1 Коэффициент монетизации — это отношение объема денежной массы в обращении к номинальному объему ввп.
Резкие колебания скорости денежного обращения и, соответственно, коэффициента монетизации происходят при вхождении переходной экономики в состояние гиперинфляции и при выходе изнего. Гиперинфляция вызывает резкое снижение доверия к денежно-кредитной политике, национальной валюте, ускоряет денежное обращение, значительно снижает коэффициент монетизации. Финансовая стабилизация сопровождается повышением доверия к национальной валюте, повышением спроса на нее, снижением скорости денежного обращения. Коэффициент монетизации при этом повышается.В России в течение реформационного периода темпы прироста М2, а также опережение темпов прироста М2 над темпами прироста реального ВВП значительно превышали данные показатели не только по странам развитым, но и по странам развивающимся. Причем российские показатели превышали соответствующие средние показатели даже по группе стран с переходной экономикой13. Это дает основания считать денежно-кредитную политику в условиях периода реформирования относительно мягкой.
Между характером денежно-кредитной политики и темпами экономического роста существует закономерная связь: более жесткая денежно-кредитная политика способствует повышению темпов экономического роста, в то время как более мягкая — снижению.
Одна из проблем денежного рынка в трансформирующейся экономике — относительное вытеснение из денежного обращения полноценных денег. Резкое обострение кризиса платежей было вызвано недоступностью денег для многих экономических субъектов вследствие высокой процентной ставки на денежном рынке. Настоящие деньги стали относительным дефицитом, поскольку уровень эффективности производства большинства экономических субъектов не позволял им конкурировать с данными ставками.
Эффективность деятельности большинства экономических субъектов была несопоставима с доходностью по государственным ценным бумагам. Высокие ставки привлекали для обслуживания государственного долга значительную долю денежных ресурсов, что обусловило удорожание денег, их дефицит и спровоцировало кризис платежей. Помимо данной причины недоступность денежных ресурсов для большинства экономических субъектов была обусловлена значительной долей денежной массы, занятой обслуживанием государственного долга.
Такие важнейшие макроэкономические параметры, как величина государственного долга, расходы на его обслуживание, доходность по государственным ценным бумагам, предопределили недоступность денежных средств для большинства экономических субъектов, кризис платежей, масштабы вытеснения из обращения полноценных денег их суррогатами.
Согласно второму подходу только расширение эмиссии не может решить проблему денежного дефицита. Необходим комплекс мер, направленных на повышение доверия населения к финансовой сфере, повышение устойчивости национальной валюты, обеспечение доступности денежных ресурсов широкому кругу экономических субъектов.
Дополнительная денежная эмиссия может рассматриваться как тактическая мера ослабления напряженности, вызванной кризисом платежей. Государство, эмитируя деньги, действительно может оказывать непосредственное влияние на структуру совокупной денежной массы, сокращая долю денежных суррогатов, которые имеют ограниченные ликвидность и скорость обращения.
Эквивалентное замещение денежных суррогатов полноценными деньгами приводит к повышению скорости обращения совокупной денежной массы и порождает тем самым инфляционные импульсы. Ускорение денежной эмиссии может вызвать инфляционное обесценение денежной массы, если не будет предотвращено адекватным расширением производства товаров и услуг. Кроме того, в условиях общей экономической нестабильности, высоких инвестиционных рисков прирост эмиссии может уйти в сферу обращения и в финансовую сферу, но не в реальный сектор, что может еще больше обострить дефицит денег.
Прибегая к дополнительной денежной эмиссии как одному из способов временного смягчения остроты кризиса платежей, государство должно проводить необходимые меры предотвращения возможного инфляционного эффекта такой операции.
Оба подхода к анализу денежного дефицита отражают некоторые реальные стороны экономических процессов и содержат определенное рациональное зерно.
Причиной дефицита денег в конечном счете являлось недостаточное развитие рыночных отношений в сфере производства, отставание в развитии рыночной инфраструктуры. В сфере финансовой и сфере обращения рыночные отношения недостаточно развиты качественно, но выгодность спекулятивных операций делает данные секторы количественно «переразвитыми» по отношению к реальному сектору.
К началу реформирования в отечественной экономике в результате тридцатилетнего накопления избыточной денежной массы при системе фиксированных цен образовался огромный денежный «навес» в виде вынужденных сбережений экономических субъектов. Либерализация цен, проводимая в начале реформирования, вызвала в условиях высокой степени монополизации экономики резкое повышение цен, значительно превышающее рост денежной массы, что привело к денежному дефициту в экономике. Гиперинфляция в тот период была главной причиной снижения уровня монетизации.
Скачкообразный рост пен, финансовые манипуляции сбережениями породили устойчивее недоверие экономических субъектов к финансовой системе и национальной валюте, что вызвало всплеск спроса на иностранную валюту, а также на товары длительного пользования и первой необходимости. Этот фактор способствовал снижению коэффициента монетизации и создавал предпосылки для возникновения диспропорций в денежном обращении.
Скорость обращения денег в сфере услуг и финансовой сфере значительно превышала скорость их обращения в реальном секторе. Непроизводственная сфера давала существенно больший прирост ВВП, чем производственная, которая в некоторых странах с переходной экономикой свертывалась и приходила в упадок. Сложилась ситуация, когда доходы выкачивались из производственной сферы и вкладывались в более прибыльную сферу обращения. Промышленность испытывала структурный денежный дефицит из-за отвлечения денег в высокодоходные секторы экономики.
Денежный дефицит многократно усиливался в определенных секторах экономики из-за неравномерного распределения денежных ресурсов. До финансового кризиса 1998 г. данные негативные процессы были сопряжены в значительной степени с оттоком денежных средств на рынок государственных ценных бумаг, которые имели с точки зрения экономических субъектов явные преимущества по своей доходности и надежности по сравнению с условиями инвестирования в других сферах экономики. Данные преимущества государство вынуждено было поддерживать для покрытия бюджетного дефицита, вызванного кризисным состоянием экономики.
Специфика структуры денежной массы в российской экономике, а также неравномерное развитие финансовой инфраструктуры обусловливают большой диапазон колебаний скорости денежного обращения в отраслевом и региональном разрезах. В сфере обращения и в финансовом секторе экономики наблюдается более высокие концентрация денег и скорость их обращения, чем в реальном секторе. При прочих равных условиях увеличение денег в секторах с различными структурой денежной массы и скоростью обращения денег может привести к различным последствиям.
Дополнительная эмиссия приводит к поглощению денег данными секторами, но не способствует оживлению реального сектора, а поэтому не решает проблему денежного дефицита и даже может ее обострить. Иными словами, если совокупное предложение денег будет расти опережающими темпами по отношению к денежному спросу, то реальный сектор будет по-прежнему испытывать нехватку основных и оборотных средств при общем избытке денег в экономике, ведущем к повышению темпов инфляции.
Поэтому политика Центрального банка, на наш взгляд, должна сочетать не только традиционные антиинфляционные регулирующие меры, но и структурные инструменты денежно-кредитного регулирования экономики. Проблема преодоления денежного дефицита не сводится к проблеме банковского предложения денег, а является выражением целого комплекса проблем, среди которых наиболее важными являются реструктуризация спроса на деньги со стороны различных отраслей экономики и сокращение государственного долга. Экономическая политика государства должна быть направлена на преодоление структурного денежного дефицита и сокращение государственного долга.
Преодоление денежного дефицита должно увязываться не только с постепенным увеличением монетизации экономики, но прежде всего с налаживанием эффективного механизма распределения денежных ресурсов в пользу производственной сферы. Движением в данном направлении является снижение процентных ставок на финансовых рынках. Так, в 2000 г. Банк России постепенно снижал ставку рефинансирования в январе — с 55 до 45%, а в марте — до 38 и 33%, в апреле 2002 г. ставка рефинансирования была снижена до 23%, и в августе произошло дальнейшее снижение до 21%'.
17.2. Денежно-кредитная политика:
необходимость придания инвестиционной направленности
Характерной чертой современной системы регулирования денежного обращения является определение Центральным банком потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВВП. Основой общего роста денежной массы служат деньги Центрального банка с учетом денежного мультипликатора банковской системы. В целом в настоящее время денежное регулирование в России построено по образцу западных стран.
Основными инструментами оперативного регулирования денежной массы принято считать:
обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке;
уровень ставки рефинансирования;
объемы рефинансирования коммерческих банков;
операции с ценными бумагами.
1 Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2002 г. IV: Пер. с англ. - М., 2002. - С. 167.
В 1999 г. снижение коэффициента наличности превышало сокращение уровня резервов, поэтому денежный мультипликатор возрастал, и в ноябре 1999 г. был отмечен его рекордно высокий уровень за последние пять лет — 2,42'. Во II квартале 2002 г. денежный мультипликатор составил всего 2,2414.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в настоящее время денежный мультипликатор в Российской Федерации значительно ниже, чем в развитых странах. Поэтому высокие резервные требования не выполняют функцию ограничителя. Причина низкого денежного мультипликатора коренится в вялости кредитной политики коммерческих банков при наличии значительных избыточных резервов.
Операции на открытом рынке также проблематично рассматривать как постоянно действующий регулятор денежной массы в Российской Федерации в ближайшей перспективе в отличие от практики стран с развитой рыночной экономикой, поскольку это привело бы к росту и без того огромного государственного долга. Кроме того, использование данной формы денежно-кредитной политики осложнено последствиями финансового кризиса 1998 г.
Величина процентных ставок зависит главным образом от количества денег в обращении и эффективности посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков. Банк России должен учитывать важность ориентации денежных потоков на кредитование реального сектора. Вместе с тем он не может оказывать прямое воздействие на процентные ставки конечным заемщикам. Поэтому Банк России оказывает косвенное влияние на уровень процентных ставок денежного рынка через установление процентных ставок по собственным операциям.
- Глава 15
- 15.1. Развитие налоговой системы
- 1 Сидорова и. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. 2003. -№!. - с. 73-74.
- 16.1. Сущность и функции кредита
- 16.3. Развитие форм кредита
- 16.4. Становление кредитной системы. Этапы развития российской банковской системы
- 16.5. Проблемы развития банковской системы Российской Федерации в современных условиях
- Глава 17
- 17.1. Особенности спроса и предложения на денежном рынке
- 1 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2002: Статистический сборник. Госкомстат России. — м., 2002.
- 1 См.: Игнатьев см. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации//Деньги и кредит. 2003. — № 5. — с. 13.
- 1 Коэффициент монетизации — это отношение объема денежной массы в обращении к номинальному объему ввп.
- 1 См.: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000 г. I: Пер. С англ. - м., 2000. - с. 138.
- 18.1. Инфляционный характер трансформирующейся экономики: причины инфляционных процессов и их консервации
- 18.2. Антиинфляционная политика в странах с переходной экономикой
- 18.3. Новая ситуация в России
- Глава 19
- 19.1. Противоречия социальной трансформации и их отражение в экономической теории
- 1 Источник: данные Госкомстата рф/ http://www. Zanas.Ru/dep/income/ stat./ ind.Html