1 Сидорова и. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. 2003. -№!. - с. 73-74.
Реализация принципа нейтральности налогообложения фактически оказывает неравномерное влияние на финансовое положение предприятий различных отраслей экономики. Сохраняется зависимость благосостояния страны от сырьевого сектора экономики и мировых цен на нефть и газ. Для осуществления структурных преобразований экономики и развития предпринимательства в важных для общества сферах деятельности должен доминировать принцип эффективности налогообложения. Следует целенаправленно использовать систему дифференцированных налоговых льгот для приоритетных отраслей экономики. При изменении принципов налоговой политики целесообразно учитывать отраслевые особенности и экономические последствия налогообложения.Эффективность финансовой системы во многом зависит от существующих межбюджетных отношений. В настоящее время в действующем механизме таких отношений не соблюдается курс на дальнейшее развитие бюджетного федерализма. Это подтверждается тем, что уровень собственных доходов в региональных и местных бюджетах снижается. Так, в консолидированных бюджетах субъектов Федерации с 1993 г. по 2000 г. отмечалась устойчивая тенденция роста удельного веса собственных доходов с 13,3% до 44,6%. Затем процесс пошел в обратном направлении: 2001 г. — 42,3%, 2002 г. — 38,4%. В 2001 г. произошел резкий рост диспропорций между доходами и расходами по вертикали бюджетной системы. В 2000 г. на федеральном уровне доля доходов превышала долю расходов на 6,9 процентных пункта, в 2001 г. — уже на 14,1%, в 2002 г. — на 11,8%. Доля доходов местных бюджетов сократилась с 21,6% в 1999 г. до 14,5% в 2001 г., а в 2002 г. она стала еще меньше — 12,4%'.
Усиление централизации налогов в федеральном бюджете отрицательно сказывается на развитии как высокообеспеченных, так и малообеспеченных территорий, несмотря на то, что последним в порядке перераспределения через вышестоящий бюджет частично возмещаются выпадающие доходы. Происходит замена имеющихся, хотя и недостаточных для них, налогов дотационными формами межбюджетного регулирования.
Таким образом, из двух функций, которые выполняют межбюджетные отношения (выравнивающей и стимулирующей), в последние годы все более преобладающей становится выравнивающая, что приводит к снижению заинтересованности органов власти территориальных образований в наращивании налогового потенциала и рациональном расходовании бюджетных средств.
Дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений должно быть направлено на четкое разграничение расходных полномочий и соответствующих им доходных источников между уровнями бюджетной системы при относительно стабильном налоговом и бюджетном законодательстве.
15.2. Проблемы государственного долга России
' Игудин А.Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений // Финансы. 2003. - №5. - С. 8-9.
Государственный долг является следствием экономической политики государства. Привлечение займов для решения различных социально-экономических задач осуществляют практически все страны мира. Государственный долг оказывает противоречивое воздействие на экономическое и финансовое положение страны. Внутреннее и внешнее заимствование неодинаково влияют на величину финансовых ресурсов, платежный баланс и рост экономической активности нации. Внешние заимствования вызывают увеличение общего объема финансовых ресурсов в стране, способствуют увеличению совокупного спроса на товары и услуги национального производства. Внутренние заимствование приводят лишь к перераспределению имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики и оказывают существенное влияние на денежное обращение, отвлекая крупные средства из реального сектора сферы услуг. При этом происходит перераспределение налогового бремени между нынешними и последующими поколениями, что не совсем справедливо по отношению к последним.Огромные изъятия из национальных сбережений, которые пойдут на обслуживание и погашение государственного долга, приведут к сокращению благосостояния населения и снижению инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, что можно наблюдать в российской экономике.
Важная проблема — как распорядиться привлеченными ресурсами. Так, с 1998 по 2001 гг. одним из основных источников привлечения внешних ресурсов в России были кредиты международных финансовых организаций (МФО). Из 5950 млн долл., полученных в 2000 г., от 4350 до 4550 млн долл. были средства, направленные по линии МФО, и прежде всего через МВФ и МБРР. На ^сентября 2001 г. МБРР финансировал 41 заем на общую сумму 11,71 млрд долл. На что же и с какой эффективностью расходовались эти ресурсы?
По материалам Счетной палаты РФ, операционные расходы групп реализации проектов за период с 1995 г. по первое полугодие 2001 г. составили 65,4 млн долл., доля фонда оплаты труда в их структуре — 42,3 млн долл., или 63%. Заработная плата руководителей групп реализации проектов была выше, чем средняя начисленная в сфере управления Российской Федерации, в 27 раз, а технических секретарей — в 5 раз. Дополнительно израсходовано на консультационные услуги 319 млн долл. При этом большинство работ, выполненных высокооплачиваемыми иностранными консультантами, оказались фактически невостребованными.
Все займы МБРР не были завершены в намеченные по соглашениям сроки. Даты закрытия многих проектов многократно переносились. Обнаружены многочисленные финансовые нарушения в ходе реализации проекта. Не была произведена оценка их эффективности, поскольку не существует методики, которая бы позволила оценить, насколько займы МФО стали инструментом достижения социальных и экономических целей, т.е. их социально-экономическую эффективность7.
В трансформирующейся экономике внешние и внутренние заимствования используются в основном на текущее потребление, выплату заработной платы, пособий, пенсий и т.д. Заемные средства не вкладываются в высокодоходные инвестиционные проекты, новая добавленная стоимость не создается, поэтому нет основы для возврата кредитов. Российское правительство осознало это лишь в 2001 г. В бюджетном послании Президента РФ на 2002 г. говорится о том, что Российская Федерация отказывается от доказавшей свою неэффективность практики приатечения под государственные гарантии иностранных связанных кредитов, от кредитов МФО на оказание консультационных услуг. Данные выводы справедливы и по отношению к эффективности многих других видов государственных внешних и внутренних займов.
Значительный внешний и внутренний долг существенно усложняет развитие трансформирующейся экономики России. Изъятие из экономики огромных денег в целях погашения внешней задолженности отодвигает на длительное время возможность осуществления инвестиций в промышленность, развитие инфраструктуры и научно-технический прогресс, повышение заработной платы бюджетникам и военным, пенсий и стипендий.
Проблема с выплатой долга может быть относительно безболезненно решена при ежегодном росте экономики на 7—10%, что в России еще не достигнуто. Но несмотря на это, официальная позиция Правительства РФ по вопросам долговой политики направлена на то, чтобы: осуществлять все выплаты по государственному долгу с опережением графика платежей; вести переговоры и использовать геополитическую ситуацию для облегчения долгового бремени; эффективно управлять госдолгом; активно добиваться реструктуризации и списания задолженности Российской Федерации.
Укрепление финансовой системы в трансформирующейся экономике требует также более полного учета возможностей финансового рынка для активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов.
КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКЕ
Важное место в макроэкономическом исследовании трансформирующейся экономики занимает изучение эволюции кредита и кредитных отношений: становления кредитных отношений, адекватных рыночной системе, их особенностей, определяемых развитием внутренних противоречий, а также условиями, характером и механизмом их функционирования. Большое значение для этого имеет анализ развития и современного состояния кредитных отношений, их отличий от кредитных отношений в развитых странах.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 15
- 15.1. Развитие налоговой системы
- 1 Сидорова и. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. 2003. -№!. - с. 73-74.
- 16.1. Сущность и функции кредита
- 16.3. Развитие форм кредита
- 16.4. Становление кредитной системы. Этапы развития российской банковской системы
- 16.5. Проблемы развития банковской системы Российской Федерации в современных условиях
- Глава 17
- 17.1. Особенности спроса и предложения на денежном рынке
- 1 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2002: Статистический сборник. Госкомстат России. — м., 2002.
- 1 См.: Игнатьев см. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации//Деньги и кредит. 2003. — № 5. — с. 13.
- 1 Коэффициент монетизации — это отношение объема денежной массы в обращении к номинальному объему ввп.
- 1 См.: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000 г. I: Пер. С англ. - м., 2000. - с. 138.
- 18.1. Инфляционный характер трансформирующейся экономики: причины инфляционных процессов и их консервации
- 18.2. Антиинфляционная политика в странах с переходной экономикой
- 18.3. Новая ситуация в России
- Глава 19
- 19.1. Противоречия социальной трансформации и их отражение в экономической теории
- 1 Источник: данные Госкомстата рф/ http://www. Zanas.Ru/dep/income/ stat./ ind.Html