его стали укрепление денежного обращения в стране, обеспечение устойчивости и покупательной способности рубля, проведение денежно-кредитной политики, координация функций специализированных банков и контроль по основным направлениям их деятельности.
Однако банковская система оставалась негибкой, сохранялось административное распределение кредитных ресурсов. По-прежнему осуществлялось простое субсидирование банками предприятий. Банковская система оставалась централизованной.
Начало второго этапа реформирования банковской системы относится к 1988 г. Он ознаменовался возникновением новой банковской системы России, что было обусловлено рядом причин: зарождением и становлением рыночной экономики; прибыльностью банковского бизнеса; стремлением регионов усилить независимость от центра; попыткой легализовать капиталы теневой экономики; поиском каналов для перевода средств за границу. Банковская система России превратилась в ^>луровневую, включающую Центральный банк (Банк России) и разветвленную сеть коммерческих банков.
Затем получает развитие третий уровень российской кредитной системы: небанковские кредитно-финансовые институты. Сегодня он в основном представлен страховыми компаниями и пенсионными фондами.
Страховые компании в России динамично развиваются. Появление первых частных страховых компаний в стране относится к 1988 г. Их статус был определен федеральным законом «О страховании». В 2002 г. была принята Концепция развития страхования в Российской Федерации, разработаны важные документы, направленные на развитие страхования, совершенствование государственного регулирования страховой деятельности.
К настоящему времени получил развитие рынок страховых услуг. На нем в начале 2003 г. действовали 1390 страховых компаний. В общем объеме страховых услуг около 40% составляет обязательное страхование. Что касается страхования жизни, то этот сегмент страхового рынка находится в зачаточном состоянии. Следует отметить неравномерное распределение страховых компаний по стране.
Активные позиции на финансовом рынке занимают государственные и частные (негосударственные) пенсионные фонды — НПФ. Ежегодные доходы государственного пенсионного фонда весьма внушительны. Они составляют до 50% величины федерального бюджета РФ. НПФ аккумулируют средства индивидуальных вкладчиков для последующих портфельных инвестиций. После кризиса 1998 г. основным объектом инвестирования стали корпоративные ценные бумаги.
Кризис был вызван комплексом внутренних и внешних причин. Важнейшая из внутренних причин состояла в том, что коммерческие банки оказались в решающей зависимости от состояния системы государственных финансов, характеризующейся хронической нестабильностью. Бюджетный дефицит воспроизводился из года в год, что было связано с сокращением финансовой базы в результате падения объема ВВЦ, широко распространившейся практикой неплатежей в бюджет, плохой собираемостью налогов, сокрытием значительной части доходов от налогообложения. Это обусловило необходимость заимствования средств на внутренних и внешних рынках для финансирования дефицита госбюджета.
Функции механизма неинфляционного финансирования бюджетного дефицита стал выполнять рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Находящиеся на расчетных и текущих счетах в коммерческих банках денежные активы предприятий, сконцентрированные в Сбербанке сбережения населения, а также эмиссионные ресурсы Центрального банка направлялись преимущественно на операции с государственными ценными бумагами. Центробанк и правительство гарантировали высокую доходность вложений в ГКО. С ростом заимствований на рынке ГКО стал быстро увеличиваться государственный долг.
Уровень обслуживания государственного долга подобрался к критической точке. Погашение выпусков государственных ценных бумаг в августе — декабре 1998 г. требовало около 20—25 млрд руб. в месяц. Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд долл., т.е. почти сравнялись с инвалютными резервами Центрального банка. Экономическая политика за-.шла в тупик. В этих условиях 17 августа 1998 г. правительство объявило о трех группах чрезвычайных мер: введении плавающего курса рубля с его девальвацией, что обесценило госдолг; введении трехмесячного моратория на погашение внешних долгов российских банков; принудительной реструктуризации долгов по ГКО-ОФЗ.
Обострение финансового кризиса и принятые в связи с этим чрезвычайные меры вызвали банковский кризис. Доля ГКО в ликвидных активах ведущих российских банков была существенной. Эти средства оказались выведенными из обращения. Исчезла банковская ликвидность, что повергло банковскую систему в состояние комы.
В развитии банковского кризиса 1998 г. существенную роль сыграли и внешние причины: влияние мирового финансового кризиса, начавшегося в ноябре-декабре 1997 г., и инвестиционная зависимость от внешних источников.
Сильнее всего кризис ударил по крупным банкам. Ощутимые потери понесли банки, обслуживающие импортеров, мелкий и средний бизнес.
Важнейшими социально-экономическими последствиями системного банковского кризиса стали: масштабное свертывание деятельности в наиболее рыночно «продвинутых» секторах экономики; заметное увеличение безработицы; подрыв позиций среднего класса; быстрый рост потребительских цен; существенное сокращение реальных доходов.
После августовского кризиса банковской системы начался современный этап ее развития. На данном этапе Центральный банк предпринимает тактические и стратегические меры по восстановлению банковской системы. К первым можно отнести проведение разовых зачетов для расшивки неплатежей, проведение многосторонних клирингов взаимных обязательств банков, погашение задержанных платежей, выдачу банкам кредитов рефинансирования. Меры стратегического характера означали восстановление ликвидности банковской системы, увеличение капитала и ресурсной базы, создание условий, стимулирующих кредитование банками реального сектора.
Одним из основных элементов общей стратегии преодоления системного банковского кризиса явилась реструктуризация банковской системы. Под реструктуризацией кредитных организаций понимается комплекс мер, направленньгх на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на ликвидацию кредитной организации в соответствии с законодательством.
Комплексная программа реструктуризации банковской системы была разработана Банком России и одобрена Правительством РФ. В соответствии с Указом Президента России организовано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Цель банковской реструктуризации — создание надежной, устойчивой банковской системы, способной не только аккумулировать и надежно хранить вклады населения и корпоративных клиентов, но и осуществлять эффективное кредитование реального сектора экономики.
Одним из направлений реструктуризации банковской системы РФ стало принятие мер по предупреждению банкротств банков. Другое направление реструктуризации — отзыв лицензий у банков на осуществление банковских операций. Еще одно направление реструктуризации — ликвидация проблемных банков.
Главной задачей реструктуризации банковской системы была ее рекапитализация. В результате банковского кризиса 1998 г. банковская система потеряла 55% капитала. Низкая капитализация ограничивала масштабы деятельности банков, не позволяла осуществлять кредитование реального сектора экономики. Капитализация является одним из решающих конкурентных преимуществ, условием повышения степени надежности банков и доверия к ним.
Возможны три способа рекапитализации банков: привлечение нового капитала, внесение новых средств акционерами; рост капитала за счет внутренних источников, за счет прибыли; увеличение уставного капитала за счет переоформления обязательств банка в нем. Последний способ не требует привлечения новых средств, но и структура активов не меняется.
В целом возможности банков по мобилизации доходных источников увеличения капитала весьма ограничены. Финансовые рынки не обеспечивают достаточного дохода, межбанковский рынок утратил спекулятивную привлекательность.
Сегодня мероприятия по реструктуризации банков, перешедших под управление АРКО после кризиса 1998 г., практически завершены. Прошедшие финансовое оздоровление банки вернулись в рыночную среду. При этом из Книги государственной регистрации были исключены 374 банка. Основные последствия кризиса 1998 г. банковской системой преодолены.
Вместе с тем многие из поставленных целей не достигнуты. Это объясняется прежде всего тем, что уровень развития банковской системы зависит от состояния экономики в целом, степени развития ее рыночных основ, структурных особенностей.
- Глава 15
- 15.1. Развитие налоговой системы
- 1 Сидорова и. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. 2003. -№!. - с. 73-74.
- 16.1. Сущность и функции кредита
- 16.3. Развитие форм кредита
- 16.4. Становление кредитной системы. Этапы развития российской банковской системы
- 16.5. Проблемы развития банковской системы Российской Федерации в современных условиях
- Глава 17
- 17.1. Особенности спроса и предложения на денежном рынке
- 1 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2002: Статистический сборник. Госкомстат России. — м., 2002.
- 1 См.: Игнатьев см. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации//Деньги и кредит. 2003. — № 5. — с. 13.
- 1 Коэффициент монетизации — это отношение объема денежной массы в обращении к номинальному объему ввп.
- 1 См.: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000 г. I: Пер. С англ. - м., 2000. - с. 138.
- 18.1. Инфляционный характер трансформирующейся экономики: причины инфляционных процессов и их консервации
- 18.2. Антиинфляционная политика в странах с переходной экономикой
- 18.3. Новая ситуация в России
- Глава 19
- 19.1. Противоречия социальной трансформации и их отражение в экономической теории
- 1 Источник: данные Госкомстата рф/ http://www. Zanas.Ru/dep/income/ stat./ ind.Html