18.2. Антиинфляционная политика в странах с переходной экономикой
Сложность антиинфляционной политики в трансформирующейся экономике состоит в совмещении задач стабилизации денежного рынка с серьезными преобразованиями в хозяйственной сфере, способными сформировать здоровую рыночную среду. Эти преобразования кроме оздоровления финансовой сферы включают еще два блока: институциональный и либеральный.
Институциональный блок включает следующие институциональные преобразования:
переход государства от преимущественно директивного управления экономикой к так называемому дирижизму, сочетающему как прямые, так и косвенные формы воздействия на экономические интересы рыночных субъектов;
формирование рыночной инфраструктуры и рыночных институтов (банков, страховых обществ, сети торговых посредников и т.д.);
формирование системы рынков и создание заново рынка средств производства и рынка капиталов;
создание правовой базы для предпринимательства;
формирование системы кадров, обслуживающих рыночную экономику.
Либеральный блок объединяет факторы, обеспечивающие свободное перемещение ресурсов в рыночной среде. В него входят:
либерализация рынков (снятие ограничений для входа и выхода из них);
либерализации цен;
введение конвертируемости национальной валюты, по крайней мере, по текущим операциям;
демонополизация экономики и активное антимонопольное регулирование;
введение системы банкротств несостоятельных предприятий;
создание благоприятной среды для развития национального предпринимательства.
Подобные стабилизационные меры требуют серьезного системного подхода, неукоснительного и последовательного проведения их в жизнь. В странах, где рыночные преобразования осуществлялись своевременно (Китай, Вьетнам, отчасти Чехия), крах социализма не сопровождался резким падением производства. Инфляция здесь не приобретала катастрофического характера, поэтому антиинфляционная политика была не слишком радикальной и проходила на фоне дальнейших стратегических рыночных реформ. Там, где происходило запаздывание реформ, когда экономика разваливалась, не дожидаясь обещанных преобразований, разразился глубокий спад на фоне роста цен, перерастающих в гиперинфляцию. В России спад производства к середине 1990-х годов вполовину сократил объемы выпуска продукции.
Платой за запаздывание реформ стала так называемая «шоковая терапия», которая мгновенно осуществляла отпуск цен, либерализацию рынков. Думалось, что перевод подавленной инфляции в открытую форму даст первоначальный всплеск цен, а затем они примут устойчивый характер. Однако ситуация по такому сценарию обозначилась только в Чехии. В остальных европейских странах инфляция продолжала нарастать. Ее пришлось гасить жесткими монетарными рычагами. Такой метод макростабилизации получил название ортодоксального. Он включал два блока:
сокращение государственных расходов, направленных на уменьшение дефицита государственного бюджета;
сжатие денежной массы в результате так называемой политики дорогих денег.
Ортодоксальная макростабилизация призвана сбить инфляцию за счет сокращения совокупного спроса. Это болезненное мероприятие, так как ведет к снижению доходов и жизненного уровня населения. Однако такой вариант рассчитан на быстрый результат: ведь макроравновесия между совокупным спросом и совокупным предложением легче достичь, сократив спрос, нежели увеличив объем предложения, что обычно совершается за длительное время.
Радикальная антиинфляционная программа была навязана угрозой гиперинфляции. Ликвидация этой угрозы истощила возможности государства решать иные вопросы стабилизационной политики. Антиинфляционная политика стала доминирующей с акцентом на спросовые ограничения, она сопровождалась тенденцией к нагнетанию социальной и политической напряженности. Более того, удорожание кредита лишило реальный сектор возможности пользоваться заемными средствами, что отодвигало экономический рост. Таким образом, текущая инфляция уменьшалась, но платой за этот процесс стала стагнация.
Ортодоксальная стабилизация могла быть эффективной только в краткосрочном, но отнюдь не в долгосрочном периоде, ибо она, сокращая предложение, создавала перманентную угрозу возобновления роста цен. Ведь стагнация приостанавливала рост выпуска, а значит, и налоговых поступлений, и сохраняла или даже увеличивала бюджетный дефицит. Создавалась ситуация, когда текущая инфляция сдерживалась, но складывались условия для так называемой отсроченной инфляции, т.е. инфляции в последующем периоде.
Таким образом, ортодоксальная макростабилизация могла стать благотворной только в том случае, если бы она совершалась в системе многогранных институциональных преобразований, укрепляющих действие рыночных сил. Однако государства с переходной экономикой, уверовав в магическое действие «невидимой руки рынка», фактически самоустранились от решения проблем созидания рыночных основ. Представление о том, что новые социальные и экономические отношения могут возникнуть стихийно, сами по себе, оказалось мифом. Образовался системный вакуум, анархия, которая укрепила в стране криминальные силы. Они, безусловно, вели к сокращению производства. К тому же применяемый к продавцам продукции рэкет напрямую вел к росту цен.
Уход государства из экономики привел к разрушению центра координации, к возникновению ситуации, когда переход от плана к рынку обернулся отсутствием того и другого, что еще больше сокращало производство, формируя отсроченную инфляцию.
В России инфляционное давление было спровоцировано ограниченным характером первоочередной либерализации цен. Цены были в основном отпущены на конечную продукцию. Цены на ресурсы пришлось подгонять под мировые несколько лет, что раскручивало инфляцию издержек. В результате угроза гиперинфляции приобрела устойчивый характер, что затянуло процесс радикальной антиинфляционной политики.
Пресс стагнации экономики неизбежно стал более тяжелым. Дефицит государственного бюджета приобрел хронический характер, несмотря на усилия правительства по сокращению государственных расходов. Дефицит постоянно провоцировался падением доходов от производства, а значит, и от налоговых поступлений. Сокращение государственных расходов сжимало совокупный спрос и уменьшало емкость рынка, что в последующих производственных циклах еще больше углубляло стагнацию. В результате сокращение производства закономерно приобретало лавинообразный характер на основе мультипликативных процессов. Оно опережало темпы сокращения совокупного спроса, что и вело к отсроченной инфляции.
Ортодоксальный вариант макростабилизации в развитых рыночных структурах проводил селекцию предпринимателей. Разоряя слабых, он убирал неэффективных конкурентов и расширял поле деятельности для сильных рыночных субъектов. В переходной экономике такая направленность монетарных реформ неосуществима, поскольку конкурентный рынок еще не сформирован. Сжатие денежной массы не дает подняться рождающимся, а потому еще слабым рыночным структурам. Именно поэтому монетарные реформы бессильны создать сами по себе в трансформирующейся экономике эффективную рыночную среду.
Запаздывание с системными рыночными преобразованиями неизбежно должно было продуцировать экономику социальных и экономических конфликтов и катастроф. Именно такую ситуацию продемонстрировала Россия 1990-х годов. Более того, нестабильность не могла исчезнуть не только в результате длительного применения монетарных программ, но и непоследовательности использования их принципов.
В России в монетарные программы был включен блок кейнсиан-ских рецептов, связанный с функционированием рынка ценных бумаг. В результате стабилизационные мероприятия оказались противоречивыми и не согласованными.
С 1993 г. правительство стало использовать кейнсианский блок, используя для неинфляционного финансирования дефицита государственного бюджета массовый выпуск государственных ценных бумаг (ГКО). В кейнсианских программах такой маневр обычно используется для выигрыша во времени, необходимого для перехода страны в фазу подъема. Когда он наступает, дефицит исчезает, а государство за счет растущих налоговых поступлений расплачивается по своим долговым обязательствам. Таким образом, бюджетный дефицит в кейнсианских программах рассматривается как временное явление.
В России, несмотря на стремление правительства снизить уровень дефицита, он сохранялся, нарушая и монетарные, и кейнсианские правила. Монетарные принципы требовали немедленного его устранения, кейнсианские же предполагали его временный, а отнюдь не постоянный характер. ГКО стали постоянным фактором покрытия бюджетного дефицита, как постоянен был и сам бюджетный дефицит. В результате был запущен хозяйственный механизм, углубляющий дефицит государственного бюджета. Он связан с неизбежностью обслуживания государственного долга. Этот процесс сопровождался повышением ставки банковского процента, ухудшением инвестиционного климата, что вело к дальнейшему сокращению доходной части бюджета и обострению проблем финансирования государственного долга. Подобный механизм углубления бюджетного дефицита четко прописан в переводных учебниках по макроэкономике16.
Монетаристы призывали стабилизировать бюджет ради приостановки инфляции, снижения процентной ставки и последующего роста реального сектора. Однако сдерживание денежной массы затягивалось, что создавало непреодолимые трудности для действующего производства, но они вовсе не приближали страну к вожделенному инвестированию в реальный сектор экономики. Раздутый и неправильно используемый кейнсианский блок стабилизации посредством рынка государственных обязательств усилил основы спекулятивной экономики. Он сделал более выгодной спекуляцию на фондовом рынке, а не рисковые долговременные вложения в экономику.
Неудачный симбиоз противоположных монетарных и кейнсианских программ не мог дать стабилизационного эффекта. Напротив, он стал по существу мощным фактором разрушения отечественной промышленности.
Сжатие денежной массы соразмерно уровню ВВП должно, по монетарным программам, отсекать малоэффективное производство через его банкротство. Этот блок монетарной программы использовался половинчато. Денежная масса сжималась в условиях, когда механизм банкротств оставался незапущенным. Государство поэтому не могло освободиться от дотирования отечественного производства, нагружая расходы бюджета, одновременно воспроизводя или умножая его дефицит и провоцируя тем самым инфляцию.
Между тем постепенное отсечение убыточного производства позволило бы правительству сократить свои расходы, а экономию средств направить на точечную поддержку перспективного производства. Перспективные предприятия, став точками роста, создавали бы вокруг себя зону оздоровления, устранив в ней явления стагнации.
Подобная стратегия не была взята на вооружение и позитивный аспект монетарных рецептов не был использован. Действия правительства вели к грубому нарушению монетарных требований:
поддерживалось неконкурентное производство, а не эффективное;
процедура банкротств по существу не применялась, а для ощутимой поддержки сильного производителя не было средств.
Все это указывает на то, что регулирование антиинфляционных процессов в России на начальной стадии рыночного реформирования использовало противоречивые и взаимоисключающие принципы и методы.
Развал финансового рынка, последовавший за августовскими событиями, показал бесперспективность иллюзий о том, что бороться с инфляцией возможно при сохранении бюджетного дефицита. Очевидное для узкого круга специалистов было, наконец, осознано и народными избранниками, которые ранее противодействовали политике ослабления бюджетного дефицита. Антиинфляционная политика теперь стала строиться в России на основе требований формирования первичного профицита бюджета, совершенно немыслимого совсем недавно.
Как указывалось ранее, в странах с трансформирующейся экономикой инфляция, угрожающая перерасти в гиперинфляцию, требует применения монетарных программ. Но их использование не должно затягиваться. Такие программы следует рассматривать как вынужденные мероприятия, на которые следует идти при катастрофических условиях обесценения денег, национальной валюты, исключающих всякую возможность инвестиционного процесса. Однако при умеренной инфляции, когда инвестиционные риски не создают запретов для вложений в производство, денежно-кредитная политика должна приобретать другие ориентиры и смягчаться. Как свидетельствует мировой опыт, умеренной считается инфляция ниже 40% в год.
Вышесказанное убеждает, что ориентировка на монетарные или иные рецепты стабилизации экономики навязывается не столько симпатиями к той или иной школе, сколько условиями, в которых разворачивается инфляция.
Сегодня в России угроза гиперинфляции отошла и наметился небольшой экономический рост. Это позволило в большей мере ориентироваться на стабилизацию, непосредственно воздействующую на производственную структуру общества, т.е. наступила пора востребованности структурной политики. Она предполагает использование государственных средств на финансирование новых точек роста экономики. Современное видение эффективности этого процесса связано не с предотвращением банкротств несостоятельных производителей, а с оказанием помощи сильным хозяйствам. Предполагается, что они, удовлетворяя потребности рынка, будут продуцировать производственный и потребительский спрос и тем самым расширять емкость рынка.
Возможности активной промышленной политики ограничиваются доходной частью бюджета, а ее эффективность во многом определяется системой приоритетов поддержки отечественных производителей и контролем за использованием выделенных средств.
Прямое воздействие на воспроизводственный процесс — одно из ведущих направлений структурной политики, целью которой становится ломка сложившихся диспропорций и стимулирование инвестиционной активности. Последняя осуществляется через:
прямое участие государства в капиталовложениях;
обеспечение им гарантий для инвесторов;
формирование инвестиционного климата за счет налоговых льгот при капитализации прибыли и снижения уровня банковского процента.
Обычно структурная политика считает приоритетным развитие реального сектора, поэтому она ставит административные преграды чрезмерному притоку средств на финансовый рынок.
Структурная политика, рассчитанная на модернизацию производства и рост предложения, требует нескольких лет. Она предполагает постепенное продвижение вперед к намеченной цели, в силу чего ее связывают с курсом эволюционного преобразования экономической системы. Такой курс отвергает насильственный слом уже существующих структур. Обычно правительство сохраняет все, что способно производить продукцию. Новые структуры насаждаются постепенно как альтернативное производство. Подобная политика предотвращает спад в хозяйственной сфере и предполагает утверждение жизнеспособности хозяйственных единиц на основе здоровой конкуренции, а не насильственного устранения с рынка нежелательных субъектов. Именно на такой концептуальной основе осуществлялось реформирование экономики Китая, где считалось, что в преобразованиях должно преобладать не разрушительное, а созидательное начало. Именно Китай стал примером постепенного реформирования экономики, нацеленной на структурные преобразования. Подобную постепенность назвали градуалистической.
Постепенность реформирования предполагала осторожное дозированное внедрение элементов рынка и постепенное свертывание директивного распределения материальных ресурсов на основе расширения рынка средств производства. Свободные цены также постепенно вытесняли административные, в результате предложение не падало и постепенно создавались условия для структурного равновесия, что имело антиинфляционное направление.
Градуализм оказался несовместимым с идеей немедленной приватизации, ибо последняя на первых порах неизбежно вводила элементы дезорганизаци, и как следствие — снижения уровня производства. Считалось, что титул собственности кардинально не меняет современное производство, которое сегодня в большей мере подчиняется интересам эффективного менеджмента. Главным считается обеспечение предприятиям хозяйственной самостоятельности, которая может быть достигнута и без передела собственности. Такая установка позволила избежать периода инвестиционного «ничегонеделания», характерного в условиях организационного совершения передачи прав собственности, как было в России. Следствием подобного реформирования экономики оказалось сохранение достигнутого уровня совокупного предложения, что усиливало устойчивость товарных цен.
Цель структурной политики — совмещение рыночных преобразований с технической модернизацией и административными мероприятиями. Антиинфляционное действие подобных системных начинаний рассчитано на получение эффекта в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Это связано с тем, что инфляция начинает гаситься не скоростными монетарными методами, а нарастанием товарного предложения, которого добиться мгновенно невозможно.
Итак, страны с трансформирующейся экономикой в своей антиинфляционной политике используют два варианта действий: при высокой инфляции применяется монетарный вариант, связанный с ограничением спроса, при умеренной — постепенная структурная политика, рассчитанная на совмещение рыночных преобразований со стимулированием совокупного предложения. Достоинством такого развития является сохранение финансовой сбалансированности при структурных преобразованиях. Совмещение обоих процессов может обеспечить устойчивый экономический рост на здоровой неинфляционной основе. Таковы концептуальные решения антиинфляционных действий, связанных с регулированием воспроизводственных условий, направленных на рост валового внутреннего продукта (ВВП).
Однако происходящая в трансформирующейся экономике интеграция в мировое хозяйство усиливает зависимость страны от ее конкурентных позиций на мировом рынке. Экономическая неустойчивость, характерная для посткоммунистических стран при переходе к рынку, ведет к ослаблению их национальных валют, что провоцирует рост внутренних цен. Эффективная внешнеэкономическая политика при грамотном валютном регулировании становится в этих условиях важнейшим блоком предотвращения инфляционных разрастаний.
Валютное регулирование может использовать различные варианты экономических рычагов, с разной степенью радикальности. Наиболее радикальный и жесткий из них — привязка по фиксированному курсу количества денег в обращении к объему валютных резервов. Центральный банк отвечает за то, чтобы каждая обращающаяся денежная единица обеспечивалась реальными резервами твердой валюты и золота. Спрос на деньги не удовлетворяется, если дополнительное предложение денег не подкрепляется соответствующим ростом валютных резервов. Поэтому страны попадают в ситуацию дефицита платежных средств. Последний снижает совокупный платежеспособный спрос и сдерживает рост цен. Такая система характерна для Эстонии. С 1997 г. она применяется в Болгарии. Эти государства нацеливают свою политику на поиск валютных резервов, ибо с ними связываются возможность смягчения денежно-кредитной политики и улучшение инвестиционного климата.
Увеличение валютных резервов возможно при росте экспорта и распродажи своих ресурсов. Однако увеличение экспорта при голоде платежных средств — достаточно трудная задача, а распродажа ресурсов приводит к проеданию национального богатства и может нанести непоправимый урон последующим поколениям. Все это становится серьезным аргументом для использования иных, более мягких форм валютного регулирования в антиинфляционных целях.
Своих сторонников имеет более простая схема валютного регулирования — с помощью фиксированного курса, по установлению которого не предусматривается какая-либо привязка к золотовалютным резервам. Почему страны с трансформирующейся экономикой избрали фиксированный курс национальной валюты как якорь, удерживающий страну от перепадов ценовых волн? Дело в том, что начальные шаги перехода к рынку сопровождались дезорганизацион-ными процессами. Они ослабляли позиции национальной валюты, и при введении ее конвертируемости резко падала эффективность внешнеэкономической деятельности. В свою очередь снижение стоимости национальной валюты, усиленное спекуляциями на валютном рынке, привело к массированному росту внутренних товарных цен. В этих условиях фиксированный курс, или его модифицированный вариант — валютный коридор способны поставить известный заслон для раскручивания инфляции. Однако и в этом случае для стран с трансформирующейся экономикой возможны свои злоключения.
Фиксированный курс может быть установлен изначально преднамеренно заниженным в расчете на то, что дальнейший ход инфляции естественным образом приблизит установленный курс к рыночному. В период заниженного курса национальной валюты у Центрального Банка возникает возможность создать валютные резервы и использовать их в качестве хозяйственного маневра при реформировании экономики и в частности для валютных интервенций, необходимых для предотвращения дальнейшего обесценения национальной валюты. Кроме того, несколько заниженный курс национальный валюты предотвратит стихийные силы рынка, связанные с валютными обвалами, которые неизбежны в условиях завышения курса национальной валюты. Поэтому заниженный курс становится своего рода гарантом от подобных потрясений.
При заниженном курсе можно надеяться на прямые иностранные инвестиции, которые должны содействовать росту предложения и тем самым сбивать инфляцию. Однако политическая и хозяйственная нестабильность, сопутствующая началу рыночных реформ, отпугивала иностранных инвесторов и делала такие начинания весьма проблематичными.
Заниженный курс национальной валюты обесценивал народное достояние, природные и производственные ресурсы. Такая ситуация чревата нелегальным вывозом ресурсов, что наносит непоправимый урон государству. Поэтому за начальным периодом обесценения национальной валюты в переходной экономике обычно следовала ее ревальвация.
Ход инфляции приводит к тому, что установленный ранее фиксированный курс национальной валюты может стать завышенным. В этом случае страна впадает в еще большую неуправляемость, связанную с параллельным действием черного валютного рынка. Углубляющаяся несбалансированность ведет к раскручиванию инфляции, к тому же ущемленными оказываются экспортеры, что тормозит экспорт, рост занятости и совокупного предложения.
Завышенный курс национальной валюты провоцирует бегство иностранного капитала из страны или препятствует его привлечению, что также тормозит производство. Может уходить и национальный капитал, который прельщается относительной дешевизной иностранной валюты. Именно такая ситуация сложилась в России к августу 1998 г., что обернулось для нее резким последующим падением курса национальной валюты и инфляционным скачком.
Фиксированный курс национальной валюты, будучи административной мерой, сложно удержать на уровне, соответствующем паритету покупательной способности национальной и иностранных валют, а любое его отклонение от рыночного курса усиливает неравновесное состояние экономики, которое не может не провоцировать инфляцию. Поэтому фиксированный курс обычно либо пересматривается, либо от него приходится отказаться и перейти на плавающий курс валют на рыночной основе. Фиксированный курс национальной валюты использовался как якорь, удерживающий цены от галопирующего роста, в Польше, Чехии и Китае.
В России после августовских событий 1998 г. введен «плавающий» курс национальной валюты. Обеспечению его устойчивости способствует наметившийся экономический рост в стране и повышение мировых цен на нефть. Последнее обстоятельство усиливает поток предложения иностранной валюты, что укрепляет национальную валюту. Но все же сохраняются и дестабилизационные процессы. Они связаны с возможностью валютных спекуляций с их угрозами обрушения национальной валюты.
Предотвратить подобные ситуации возможно с помощью регулирования золотовалютных резервов Центрального Банка, а также административных мер валютного контроля. Именно эти рычаги становятся могущественным блоком, удерживающим в рамках инфляционные процессы в стране. С их помощью в критических ситуациях удается увеличить предложение иностранной валюты и предотвратить девальвацию национальной денежной единицы с последующим ростом цен. Такие резервы, служащие источником валютных интервенций Центрального Банка, можно рассматривать как важнейший блок антиинфляционной политики.
Однако применяются и административные меры, ограничивающие накал спекулятивных операций, такие, как прекращение или ограничение торгов на валютной бирже. Их цель — защитить экономику от неоправданных колебаний валютного курса и товарных цен, не обусловленных глубинными процессами общественного воспроизводства. Возможен и валютный контроль, препятствующий оттоку иностранного капитала за рубеж, поскольку этот процесс обедняет предложение и подрывает курс национальной валюты, т.е. оказывает двойное действие на рост инфляции в стране.
Следует обратить внимание на то, что плавающий курс в странах с трансформирующейся экономикой предъявляет требования к известной устойчивости, стабильности хозяйственных процессов, к уровню эффективности и доходности. Там, где эти условия недостижимы, использование плавающего валютного курса чревато неуправляемым обесценением национальной валюты и последующим ростом цен. При продвижении по пути стабилизации плавающий курс не столь опасен для национальной экономики, но при условии неукоснительных и не прекращающихся усилий по формированию золотовалютных резервов.
Валютное регулирование, как и любое монетарное мероприятие в антиинфляционной политике, не должно иметь самодовлеющего значения. Оно может стать корректором хозяйственных процессов, предотвращающих рост цен. Однако фундаментальным средством от инфляционной болезни может быть только одно — рост товарного предложения в структурно сбалансированной рыночной экономике. Именно такую экономику предстоит создавать всем посткоммунистическим государствам.
- Глава 15
- 15.1. Развитие налоговой системы
- 1 Сидорова и. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. 2003. -№!. - с. 73-74.
- 16.1. Сущность и функции кредита
- 16.3. Развитие форм кредита
- 16.4. Становление кредитной системы. Этапы развития российской банковской системы
- 16.5. Проблемы развития банковской системы Российской Федерации в современных условиях
- Глава 17
- 17.1. Особенности спроса и предложения на денежном рынке
- 1 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2002: Статистический сборник. Госкомстат России. — м., 2002.
- 1 См.: Игнатьев см. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации//Деньги и кредит. 2003. — № 5. — с. 13.
- 1 Коэффициент монетизации — это отношение объема денежной массы в обращении к номинальному объему ввп.
- 1 См.: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000 г. I: Пер. С англ. - м., 2000. - с. 138.
- 18.1. Инфляционный характер трансформирующейся экономики: причины инфляционных процессов и их консервации
- 18.2. Антиинфляционная политика в странах с переходной экономикой
- 18.3. Новая ситуация в России
- Глава 19
- 19.1. Противоречия социальной трансформации и их отражение в экономической теории
- 1 Источник: данные Госкомстата рф/ http://www. Zanas.Ru/dep/income/ stat./ ind.Html